Хачатрян Лиана Артуровна. Задачи и содержание словарной работы в детском саду в соответствии ФГОС ДО в старшей группе

Задачи и содержание словарной работы в детском саду в соответствии ФГОС ДО в старшей группе

Хачатрян Лиана Артуровна, воспитатель первой категории, ГБОУ Самарской области СОШ «Образовательный центр «Южный город» пос. Придорожный, м.р. Волжский Самарской области СП «Детский сад «Лукоморье»

Одной из основных задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является развитие речи детей. Особое значение в процессе речевого развития дошкольников играет словарная работа.

Словарная работа – целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Словарная работа в детском саду предполагает планомерное расширение активного словаря детей, которое идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью.

 

Основными задачами словарной работы являются обогащение, закрепление и активизация словаря.

Организуя процесс речевого развития детей старшей группы «Алые паруса», я стараюсь уделять много внимания словарной работе. В групповой комнате создан уголок по развитию речи, соответствующий требованиям ФГОС ДО к организации предметно-пространственной среды. Для привлечения внимания детей, стимуляции желания заниматься уголок красиво оформлен. В нем размещены материалы для речевого развития, в том числе игры для словарной работы.

На мой взгляд, эффективным средством словарной работы с детьми старшей группы являются дидактические игры.

Уточнять знания детей о названии знакомых предметов позволяет дидактическая игра «Что нас окружает?». В комплект игры входят карточки с заданиями, например, «Из всех предметов выбери только игрушки», «Какие предметы нужны для занятия спортом, рисованием, музыкой?», «Какой из этих электроприборов включен в розетку. Назови все электроприборы» и другие. Дети не только повторяют названия окружающих их предметов, но и учатся классифицировать их.

Дидактическая игра «Говорящие слова» способствует расширению словарного запаса за счет словотворчества детей. В игре дети учатся образовывать слова из двух основ, предполагать, а затем уточнять их значение. Игровой материал представляет собой набор карточек со словами, а также картинками, изображающими предметы.

Дидактическая игра «Скажи по-другому» также позволяет расширять словарный запас старших дошкольников, благодаря работе с синонимами. Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию, к определенной ситуации, к отдельному слову, дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Игровой материал представляет собой набор карточек с картинками и словами-синонимами.

Словесная игра «Скажи наоборот» позволяет формировать у детей умение использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей. Игра не требует дидактического материала. Я произношу начало фразы, а дети должны ее продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.

В старшей группе в словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет. Для решения этой задачи проводится игра «Что из чего сделано». Плюс этой игры в том, что ее можно проводить как в группе, так и на улице во время прогулки без использования дидактического материала. Просто предложить детям посмотреть вокруг, назвать какой-либо предмет и спросить детей, из чего он сделан. Но эту же игру можно проводить с использованием карточек с изображением предметов и материалов.

Для того, чтобы познакомить детей с разнообразием значений многозначных слов проводится игра «Что перепутал художник?». Для этой игры используются картинки с изображениями, на которых допущены ошибки. Задача детей объяснить значения многозначных слов.

Для активизации в речи существительных, глаголов, прилагательных, наречий проводятся такие дидактические игры, как «Кто подберет больше слов?», «Скажи какой?», «Подскажи словечко».

Игра «Кто подберет больше слов?» активизирует в речи существительные, развивает мышление. Детям предлагается назвать, как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

Игра «Скажи какой?» проводится по разным темам. Например, по теме «Овощи» дети учатся образовывать относительные прилагательные суп из овощей – овощной, салат из моркови – морковный и так далее.

Для активизации в речи глаголов проводится игра «Подскажи словечко». Для нее используется мяч. Ребенку бросается мяч и задается вопрос: «Сова летает, а кролик?» и так далее.

Словарная работа в старшей группе связана с работой по формированию связной речи у детей. От игр и упражнений на уточнение слов, подбор синонимов и антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия. Для этого в уголке развития речи есть наборы сюжетных картинок с заданиями «Составь рассказ по картинке».

Таким образом, словарной работе с детьми старшей группы «Алые паруса» я уделяю особое внимание. Для решения задач обогащения, закрепления и активизации словаря старших дошкольников в группе создана соответствующая предметно-пространственная среда, оформлен уголок речевого развития. В уголке речевого развития размещены дидактические игры и материалы для словарной работы.

Просмотров: 484
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Марьенкина Лидия Александровна. Словесно-дидактические игры для развития словарного запаса, автоматизации звуков «ш» через формирование и расширение «семантического поля» слова, развитие валентностей слов, функции словоизменения.
  • Гужова Оксана Анатольевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной к школе группы Игра «Волшебники»
  • Спиридонова Анна Вячеславовна. Обогащение словаря детей лексикой, связанной с трудом взрослых как составная часть словарной работы в ДОУ.
  • Голубева Нина. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста.
  • Попова Татьяна Геннадьевна. Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста «Скажи наоборот»
  • Синьва Наля Григорьевна. Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Костикова Надежда Владиславовна. Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Сапожникова Ирина Викторовна. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников
  • Соловьева Светлана Леонидовна. Создание центра развития речи в группе – важный фактор познавательно речевого развития детей.
  • Иванова Татьяна Геннадиевна. Дидактическая игра по развитию речи для детей средней группы «Страшный зверь».
  • Калинина Елена Геннадьевна. Игра «Дидактические кубики слов» для малышей 3 – 4 лет
  • Левочкина Татьяна Петровна, Чернышова Ирина Николаевна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Дидактическая игра по развитию речи для детей подготовительной группы «На санках» с использованием ИКТ
  • Шевченко Ирина Николаевна. «Особенности речевого развития детей, как образовательной области, с учетом индивидуальных особенностей детей в соответствии с ФГОС ДО».
  • Чертилина Мария Александровна. Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы)
  • Богданова Ольга Станиславна. Материал к РМО учителей-логопедов по теме «Навыки словообразования, как одно из значимых условий активизации словаря у детей с нарушением речи»
  • Полякова Надежда Владимировна. Особенности развития речи детей с задержкой речевого развития
  • Андриянова Ольга Владимировна. Игры с песком для развития математических представлений детей старшей группы детского сада (материал к презентации)
  • Любовь Анатольевна Тулынина. Дидактические настольные игры по закреплению слов в соответствии с лексическим минимумом УМК
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Репка»
  • Кривошеина Ольга Викторовна. Дидактическая игра по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Кто в домике живет?»
  • Дворянчикова Татьяна Алексеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей дошкольного возраста «Подбери картинку к букве»
  • Куренкова Светлана Сергеевна. Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Бюро находок»
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Хорошаева Анжела Геннадиевна. Дидактическая игра по речевому развитию «Слушай, думай, отвечай — все слова запоминай».
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь