Доможакова Татьяна Ивановна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с государственной символикой России

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой является. Это ее земля, природа, богатства. Это народ, населяющий страну и создающий ее богатства, это образ жизни общества. В дошкольном возрасте закладываются простейшие представления детей об окружающем, интерес и положительные отношения, к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, гражданская позиция, а также формируются определенные черты личности — активность, самостоятельность, инициативности.

Прежде чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина своей страны необходимо сформировать нравственную основу и помочь ребенку успешно войти в современный мир, занять достойное место в системе отношений с окружающим, что невозможно без воспитания любви к близким, своему отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа.

 

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном – традиционно входит в содержание программ воспитания и обучения.

Мною создан цикл бесед «Я – Россиянин» для детей старшего дошкольного возраста по ознакомлению с государственной символикой.

Цель моей работы:

  • Формирование представлений о государственных символах России (герб, флаг, гимн), об их основных функциях – объединять жителей страны, служить отличительными знаками государства.
  • Воспитывать уважительное отношение к государственным символам РФ, гордость за принадлежность к Российскому государству и ее народу.

Беседы для детей старших или подготовительных групп проводятся во второй половине дня как совместная деятельность воспитателя с детьми, в течение одной недели, так как входят в общий план по ознакомлению дошкольников с родной страной. Беседы по объему небольшие, каждая последующая беседа является продолжением предыдущей.

Детям дошкольного возраста доступны некоторые элементарные представления о геральдике, символике цвета.

Чтобы суметь прочитать герб и флаг, нужно знать значение изображений, поэтому тема первой беседы цикла — «Символы», из которой дети узнают об историческом значении некоторых символов на основе фольклорных образов (пословиц, легенд и загадок). Цветовые символы: красный, белый, синий – красота окружающего мира. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры на одежде. Эти цвета всегда почитались на Руси.

Следующий этап работы – знакомство с флагом России. В старшем возрасте дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, особенно если они представлены в сказочной форме и подкреплены иллюстрациями. Их яркость и красочность помогают формировать положительное отношение к гербу и флагу, а знаково-символический компонент предполагает формирование элементарных представлений о том, что изображено, что обозначают цвета, приобщают к прошлому и настоящему страны. (Первые стяги и флаги с ликами святых, русский корабль «Орел», на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг).

В следующей беседе дети узнают о гимне как о символе, который всегда с тобой, ведь если знать слова и мелодию, его можно всегда спеть.

Заключительная беседа подводит итог ознакомлению и носит название «Я живу в России», в ходе которой дети закрепляют свои знания о стране и ее символах.

В своей работе педагог должен учитывать:

  • Одной из основных особенностей окружающего мира является его изменение с течением времени, поэтому необходимо познакомить детей с тем, что государственная символика тоже изменяется, как все, что нас окружает.
  • Содержание элементарных знаний детей должно иметь историческую основу, но учитывать возраст ребенка.
  • Сведения, полученные детьми должны быть краткими и не охватывать все исторические этапы создания этих символов.
  • Не стоит рассматривать российскую символику в политическом контексте.
  • При подготовке наглядно-дидактического материала не следует использовать любые пособия, нарушающие целостность изображения государственного герба и флага, использовать раскраски, так как, раскрашивая рисунок не всегда можно точно передать цвета государственных символов.

Таким образом, цикл бесед позволяет сделать процесс ознакомления с символикой России систематическим, развивающим, сформировать у ребенка чувство принадлежности к определенной культуре, истории и заронить в души детей маленькое зернышко любви к Родине.

I ТЕМА БЕСЕДЫ: Символы.

Программное содержание:

  1. Знакомство с народной символикой;
  2. Развитие познавательных интересов;
  3. Воспитание интереса к истории и культуре своей страны.

Предварительная работа. Наблюдение на прогулке вывешенных на зданиях флагов, дорожных знаков, различных обозначений (символов).

Материал. Словарь, символы: красный крест, дорожные знаки и т. д.

Ход.

Предложить детям для рассматривания разные символы.

- Что это? Все это можно назвать символом.

- Что такое символ?

- Где можно узнать значение этого символа? (в словаре).

Прочитаем, что говорит словарь об этом.

Символы бывают разные. Некоторые пришли к нам из давних времен, когда люди еще не умели читать, многого не знали. Думали, что земля не круглая, а плоская, как блин. Солнце – грозный человек, который живет на небе. Загадка: «Красная девица по небу ходит».

- С чем еще могли сравнить солнце? (с птицей – орлом, жар-птицей; с девицей красивой).

Летит орел выше лесу

На крыльях огонь имеет

Весь мир освещает.

- А вы знаете загадки о солнце? Загадайте.

- От солнца много зависит в нашей жизни.

- Если вдруг солнышко исчезнет, что будет?

- Каким цветом люди изображали солнце? (красным). Они считали, что красный цвет это цвет силы, отваги, красоты, так как слово «красный» означает прекрасный.

- Цвет раньше тоже был символом. О красном мы поговорили.

- А что можно сказать о синем цвете?

- Что он может обозначать? (небо, воду (реки, моря), верность, правду.) В нашей стране очень много рек, озер. Поэтому и любили этот цвет.

- А что обозначает белый цвет? (чистоту).

Белый, синий, красный цвета – красота окружающего мира, эти цвета всегда почитались на Руси. Красными, синими нитями по белому полотну вышивали затейливые узоры. Разноцветные ткани использовали, когда шили одежду.

(Рассмотреть народные костюмы: (русский, хакасский и другие)).

Раскрашивание русской народной одежды, рисование солнца.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М.: АРКТИ, 2007
  2. Журнал «Обруч» №3, 2003
  3. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина…- М.: АРКТИ, 2005
  4. «Моя страна Россия» Виноградова Н.Ф., Соколова Н.А. М. Просвещение. 2001
  5. «Наследие. Патриотическое воспитание в д/с». Новицкая М.Ю. М. Просвещение, 2003
  6. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. — М.: ТИД «Русское слово – РС», 2004
  7. «С чего начинается Родина?» Кондрыкинская Л.А. М. 2004

Доможакова Т.И.

Воспитатель МБДОУ «Центр развития ребенка — детский сад «Рябинушка» г. Абакан, Республика Хакасия.

Просмотров: 789
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Наумова Наталия Александровна. Сообщение к педсовету 'Красота-это то, что создаёт человек'
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Власова Анна Сергеевна. «Здоровый образ жизни — это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Майорова Ольга. Формула здоровья «Здоровье – это то, что нужно беречь».
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Презентация 'Лица России – символы России'
  • Дядя Эй!. А это, что за хрень?
  • Редактор. Оригами. Что это?
  • Лобанова Елена Александровна. Конспект занятия «День Государственного Флага. Символы России»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'
  • Неверовская Елена Геннадьевна. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК И КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬ.
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Куйбина Юлия Валерьевна. Конспект игры-викторины для детей 6-7 лет по теме: «Разгадай символы России»
  • Лебедева Наталья Павловна. Презентация 'УГОЛКИ НАСТРОЕНИЯ – ЧТО ЭТО'
  • Артемова Татьяна Геннадьевна. Интегрированное занятие в старшей группе 'Государственные символы России'.
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь