Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Миронова Ольга Вячеславовна. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: От деда к внукам. Передача национальных традиций в росписи чувашских и дымковских мастеров.



Миронова Ольга Вячеславовна. Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: От деда к внукам. Передача национальных традиций в росписи чувашских и дымковских мастеров.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему: От деда к внукам. Передача национальных традиций в росписи чувашских и дымковских мастеров.

Миронова Ольга Вячеславовна Воспитатель МБДОУ Ибресинский детский сад «Радуга» п. Ибреси Чувашской Республики

Тема: Передача национальных традиций в росписи чувашских и дымковских мастеров Цель: развивать интерес к культурным традициям чувашских и дымковских мастеров; познанию семейных ценностей в символическом обозначении узоров, передача их из поколения в поколение.

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с культурными традициями, с историей народной росписи, с элементами узора в чувашской и дымковской росписи. С элементами росписи и их символическими значениями;

 

Развивающие задачи: развивать интерес к культуре русского и чувашского народа через знакомство с народной игрушкой, желанием расписать игрушку самостоятельно используя знакомые элементы; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской – чувашской культуре, русскому и чувашскому языку). Развивать у детей творческие и познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Регионально национальный компонент: Нарспи – чувашское женское имя, хушпу – женский головной убор для замужних женщин украшенный серебряными монетами, тухья — женский головной убор для девушек украшенный серебряными монетами.

Технические задачи: упражнять в использовании карты схемы последовательности наложения элементов узора; расширить знания о специфических цветах дымковской и чувашской росписи, использовать кисти разных размеров на свое усмотрение.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу, интерес к обычаям старины, к русскому и чувашскому фольклору; чувство эмпатии;

воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского, чувашского народа, к предметам народно прикладного искусства.

Словарная работа: познакомить с новыми словами обозначающими элементы одежды: хушпу, тухья, кокошник, сорока, кичка, маниста; упражнять в образовании существительных: в Молдавии – молдаванка, в Татарии – татарка, в Грузии – грузинка…

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно-исследовательская.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности:

«Путешествие на выставку», «Прием гостей».

Оборудование: куклы в народных костюмах; набор карточек с элементами чувашской и дымковской росписи; силуэты кукол в чувашских и дымковских костюмах, глиняные игрушки – заготовки; краски, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские и чувашские народные песни, колыбельные, плясовые».

Предварительная работа: рассматривание игрушек из дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками предметами быта из разных областей с элементами узора, цветовой гаммой узора – Чувашская, Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Ход организованной образовательной деятельности

Вступительная часть.

-Ребята сегодня я хочу вместе с вами посетить интересную выставку, которая, поможет нам побывать во многих уголках нашей Родины.

-Ребята на чем можно путешествовать.

-Правильно мы живем с вами в современном мире и у нас с вами много быстрых и скоростных средств передвижения: это самолеты, водные лайнеры, поезда, автобусы, машины. А мы с вами совершим виртуальное путешествие:

Собрались скорее в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза
А у нас тут чудеса…

(пока дети стоят в кругу закрыв глаза убирается ширма, перед детьми предстает выставка).

-Посмотрите мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Куклы в народных костюмах».

-Ребята обратите внимание на выставке собраны куклы в национальных костюмах людей, которые проживают в России.

-Что вы можете сказать? Правильно их очень много! Наша страна большая, в ней много республик, а в каждой республике свои национальные костюмы и традиции.

-Еще, что вы можете сказать? Все костюмы красивые, каждый костюм красив по своему и не похож на другой.

-С некоторыми куклами мы с вами уже знакомы: вот кукла в костюме из Молдавии как мы ее назовем – молдаванка.

-Эта кукла из Татарии как мы ее назовем? Татарка.

-Эта из Украины как мы ее назовем. Украинка.

-Эта кукла в грузинском костюме от куда? А как мы ее назовем?

-Эта кукла из Тульской области, как мы ее назовем?

- Эта кукла с нашей республики. Как она называется? Чувашка.

-Ребята а эта кукла откуда?

-Правильно из Кировской области. Чем запомнилась вам эта кукла?

-Мы с вами знакомы со многими куклами.

-А чем же они отличаются друг от друга?

-У них разные костюмы.

-А сами костюмы, почему не похожи друг на друга и каждый красив по своему?

-Правильно! У каждого костюма свой цвет, свои характерные узоры.

-Вот посмотрите на эти карточки (на карточках узоры с чувашским орнаментами и дымковским узором) узоры перепутались и если мы их правильно разложим произойдет волшебство (дети раскладывают чувашский отдельно дымковский узор отдельно).

В групповой комнате появляются бабушки в чувашском и кировском — дымковском костюме.

Бабушки — Здравствуйте внучатки милые!

- Проходите присаживайтесь. Эта бабушка Маша из Кировской области и бабушка Нарспи из Чувашии.

Бабушки — Какие молодцы сколько они всего знают и умеют.

Воспитатель – А посмотрите ребята наши гости одеты в красивые национальные костюмы, давайте мы их про них расспросим.

Ребенок – Бабушка Нарспи а расскажи нам пожалуйста про свой костюм.

Б. Нарспи – А вот на голове у меня головной убор, который называется – хушпу. А когда я была молодая я носила другой головной убор. А вы знаете как он назывался?

Ребенок – Тухью.

Бабушка Нарспи рассказывает о своем костюме.

Воспитатель — Вот у бабушки Марии тоже есть, что нам интересное поведать о своем наряде.

Бабушка Мария рассказывает используя в своем рассказе элементы одежды кокошник, сорока, кичка.

Воспитатель – Спасибо за интересный рассказ. А вот узоры на ваших костюмах очень интересные, разные.

Бабушки — А вы знаете, что национальный узор это не просто узор. Это узор, который, передается из поколения в поколение, от прабабушке к бабушке, а от бабушке к маме, а от мамы к дочке, также от прадедушке к дедушке, от дедушке к папе, от папы к сыну – во всех областях, во всех республиках, во всех странах мира существует такая традиция передачи своего опыта, своих умений следующему поколению.

Бабушки — Вот и мы сегодня решили передать вам традиции своих уникальных узоров.

-Видно, что со многими узорами вы уже знакомы. Вот тут вы выбрали чувашские узоры, а тут дымковские.

Бабушки — Чем же они отличаются?

Бабушки — Правильно в чувашском орнаменте интересные графические узоры, они как бы нарисованы из полосок, квадратиков. А в дымковском узоре много круглых элементов.

Все сопровождается показом на мультимедийном проекторе.

Бабушки — Ребята, что вы можете сказать о цветах которые преобладают в каждой росписи?

Бабушки — Правильно в чувашском орнаменте основные цвета это: красный, зеленый, синий без оттенков. Дымковский узор в цветовой гамме не ограничен, в нем встречаются все цвета и оттенки.

Бабушки – Ребята несмотря на то, что узоры такие разные у них есть сходства.

Бабушки — Как вы думаете в чем они похожи?

Бабушки — Посмотрите вот на эти два на первый взгляд совершенно разных узора, а в них был заложен один смысл нашими прадедами, смысловое значение этого узора солнце, которое не просто светило и грело, но еще украшало человеческую одежду, предметы быта…

Бабушки — А вот еще узоры, которые на вид не похожи, но имеют одно смысловое значение, посмотрите. Это дом. Посмотрите на экране мы видим множество предметов одежды и быта на которых есть этот узор как на предметах чувашских мастеров, также и дымковских мастеров.

Бабушки — Есть еще одна очень важная семейная традиция, которая передается нам из поколения в поколение: все узоры, орнаменты надо рисовать, вышивать всей семьей, для всей семьи и с большой любовью, теплотой и добротой.

Бабушки — Вот по старой семейной традиции мы сегодня к вам не с пустыми руками пришли, а с подарками да гостинцами.

Бабушки — Только вот подарочки мы для вас готовили да ручки уж теперь не те, а старенькие стали немного не доделанные, а вы наверное нам поможете и нанесете узоры и орнаменты на подарки. (Бабушки достают силуэты одежды, силуэты дымковских игрушек и раскладывают на столе, дети выбирают работу по желанию).

Бабушка – А пальчики то у вас умелые, а сами то вы смелые?

Пальчиковая гимнастика

А семья у нас большая (По очереди разгибают пальчики, начиная с большого)

Это папа, это дед
Рядом с ними
Мама с бабой
Две сестры

Вот и с братом мы

Практическая часть. Звучит музыка. Бабушки Мария и Нарспи помогают – подсказывают детям.

Заключительная часть.

- Ай да внучата у нас.

- Вот молодцы так молодцы.

Дети выставляют и вывешивают работы

Воспитатель — Бабушка Мария, бабушка Нарспи да и в правду ребята молодцы. Да и вы у нас какие умницы вовремя подоспели и нам подсказали как и какими красками расписывать, да и опыт своей доброты нам передали, мы теперь всегда с любовью и добротой за работу садится будем.

Бабушки – А мы как рады, что к хорошим добрым ребятам попали да традиции в добрые теплые руки передали. А вот за то, что вы такие молодцы и с такой работой хорошо справились да и наши секреты применили вам гостинцев решили мы оставить, угощайтесь, да нас вспоминайте. До свидание!

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

- Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание за пожелания и за слова добрые.

Просмотров: 669
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Редактор. Поздравления с 8 марта - Много у бабушки с нами хлопот...
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Добрякова Ирина Владимировна. Конспект по ФЭМП с элементами здоровьесберегающих технологий во 2-ой младшей группе «Клубок для бабушки»
  • Киреева Мария Александровна. «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании»
  • Ментух Татьяна Михайловна. Конспект непрерывной образовательной деятельности по конструированию во второй младшей группе «В деревне у бабушки»
  • Золотарева Ольга Владимировна. «Клубочки для бабушки»
  • Кочетова Ольга Сергеевна. Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Забавы Бабушки Яги»
  • Наталия. Конспект НОД во 2 младшей группе «Кто у бабушки живет?»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Артикуляционная гимнастика-сказка «У бабушки с дедушкой»
  • Главный Редактор. Бабушки-старушки
  • Залялиева М.Ф Колесникова Ю.А.. Конспект по познавательному развитию для детей средней группы «В гостях у бабушки»
  • Шкилёва Маргарита Григорьевна. Конспект НООД с детьми 2-3 лет «У БАБУШКИ ВО ДВОРЕ»
  • Ирина. Конспект развлечения в подготовительной группе «В гостях у бабушки»
  • Бондарева Александра Федоровна. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в сказке «У бабушки с дедушкой»
  • Анна Иосифовна Торохина. НОД в I младшей группе Тема занятия: Кто у бабушки живет?
  • Главный Редактор. Игры и конкурсы к 8 марта - А ну-ка Бабушки
  • Пашовкина Таисия Ивановна. Конспект ООД для старшей группы 'Уроки бабушки Федоры'
  • Трошина Ирина Николаевна. Конспект НОД 'В гостях у бабушки Наташи'
  • Щукина Лариса Анатольевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ 'У БАБУШКИ В ГОСТЯХ'
  • Ступникова Юлия. «Ладушки в гостях у бабушки» конспект занятия по развитию речи в средней группе
  • Дежнёва Ирина Вянихаровна. Конспект развлечения в подготовительной группе 'В гостях у бабушки'
  • Уразалиева Аделина Растямовна. Конспект физкультурного досуга на тему «В гостях у бабушки Загадушки»
  • Салаватова Индира Фанисовна. Башкирские посиделки «В гостях у бабушки»
  • Загайнова Елена Леонидовна. Пасхальные посиделки у бабушки Дарьюшки.
  • Светлана Николаевна Простякова. ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ «В ГОСТЯХ У БАБУШКИ»
  • Мордовина Людмила. Развлечение для 1 мл. группы «В гостях у Бабушки-Забавушки»
  • Зеликова Валентина Петровна. Развлечение «В гостях у бабушки Хозяюшки»
  • Маслова Наталья Сергеевна. Конспект интегрированной НОД по развитию речи во второй младшей группе «В гостях у бабушки».
  • Бухалова Галина Николаевна. День фольклора в младшей группе. Тема “Ладушки в гостях у бабушки”.
  • Лановая Юлия Владимировна. Интегрированное занятие «В гостях у бабушки Маши»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь