Гетманова Юлия Николаевна, Лаптева Галина Анатольевна. Сценарий мероприятия патриотической направленности «Бородинское поле – второе ратное поле России»

Сценарий мероприятия патриотической направленности «Бородинское поле – второе ратное поле России»

Цели:

  • развить у детей интерес к истории Отчизны на примере истории Отечественной войны 1812 года.
  • показать героизм русского народа, вставшего на защиту своей страны.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Задачи:

  • воспитывать чувство патриотизма, уважение к памяти людей, защищавших свою Родину;
  • развивать у детей чувство гордости за родную страну и благодарность великим людям, служившим России, за подвиги русского народа, его героизм и смелость.;
  • расширять знания детей о событиях 1812 года;
  • познакомить с Днем воинской славы России — 8 сентября 1812 года — Бородинское сражение;
  • познакомить воспитанников с памятными событиями 1812 года, с военным обмундированием, амуницией, вооружением, терминологией того времени;
  • развивать мышление, внимание, память логику;
  • развивать умение «слушать» и «слышать»;
  • развивать умение слушать воспитателя и товарищей, работать в парах и группах.

Скачать конспект

Оборудование:

  • календарь “Дни воинской славы России”,
  • карта Бородинского сражения,
  • портреты М.И. Кутузова, Наполеона,
  • иллюстрации по теме «Отечественная война 1812 г.»,
  • мультимедийный проектор, ноутбук,
  • пазлы из карты сражения,
  • бумага, корзинки для бумаги,
  • цветные карандаши для каждого ребенка.

Дети под маршевую музыку заходят в зал и садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель: — Ребята, послушайте внимательно (Воспитатель читает рассказ).

«Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия».

Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили отцы и деды. Родиной мы зовем ее, потому что в ней родились, а матерью — потому что она вскормила нас хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него Родина».

Это рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество». О чем он, как вы считаете?

Дети: — Этот рассказ о России.

Воспитатель: — Как еще мы можем назвать Россию?

Дети: — Отчизна. Родина. Отечество. Наша страна.

Воспитатель: — Почему мы так называем нашу страну?

Дети: — Потому что Россия – это то место, где все мы родились и живем. Здесь родились и живут наши родные, друзья. (Другие варианты ответа).

Воспитатель: — Правильно, молодцы! Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться со страницами истории нашей страны. Давайте вспомним, о каких важных событиях истории нашей страны мы с вами уже узнали?

Дети: — Как в древности защищали Родину богатыри. Про Ледовое побоище и отважного князя Александра Невского. Про Куликовскую битву и смелого князя Дмитрия Донского.

Воспитатель: — Совершенно верно! Вспомните, пожалуйста, как называют место, где проходила Куликовская битва.

Дети: — Куликово поле, первое ратное поле России.

Воспитатель: — Молодцы, правильно! В нашей истории есть такое понятие «ратное поле России». Таких полей 3, одно из них находится совсем рядом с Белгородом. Битва на этом поле проходила 76 лет назад. Догадались, о каком поле я говорю?

Дети: — Да. Это Прохоровское поле. На нем проходила Курская битва во Время Великой Отечественной войны.

Воспитатель: -Совершенно верно. Мы много говорили с вами об этом, ребята. А многие из вас ездили на экскурсию на Прохоровское поле. Сейчас же мы поговорим о втором ратном поле России.

(Воспитатель выставляет картину, где изображено «Бородинское сражение», задает детям вопросы, сопровождает их комментариями).

Воспитатель: — Что мы видим на этой картине?

Дети: — Войну, бой, сражение.

Воспитатель: — Почему вы так думаете?

Дети: -Сражаются люди, их очень много.

Воспитатель: Да, на картине множество людей, это военные. Воины одной армии одеты в зеленые мундиры, а воины другой – в синие. Как вы думаете, когда происходило это сражение?

Дети: -Давно, потому что на картине нет современной боевой техники – танков, самолетов, зато есть конница.

Воспитатель: -Как вооружены солдаты? Есть ли луки, копья, мечи? Похоже, что это сражение древних воинов?

Дети: -Нет. Это не такие давние времена. На картине есть ружья, пушки. И люди одеты по-другому.

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Вы очень внимательны! Вы подметили важные детали: вооружение, одежду! Вы точно определили, что сражение это происходило давно!

(Ребенок читает отрывок стихотворения М. Лермонтова «Бородино»)

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?

Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам о войне. Войне, которая была очень давно – 200 лет назад.

А началась эта история во Франции, в конце XVIII века, когда генерал Наполеон Бонапарт захватил власть в стране и провозгласил себя императором.

(демонстрация портрета Наполеона)

Решил император завоевать весь мир. Для этого собрал огромное войско и пошел войной на соседние страны: Испанию, Италию, Пруссию, Австрию. И все эти страны ему покорились, богатые граждане выносили ему ключи от городов на золотом подносе, кормили его солдат, лошадей и платили огромную дань.

И тогда непобедимый Наполеон надумал захватить нашу страну – Россию.

12 июня 1812 года громадная французская армия вторглась в Россию.

Началась Отечественная война русского народа против французских захватчиков.

Наша армия была гораздо меньше французской, и сначала нам пришлось отступать.

Но не покорилась французскому войску земля русская, не покорился ему народ смелый. Стеной встал он на защиту Родины и дал отпор врагу. Война с Наполеоном, с французской армией получила название Отечественной, так как все русские люди: и бедные, и богатые, и горожане, и крестьяне – поднялись на защиту своего Отечества.

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

«Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!

Земля тряслась — как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...»

Воспитатель: Главнокомандующим русской армии в самый важный для России момент назначили Михаила Илларионовича Кутузова. «Прибыл Кутузов бить французов» — говорили солдаты. Его давно знали и любили в войсках. Полная его фамилия Голенищев-Кутузов, а с декабря 1812 года он ещё и князь Смоленский. Этот титул ему пожаловал император Александр в благодарность за спасение Отечества.

(Показывает портрет М.И. Кутузова)

Родился Михаил Илларионович Кутузов 5 сентября 1745 года в Петербурге. В возрасте 14 лет он с отличием окончил Дворянскую артиллерийскую школу. С 16 лет – прапорщик, командир роты Астраханского пехотного полка. Не раз жизнь Кутузова находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.

Кутузова любили и уважали солдаты. «Пришел Кутузов бить французов». Так гордо говорили солдаты российской армии, когда он стал главнокомандующим.

Давайте сейчас мы представим себя солдатами русской армии под руководством главнокомандующего Кутузова и споем русскую военную строевую песню «Солдатушки, бравы ребятушки…»

(Дети встают по друг за другом парами, и, марширую по кругу, поют)

«Солдатушки, бравы ребятушки,

Есть у вас родная?

Есть родная, мать нам дорогая,

Наша Русь святая.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

Наши деды — славные победы,

Вот где наши деды.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши братцы?

Наши братцы — за плечами ранцы,

Вот где наши братцы.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши сёстры?

Наши- сестры

Пики, сабли востры,

Вот где наши сёстры.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши дети?

Наши дети — пушки на лафете,

Вот где наши дети.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша хата?

Наша хата — лагерь супостата,

Вот где наша хата.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава — Русская держава,

Вот где наша слава».

(Дети рассаживаются на свои места)

Воспитатель: — Наполеон решил во что бы то ни стало победить Россию, а для этого французским войскам надо было очень быстро занять Москву. Император говорил, что если он займет Москву, то поразит Россию в самое сердце. Кутузов умело вел бои, старался, чтобы как можно меньше погибло солдат. В боях русская армия проявляла величайшую стойкость, решительность, но Наполеон все, же продвигался к Москве.

8 сентября 1812 года М.И. Кутузов решил дать бой армии Наполеона у деревни Бородино.

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

«И вот нашел большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут».

Воспитатель: Мудрый полководец Кутузов выбрал весьма удачное место для предстоящего боя. С правой стороны русские войска были защищены рекой, а с левой за небольшое время солдаты построили земляные укрепления – редуты и флеши. Давайте посмотрим, как располагались русские войска: где артиллерия, где пехота, где конница? Но для того, чтобы поработать с картой сражения, нам с вами придется потрудиться и собрать ее из отдельных частей. Группами по 4 человека разбейтесь на ковре и получите ценный конверт. Достаньте из него части карты и сложите ее.

(Каждая группа детей получает конверт с пазлами из карты. Ребята собирают пазлы, воспитатель высвечивает на экране такую же карту.)

Воспитатель: Все собрали карту, молодцы. Проверьте себя, совпадают ли наши карты? Да, прекрасно. Садитесь на места, давайте разберемся, что же изображено на этой карте.

(Работа с картой)

Где располагались русские войска?

Где на карте отмечено движение французских войск?

Как вы считаете, какими качествами должны обладать воины, чтобы выдержать тяготы войны?

(Ответы детей).

Воспитатель: И вот битва началась!

(Ребенок читает отрывок из стихотворения М. Лермонтова «Бородино»).

«И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом…

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой».

Воспитатель: Восемь раз поднимались французы в атаку, но безуспешно. Русские войска сражались не на жизнь, а насмерть. Это было страшное, кровопролитное сражение.

(Показывает иллюстрации «Бой при Бородино»)

Воспитатель: Долгий день продолжалась битва. Верх брала то русская армия, то французская. Наконец, когда совсем стемнело, сражение замерло само собой. Наполеон при Бородино впервые не выиграл битву. Так начался путь к победе для русских войск, но пока они продолжали отступать, отступать к Москве.

В деревеньке Фили созвал Кутузов своих генералов и полковников и стал решать: давать ли бой под Москвой или сдать столицу. Долго спорили генералы, говорили, что нельзя отдавать врагу столицу нашего государства, но Кутузов сказал: «Москва – это не вся Россия» и добавил: «Пока цела армия, цела и Россия». Было решено оставить Москву.

Жители торопливо покидали Москву, бросая на произвол свои дома и все имущество. Французские войска вошли в пустой город. Ночью Москва запылала. Чтобы не отдать родной город на разграбление французам, ополченцы поджигали дома и другие строения. Москва страшно горела!

Французская армия не была готова к суровой российской зиме, Наполеон хотел провести в Москве всю зиму, чтобы его войско отдохнуло, но после того, как почти вся Москва сгорела, войскам просто негде было разместиться на зимние квартиры, русские люди не хотели кормить его армию.

Падение и пожар Москвы до глубины души потрясли русский народ. По всей стране стало формироваться народное ополчение. Обычные люди, мужчины и женщины, крестьяне и дворяне, практически без оружия громили французские обозы с оружием и продовольствием, нападали на вражеские отряды.

Воспитатель: — Ребята, давайте мы с вами представим себя на минутку русскими солдатами и проведем воинскую подготовку в меткости стреляния ядром. Становимся в две линии. Одна линия будет делать ядра и бросать из на территорию соперников, а вторая будет обороняться и ловить ядра в специальные корзины. Итак, готовы? К бою!

(Дети разбиваются на две линии. Одни получают корзинки для бумаги, перед другими выкладываются листы бумаги. Ребенок должен скомкать лист бумаги, сделать из него ядро и бросить в соперника. Соперник же должен поймать «ядро» в корзину. 2 минуты дети бросают «ядра» в корзины по очереди, тренируя меткость).

Воспитатель: — Отлично! Думаю, из вас получатся прекрасные защитники Отечества. А теперь рассаживайтесь на свои места и дослушайте историю.

Наконец, французская армия, голодная и оборванная покинула Москву, Наполеон решил вернуться во Францию.

Отступающих французов неуклонно сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. 14 декабря 1812 года последние остатки французских войск были изгнаны за пределы России. Русская армия не просто выгнала армию Наполеона из России, но и гнала ее до самой Франции.

Давайте, ребята, посмотрим с вами небольшой фильм по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино».

Воспитатель: А теперь я хочу показать вам, как выглядели военные, солдаты тех времен и какое у них было оружие. Мы внимательно рассмотрим иллюстрации и раскрасим картинки.

Для этого вы разделитесь на пары и по завершению раскрашивания обменяетесь листками и проверите друг друга.

(Дети рассматривают иллюстрации, раскрашивают картинки и помещают их на стенд. Каждая пара проверяет, в те ли цвета раскрашено обмундирование солдат).

Воспитатель: Что же обозначает дата 8 сентября 1812 года? Что произошло в этот памятный день?

(Обращает внимание детей на календарь «Дни воинской славы России»).

Дети: В этот день произошло Бородинское сражение.

Воспитатель: (показывает портрет полководца) Кто такой Кутузов?

Дети: Кутузов — это русский полководец, который командовал русской армией во время Бородинского сражения.

Воспитатель: Как вы поняли, кто такой Наполеон?

Дети: Наполеон — это французский император, который хотел захватить весь мир и Россию в том числе.

Воспитатель: Почему Бородинское поле названо вторым ратным полем России?

Дети: На нем произошло великое сражение, оставшееся в памяти надолго.

Воспитатель: Вблизи Бородинского поля находится музей. Здесь сохранены и представлены орудия с поля битвы, ружья, сабли, полковые знамена. Под этими флагами наши войска шли в атаку на неприятеля. С ними в руках русские солдаты истекали кровью и умирали, но врагу не сдавались. Хранятся в музее и некоторые личные вещи защитников Отечества: мундиры, письма, табакерки, курительные трубки. Тысячи россиян посещают музей каждый год, чтобы почтить память своих соотечественников, отдавших жизнь за Родину. В память о мужественных защитниках города, ополченцах и российских солдатах сооружены на Поклонной горе памятники и храм.

Нужно сказать, что и наши земляки принимали участие в этой войне. Известны сведения о Владимире Федосеевиче Раевском (родившемся в селе Хворостянка Старооскольского уезда) – талантливом поэте участнике Отечественной войны 1812 года и освободительных походов русской армии, близком друге А.С. Пушкина. После Бородинского сражения получил золотую шпагу с надписью «За храбрость» Орден Святой Анны 4 степени отличие у деревни Гремячево. 22 октября 1812 года за отличие в бою под городом Вязьмой был произведен в подпоручики, а уже 21 апреля 1813 года стал поручиком за многие отличия и разные дела. Он вошёл в историю нашей Родины с почётным званием «Первого декабриста»

Бородинское сражение положило начало разгрома армии Наполеона. Именно поэтому 8 сентября 1812 года стало Днем воинской славы России.

Ребята, думаю, вам было интересно узнать факты о славной истории нашей Родины и о её втором ратном поле – поле Бородинской битвы.

Большое спасибо!

Просмотров: 626
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Бирюкова Людмила Николаевна. Конкурс «Воспитатель года»
  • Давыдова Марина Николаевна. Эссе на конкурс воспитатель года
  • Василенко Светлана Борисовна. Сценарий финала конкурса «Воспитатель года»
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Челохсаева Светлана Ильинична. Стихотворения для детей 'Наши дети', 'Считалка', 'Лисята'
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Наши милые дети...
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Алипова Галина Геннадьевна. Сценарий выпускного праздника «Наши дети — Лучше всех!» — 2018
  • Юлия Канищева. Родительское собрание. Тема : «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»
  • Куликова Марина Анатольевна. Эссе «Моя профессия-воспитатель»
  • Попова Ольга Анатольевна. Эссе 'Моя профессия – воспитатель'
  • Валентина Ивановна Пронина. Эссе 'Воспитатель о профессии воспитателя'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь