Автор: Мирчу Елена Викторовна Воспитатель ГБДОУ детский сад № 35 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Цель: Формировать представление о народной художественной культуре, показать её национальное своеобразие.
Задачи:
- Знакомство с историей народного промысла и выделение простейших элементов узора.
- Знакомство с орнаментом: чередование, повторяющийся узор.
- Творческое использование полученных знаний.
- Прививать патриотические качества.
- Формирование положительного мнения о красоте и уникальности живой природы в родном городе.
Оборудование: белые листы А4, цв. карандаши, мелки, фломастеры, куклы в народных костюмах, каргопольская и дымковская игрушки, оборудование для просмотра слайдов РР.
Предварительная работа: Рассматривание кукол в народных костюмах, иллюстраций росписи предметов народного творчества. Выставка фиалок в группе. Беседа «Уголки природы в городе».
Ход совместной деятельности:
Ребята, нам Весна прислала посылку.
Открываем и смотрим – «Руководство по выращиванию аленьких цветочков».
Письмо состоит из символов. Читать письмо только в конце совместной деятельности (снизу-вверх: 1 ряд Ромбы – вспаханное поле; 2 ряд Точки-посадили семена; 3 ряд Волнистые линии – полили водой; 4 ряд Солнышки – для роста растениям необходимы солнечные лучи; 5 ряд Ростки-три палочки; 6 ряд – листочки; 7 ряд — цветочки).
-Как же нам их разгадать и прочитать что там написано?
Вы где-то видели похожие узоры? (на русских народных костюмах, на глиняных игрушках).
СЛАЙД 2,3 Русские народные костюмы с элементами вышивки
На старинной одежде мы увидели картинки. Назовите, какие? (Домики, петушки, деревья, церкви и т. д.)
Как вы думаете, почему люди вышивали картинки? И старались передать свои мысли с помощью узоров? (люди не знали букв и не умели писать)
СЛАЙД 4,5 Рушник с элементами узора
Самый главный элемент узоров – это изображение солнца. Почему?
(Солнышко нужно всем; и людям, и животным, и растениям. В древности на Руси солнце очень любили, ведь оно оберегало людей от всего тёмного, холодного и страшного, поэтому изображение солнца было обязательным)
СЛАЙД 6: Символы солнца в славянской росписи.
-Как вы думаете каким символом древние славяне изображали воду, ведь без воды не живет ничто живое. (волнистые линии)
Если волнистые линии располагаются сверху-вниз, то это дождик, если справа- на лево, то это река или ручей.
СЛАЙД 7: Символы воды в славянской росписи.
-Без чего еще не может жить человек? (без еды)
-Где брали еду древние славяне? (выращивали на полях)
-Как можно изобразить поле в росписи? (прямоугольником или квадратом)
-Что сажали на поля? (семена)
- Как можно изобразить семечко? (точка или точка-закорючка)
СЛАЙД 8: Символы в славянской росписи -земля, поле, семена, ростки, цветы…
-Весной оживает вся природа, как можно изобразить дерево?
-Еще весной к нам возвращаются птицы. Как бы вы их изобразили в узоре?
СЛАЙД 9: Растения
СЛАЙД 10: Символы в славянской росписи- лес, дерево, птица.
СЛАЙД 11: Бесконечники- ловушка для зла. Если нарисовать бесконечник, то зло тебе уже не навредит.
СЛАЙД 12: Физминутка песня-игра.
Ребята, вы уже достаточно знаете о символах древне-славянской росписи.
Давайте теперь попробуем прочитать письмо.
Дети объясняют, что сначала нужно взять семена, посеять их в поле, полить водой, согреть солнышком, тогда появятся ростки, потом цветы.
СЛАЙД 13, 14, 15: Клумбы в городе.
Тут еще есть письма для детей других детских садов, но они пустые, потому что почтальон случайно уронил письмо в лужу и все символы смылись. Попробуйте восстановить руководство по выращиванию растений в нашем городе.
-Узоры принято читать снизу вверх, давайте попробуем прочитать. (Читаем письмо. Обратить внимание детей, что рисунок узора повторяется и составляется линиями один над другим).
Детям предлагается на выбор карандаши, фломастеры, мелки, краски…
Ребята, вы теперь сможете написать такое же письмо про себя, а вместо букв и слов использовать символы. Попробуйте.
Читаем все письма по желанию.
|