Рогожина Е.В.
Обучающие задачи: упражнять детей в прямом и обратном счете в пределах 20, продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задачи условия, вопрос, ответ.
Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года, части суток. Закрепить умение рисовать цветы.
Развивающие задачи: развивать воображение, смекалку, зрительную память. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. Побуждать детей давать ответы полными, распространенными предложениями. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Оборудование: письмо, бубен, шкатулка с заданиями, цифры от 1 до 12 предметные картинки, коробки с раздаточным материалом, листы с заданиями, восковые мелки, альбомные листы 1/2 для рисования, мяч.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети стоят по кругу, выполняют движения по тексту:
Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое, (очерчивают круг руками)
Здравствуй, легкий ветерок, (покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок, (присели)
Здравствуй утро, здравствуй день (встали)
Нам здороваться не лень.
(Раздается стук в дверь. Передают письмо)
- Ребята, нам принесли письмо. Интересно от кого оно? Давайте посмотрим, может, мы узнаем из него что-то интересное. Кира, прочитай от кого оно?
- Написала его Фея из страны «Математики».
(Разворачиваю письмо)
«Дорогие ребята, нашу страну захватили. Они украли и заколдовали все цифры и знаки, уничтожили все цветы и всю красоту вокруг. Мы просим вашей помощи. Их чары исчезнут, если вы отгадаете кто напал на нашу страну. А помогут вам в этом мои задания. Вам нужно будет складывать, вычитать, сравнивать, решать весёлые задачки, думать и размышлять. За каждое выполненное задание вы получите букву. Затем из этих букв выложите слово. Задания эти для сообразительных и находчивых детей!
Фея из страны Математики».
- Ну, что же, поможем, ребята Фее из страны Математики? (Да, поможем)
1. Посмотрим, какое первое задание она нам прислала.
- Нужно правильно и быстро ответить на мой вопрос. (Воспитатель, задав вопрос бросает мяч ребенку, ответив — ребенок возвращает мяч).
Игра: «Вопрос – ответ».
Вопросы:
- Сколько дней в неделе?
- Сколько времен года?
-Соня, посчитай от 1до 10
- Ксюша, посчитай от 10 до 20
- обратный счёт от 10
- назовите соседей чисел 5, 3, 6, 8
- назовите предыдущее число чисел 8, 2, 6
- назовите последующее число чисел 3, 5, 7.
- Назовите день недели, который я пропустила: «Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье» (четверг).
- Назовите шестой день недели, третий.
- Ребята, что длиннее неделя или месяц?
- Какие вы знаете месяцы, сколько их?
- Назовите летние месяцы, весенние.
Назовите лишнее слово в ряду слов:
а) зима, среда, весна, лето, осень;
б) один, два, три, круг, четыре, пять;
в) плюс, минус, пятница, равно;
г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.
-Ребята, а какой прибор показывает время? (Часы)
-А для чего нужны человеку часы? Для чего нам нужно знать время?
- Как устроены часы?
- Что показывает маленькая стрелка?
- Что показывает большая стрелка?
- Вспомните, какие части суток вы знаете?
- Вы справились с заданием, получаете букву. Какая эта буква? (П)
- А теперь давайте присядем за столы. И посмотрим, как звучит второе задание.
2. — Давайте вспомним, что такое задача. Из каких частей она состоит? (условие, вопрос)
- Что такое условие? (Условие, это то, что уже известно)
- Что такое вопрос задачи? (Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти)
- Хорошо! Как вы думаете: почему загадку нельзя назвать задачей? (В них нет вопроса, решения. В загадке все известно. Загадки отгадывают, а задачи решают).
- Послушайте задачу: “ На столе лежало 3 груши и 2 яблока.
Сколько всего фруктов лежало на столе? ”.
- Какие фрукты лежали на столе?
- Сколько их?
- Положите столько прямоугольников, сколько было груш.
- Положите столько кругов, сколько было яблок.
- Еще раз скажите, как называется эта часть задачи?
- Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей? (Нужно сложить, объединить, прибавить: 3 + 2 = 5)
- Запишите решение задачи с помощью чисел и знаков. Ксюша прочитай решение.
- Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением. (Всего 5 фруктов.)
- Сейчас я вам запишу пример, а каждый из вас попробует составить задачу.
(6-2=4)
- Вы снова справились с заданием, получаете вторую букву. Какая эта буква? (И)
3. — Следующие задания вам нужно выполнить на доске. Заполните пропуски, вставляя пропущенный знак.
3+5 8, 8 1=7, 2 2=4, 7 2=5, 10-3 7, 4+4 8, 6 4 10, 4 3 1.
Вы отлично справились и с этим заданием! Получайте букву! Какая эта буква? (Р)
Физминутка «По порядку становись!»
У детей в руках цифры. Вам можно побегать на паласе, пока звучит музыка. Как только музыка затихает, вам нужно построиться в колонну, по порядку от меньшего к большему. Снова звучит музыка. Дети бегают. А теперь наоборот постройтесь от большего к меньшему.
4. — Фея приготовила для вас раскраски. Но раскраски необычные. Чтобы знать каким цветом закрасить предмет, вам нужно сначала решить пример. (дети выполняют). Когда дети закончили раскрашивать, воспитатель вывешивает раскрашенный образец, чтобы дети проверили свои работы. Ваша следующая буква (А)
5. – следующее задание будем выполнять у мольберта. Давайте подойдем к нему.
- Соня, поставь круг в верхний левый угол.
- Ксюша, поставь прямоугольник в правый нижний угол.
- Саша, поставь треугольник в левый нижний угол.
- Рита, поставь овал в правый верхний угол.
- Илья, поставь квадрат в середину.
- Ульяна, поставь многоугольник между кругом и овалом.
- Полина, поставь трапецию под квадратом.
- Молодцы. Вы получаете следующую букву (Т)
- И последнее задание от Феи. Вам нужно сравнить картинки и поставить знаки больше, меньше или равно. И вы получаете последнюю букву (Ы) А теперь прочитайте слово. (ПИРАТЫ) Я очень надеюсь, что мы помогли Фее из страны Математики. Я предлагаю отправить подарок Фее. Но вот не знаю, что же ей подарить. Давайте вместе подумаем. Какое сейчас время года за окном? Что происходит весной с природой? (она пробуждается, появляются трава, цветы и т.д.) Я придумала! Мы подарим ей цветы!
-Какие цветы вы знаете? (садовые, полевые, комнатные) Из каких частей состоит цветок? В каком оформлении можно подарить цветы Фее? (букет, цветы в вазе, лужайку с цветами, комнатные цветы)
Дети садятся за столы и сами выбирают для себя сюжет. Прежде, чем начать рисовать, давайте разомнем пальчики.
Пальчиковая игра «Букет цветов».
Посадили зернышко, (воспитатель кладет в ладони каждому ребенку воображаемое «зернышко»)
Выглянуло солнышко. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди)
Солнышко, свети, свети!
Зернышко, расти-расти! (ладони вместе, руки двигаются вверх)
Появляются листочки, (ладони соединить, пальцы по очереди соединяются с большим пальцем на двух руках одновременно)
Распускаются цветочки. (кисти сжимаем и разжимаем по очереди).
- Какие замечательные цветы получились у вас! Я думаю, что Фея будет рада такому подарку.
Итог.
- Чем мы сегодня с вами занимались? Что рисовали и для кого? Понравилось вам занятие? Что было трудным?
-На этом наше занятие закончилось, спасибо вам за работу!
Библиографический список
- Пономарева И.А., Позина В.А. «Формирование элементарных математических представлений». Москва, «Мозаика –Синтез», 2015
- Колесникова Е.В. Математика для детей 3-4 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. М.: ТЦ Сфера, 2004. 88 с.
- Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. — М.: Стрекоза, 2012. — 665 c
|