Цель: практическое усвоение и закрепление полученных ранее знаний о Великой Отечественной войне.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления о предприятиях родного города, работающих для фронта; о орчанах — героях Великой Отечественной войны;
- Закрепить знания пословиц и поговорок о Родине, о солдатской доблести;
- Формировать представления о значении георгиевской ленты;
- Познакомить с понятием «вещмешок», новой пословицей «Шаг вперед – шаг к победе»;
- Упражнять в подборе определений к слову «солдат».
- Закреплять понятия «направо», «налево», «кругом», «горизонтально», «вертикально»;
- Упражнять в решении задач.
Воспитательные:
- Формировать любовь к своей Родине, чувство гордости за нее.
- Воспитывать у детей уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину.
- Воспитывать навыки совместной деятельности.
Развивающие:
- Развивать произвольное внимание, память, зрительное восприятие.
- Упражнять в выполнении мыслительных операций анализа.
- Развивать навыки ориентировки в пространстве.
- Стимулировать познавательный интерес к героическому прошлому своей страны, родного края, соотечественников.
Приемы руководства деятельности детей:
- Приемы мотивирования детской деятельности: создание ситуации взаимопомощи, использование игровой ситуации, установка на внимательное прослушивание и выполнение инструкций.
- Приемы активизации детей в процессе деятельности: организация развивающей среды, проблемные вопросы, задания поискового характера, использование полученных ранее знаний.
- Приемы организации практической деятельности детей: вопросы, практические задания.
- Приемы поддержания интереса детей: чередование видов детской деятельности, использование дидактического материала, поощрение, сюрпризный момент.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности в НОД: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.
Планируемые результаты:
Личностные: отклик на эмоции педагога и других детей; умение работать в команде и парах, обращаться к педагогу при возникновении затруднений; способность оказать помощь товарищу.
Интеллектуальные: формируются предпосылки УУД; умеет работать по правилу, инструкции. Развиваются высшие психические функции (восприятие, память, мышление, речь). Умеет делать умозаключения, планировать действия при решении задач. Использует вербальные средства общения, владеет способами конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми.
Физические: сформированы навыки выполнения строевых упражнений.
Работа над словарем: активизация словаря по теме Великой Отечественной войны; обогащение словаря понятием «вещмешок»; упражнение в согласовании прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, фотоснимков о Великой Отечественной войне;
- Знакомство с пословицами и поговорками о военной доблести, Родине;
- Чтение художественной литературы: Л. Кассиль «Главное войско», С. Глориевская «Галина мама», И. Мельников «Секретный отряд», Б. Алмазов «Матросская лента», Н. Камбулов «Город-герой Новороссийск», А. Митяев «Землянка»; стихотворения Е. Благининой о войне (книга «Почему ты шинель бережешь?»);
- Изготовление из бумаги «солдатского треугольника» (письма);
- Сбор информации об орчанах – героях ВОВ;
- Изготовление газеты «Я помню! Я горжусь!»
- Рисование на тему рассказов о войне.
Материалы: Доска магнитная (2 шт.), вещмешок, письмо, конверты с заданиями, карточки со словами (предложения, названия улиц), набор цилиндров, отличающихся по высоте, но одинаковых в диаметре (по 8 шт. каждого вида), коробки (2шт.) одинаковые по объему, карточка-пазл из 6 частей, георгиевские ленточки по количеству детей, музыкальное сопровождение (песня «Катюша»), каска, коробка с магнитными фишками.
Ход образовательной деятельности.
I. Организационный момент:
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы дружные и поэтому справа и слева от каждого из вас стоят друзья. Данил, кто стоит справа от тебя? Ксюша, кто стоит слева от тебя? (3-4 человека). У нас получилось кольцо дружбы.
Воспитатель проходить несколько раз вкруг и из круга, разъединяя детские руки.
- Посмотрите, как легко рвется наше кольцо. Попробуем сделать так, чтобы никто не смог разорвать нашей дружбы.
Один ребенок стоит на месте, а воспитатель с другого края ведет всех детей вокруг него.
- Как вы думаете, можно ли теперь разорвать руки друзей?
Ответы детей. Воспитатель возвращает детей в общий круг.
- Как уютно и надежно, когда вокруг тебя друзья. С ними можно преодолеть любые преграды и испытания.
II. Создание проблемной ситуации.
В группу вносят вещмешок.
- Ребята, как вы думаете, что это? (варианты ответов)
- Это вещмешок. В таких вещмешках солдаты носили самое необходимое. Как вы думаете, а что находится в этом вещмешке? (ответы детей) Давайте откроем его и узнаем что в нем находится (развязывает мешок, достает письмо).
- От кого это письмо, кто нам его прислал?
Дети читают: «От ветеранов»
- Давайте прочитаем письмо!
«Здравствуйте, наши правнуки! Приближается важный праздник для нашей страны – День Победы. Мы приготовили для вас открытку — пазл. Собрать ее вы сможете как только выполните все наши задания. И помните пословицу: «Шаг вперед — шаг к победе!». — Ребята, вы готовы выполнить задания? (ответы детей)
III. Непосредственная деятельность.
Воспитатель предлагает одному из детей достать все конверты с заданиями из вещмешка, другому ребенку разложить конверты по порядку (от 1 до 6). Зачитывается задание №1.
После выполнения каждого задания все хором подводят итог: «Шаг вперед – шаг к победе!»
Задание №1. «Задание радиста». (в 5 разных конвертах находятся разрезанные на слова пословицы. «Русский солдат не знает преград», «Мир строит, а война разрушает», «Умелый боец везде молодец», «Герой – за Родину горой», «Одна у человека мать, одна и Родина»).
- Разбейтесь на пять команд по два человека. Для каждой команды есть радиограмма. Для того, чтобы враг не смог ее прочесть, радист разрезал ее на слова. Составьте из слов предложение. (Дети выполняют задание. После выполнения задания, команды проверяют их друг друга)
- Ребята, радист передал нам в своих радиограммах поговорки и половицы о солдатской доблести, мире, Родине.
- Какие пословицы и поговорки вы знаете? (ответы детей)
- Как вы считаете, вы справились с этим заданием? (ответы детей) Да, вы молодцы и поэтому получаете маленькую награду (часть открытки).
- Ребята, вспомните, какую пословицу советовали запомнить ветераны? (Дети: шаг вперед – шаг к победе. В дальнейшем, после выполнения каждого задания, произносится пословица хором и прикрепляют часть открытки к доске).
Задание №2. «Решение задач»
- На параде в честь Дня Победы шла колонна танков. В первом ряду было 5 танков, во втором ряду 4 танка. Сколько всего танков было в колонне?
- На город налетело 10 фашистских самолета. Наши зенитчики защитили город и отбили 7 самолетов. Сколько вражеских самолетов осталось сбить?
Каждое решение «записывается» на магнитной доске при помощи цифр. Подводится итог. Хором произносится пословица, прикрепляется часть открытки к доске.
Задание № 3. Словесная игра «Каким должен быть воин».
Воспитатель зачитывает задание «Ребята, назовите каким должен быть воин — защитник. В этом вам поможет каска» (воспитатель достает из вещмешка каску). Как вы думаете, она настоящая? Почему вы так думаете? (ответы детей).
Дети встают в круг, передавая каску по кругу, называют качества воина- защитника (прилагательные). Если возникают трудности, педагог помогает ребенку наводящими вопросами.
- Молодцы! Вы сказали много правильных слов, и каска вернулась ко мне. Мы с вами сделали еще один шаг к победе (дети произносят пословицу хором, прикрепляют часть открытки).
Задание №4 «Строевая подготовка» (Физ. минутка)
- Как вы думаете, что должен уметь солдат? (ответы детей)
- Солдат должен не только хорошо стрелять, но и выполнять приказы командира и уметь выполнять команды в строю.
- Давайте попробуем:
- в колонну по одному становись
- подравнялись в затылок друг друга
- направо
- налево
- кругом.
- Молодцы! Мы можем смело сказать: «Шаг вперед — шаг к победе» (прикрепляют часть открытки к доске).
Задание №5. «Сортировка снарядов»
- Можно ли сказать, что в Орске не было войны? Какие предприятия города помогли солдатам завоевать Победу?» (ответы детей: Машиностроительный завод, Никелькомбинат, Нефтеперерабатывающий завод им. Чкалова, Швейная фабрика).
- Какую продукцию производили на заводах? Кто работал на этих предприятиях? (ответы детей).
- Ребята, посмотрите, в вещмешке находится коробка (достает коробку). Что в ней? (ответы детей). Что общего у этих цилиндров? Чем они отличаются? Давайте посчитаем, сколько высоких цилиндров, сколько низких.
- Представьте себе, что это не цилиндры, а снаряды и гранаты из металла. Высокие цилиндры – снаряды для пушек, низкие – гранаты. Представили?
- Из чего сделаны наши снаряды?
Дети: Из металла.
- Значит они какие?
Дети: Металлические.
- Все снаряды нужно разложить в коробки. Посмотрите, что можно сказать об этих коробках.
Дети: Они одинаковые (цвет, форма, материал).
- Ребята, вспомните, мы с вами рассматривали фотографии военных лет, где рабочие укладывают снаряды в ящики. Как находились боеприпасы в ящике: горизонтально или вертикально? (горизонтально).
- Почему? (ответы детей).
- Вот и мы будем убирать снаряды в коробки горизонтально.
- Предлагаю вам разбиться на две бригады, которые выполнят военное задание. Постройтесь в колонну по одному, рассчитайтесь на «первый – второй». Первые номера- Бригада №1 укладывают в коробку гранаты, вторые номера — Бригада №2 укладывают снаряды для пушки. Приступайте.
После выполнения задания воспитатель предлагает подвести итог:
- Сколько гранат лежит в вашей коробке?
- Сколько снарядов лежит в вашей коробке?
- Почему снарядов для пушек в коробке меньше, чем снарядов гранат в такой же коробке?
- На сколько больше гранат в коробке, чем снарядов для пушки?
- Сколько снарядов для пушки нужно добавить, чтобы заполнить еще одну коробку?
- Обе бригады отлично справились с этим трудным заданием, и теперь мы можем смело сказать, что сделали еще один шаг к Победе. (хором произносят пословицу и прикрепляют часть открытки).
Задание №6. «Улицы героев».
Для выполнения этого задания нужно разбиться на две команды. Постройтесь в колонну по одному. По порядку номеров рассчитайтесь. Команда №1. Четные номера, команда №2 – нечетные номера. В конвертах находятся названия улиц, носящих имена героев. Выберете те, которые названы в честь героев ВОВ.
Воспитатель предлагает выбрать проверить командам правильность выполненного задания друг у друга.
- Кто из этих Героев был нашим земляком?
- Почему фамилии других Героев вы не назвали?
Ответы детей.
- Ваши ответы были верными, и в очередной раз хором скажем «Шаг вперед – шаг к победе» (прикрепляют на доску часть открытки).
- Задания наши закончились. И теперь мы можем собрать открытку, которую нам прислали ветераны. (предлагает кому-либо из детей собрать открытку). Что на ней изображено?
Дети: символ (логотип) празднования Дня Победы.
IV. Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое смогли сделать:
- выполнили задание радиста
- решили задачи
- выполнили строевые команды
- играли в игру «Каким должен быть воин»
- помогли сортировать снаряды
- вспомнили улицы, носящие имена Героев Войны.
Воспитатель показывает коробочку, в которой лежат фишки разного цвета (синего и желтого): Сейчас каждый из вас по кругу возьмет желтую фишку и прикрепит к тому заданию, которое понравилось больше всего и было интересным для вас. А если какое либо задание было сложным и трудным для вас, возьмите синюю фишку и прикрепите ее к этому заданию. Дети выполняют предложенную им инструкцию.
- Молодцы!
Подведение итогов. Награждение георгиевскими лентами.
|