Афанасьева Екатерина Сергеевна Немыкина Наталья Сергеевна. Познавательное развитие в подготовительной группе «Народы России».

Познавательное развитие в подготовительной группе «Народы России».

Авторы:

  • Афанасьева Екатерина Сергеевна
  • Немыкина Наталья Сергеевна

Воспитатель МБДОУ № 5 «Аленький цветочек» г.Тихорецк, Краснодарский край

Задачи:

  1. Познакомить детей с народами России.
  2. Воспитывать уважение к культуре другого народа.
  3. Воспитывать чувства дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Оборудование: глобус, изображения народов России, разрезные картинки, скакалки, кегли, кубики, обручи.

 

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла. (Показываю глобус) Кто знает, что это такое? (Предполагаемые ответы детей) Правильно, это глобус. Что такое глобус? (Ответы детей) Глобус – это уменьшенная копия земли, где обозначены страны, океаны, реки, озера, моря и горы. Давайте, рассмотрим страны и попробуем определить самую маленькую из них. (дети рассматривают глобус и определяют маленькие страны) Молодцы, сейчас давайте найдем самую большую страну. (Дети ищут на глобусе самую большую страну и определяют, что это Россия) Ребята, мы с вами живем на территории самой большой страны в мире. Кто живет в России? (ответы детей) В России живут не только русские, т. к. наша страна очень большая на ее территории проживает более 180 народов, каждый из которых уникален и имеет свой язык, традиции и культуру.

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,
Другой оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.

Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина – Россия
У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, хотите познакомиться с народами, которые живут в нашей стране? (ответы) Тогда приготовьтесь отправиться в путешествие по России и познакомиться с ее народами. А поможет нам в этом волшебный кубик. Сейчас мы его подбросим и узнаем куда отправимся сначала.

Подбрасываем кубик и видим изображение заснеженного края.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что здесь изображено? (ответы детей) Правильно, это Северный Полюс. Как вы думаете, там могут жить люди? Ведь здесь очень холодно? (Ответы детей) Что нужно людям, чтобы жить в таких суровых условиях? (Ответы детей) Правильно, теплая и удобная одежда.

Воспитатель: (Рассматриваем одежду) Посмотрите, это традиционный мужской костюм. Он состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом, камлейки, которая защищает от дождя и снега, теплых меховых штанов, которые одеваются поверх обуви и затягиваются ремешками. Как вы думаете зачем? (ответы: чтобы не попадал снег) Женщины носят меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами. Шьют одежду из оленьей шкуры и украшают ее вышивкой из бисера.

Жители севера чукчи очень ценят и хранят традиции предков.

Воспитатель: (показ слайда с изображением народов Севера)

На севере нашей большой страны живут чукчи, эскимосы, ненцы, якуты, коряки. Давайте рассмотрим этих людей и попробуем описать их черты лица. (Дети по желанию описывают внешность)

Воспитатель (обобщая ответы): Они небольшого роста, плотного телосложения и белой кожей. Волосы у них черные, разрез глаз, в отличие от нашего, узкий и маленький нос. Они занимаются рыболовством, охотой и оленеводством.

Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? (ответы) Какой праздник самый любимый? (Ответы детей) Чукчи тоже любят праздники и один из них называется Праздник Байдары. Кто из вас знает, что такое байдара? (ответы детей) Правильно, это такая лодка.

Показ слайдов с изображением праздника. Издавна байдарка была средством добычи мяса. И для того, чтобы воды приняли чукотскую байдару на очередной год, чукчи устраивали некий обряд. Лодки снимали с челюстей кита, на которых она пролежала всю зиму. Затем шли к морю и приносили ему жертву в виде вареного мяса. После чего байдару ставили возле жилища и ходили вокруг нее всей семьей. Первой шла самая старшая из женщин семьи, а за ней хозяин байдары. На следующий день процедуру повторяли и только после этого спускали лодку на воду.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что на Севере очень много снега. Как вы думаете, на чем передвигаются там люди? (ответы детей)

Воспитатель: Они ездят на собачьих упряжках или оленях, а управляет ею каюр. (показ иллюстраций). Вот и я вам предлагаю, прокатиться на оленьей упряжке.

Игра «Оленья упряжка».

Дети делятся на две команды. Выбираются каюры и олени. Каждая пара из команды по сигналу начинают преодолевать препятствия на своем пути. Побеждает та команда, которая первая пройдет полосу препятствий.

Воспитатель: Продолжим знакомство с народами России? (ответы) Тогда возьмем кубик и продолжим наше путешествие.

Воспитатель подбрасывает кубик и выпадает картинка с изображением людей в национальном татарском костюме.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какой красивый костюм. Показ слайда с изображением национального костюма татар. Девушки носили длинное платье, которое называется кулдэк. Кулдэк украшали лентами, монетами. Посмотрите, какие длинные рукава с воланами. Подол платья украшен цветными нитками, лентами, а юбка имеет несколько складок. На платье одевалась нагрудная повязка, расшитая монетами и бисером. Поверх платья одевается короткий безрукавный комзол или кафтан – кэзэки. Одежда сшита из сукна, а не из меха как у народов Севера. Мужчины носили просторную длинную рубаху. Поверх рубахи носили безрукавку – камзул. Затем, одевался халат из темного сукна бишмет. На голове – тюбетейка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где могут жить эти люди? (ответы детей) Это татары и башкиры.

Они очень гостеприимные народы. Когда приходит в дом гость, перед ним стелят праздничную скатерть и выставляют на стол лучшую посуду. От еды отказываться нельзя, это обидит хозяев. (показ слайдов)

Воспитатель: Татары и башкиры тоже очень любят праздники. У них есть праздник, который называется «Сабантуй». (Показ слайдов) Он очень похож на наш праздник урожая, который мы празднуем с песнями и плясками, когда закончились полевые работы, осенью. А праздник «Сабантуй» празднуют летом, в июне, когда закончились посевные работы на поле. На этом празднике юноши и мужчины состязаются в беге, прыжках, национальной борьбе и конных скачках. Я вам предлагаю тоже проявить свою сноровку и поиграть в татарскую игру «Буш-урын» (скок – перескок).

Правила игры: в обруче стоят четыре игрока. После слов водящего «перескок» игроки в обруче должны перепрыгнуть на соседний обруч на одной ноге, а водящий стремится занять место в обруче. Игрок, который не успел занять место, становится водящим.

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше.

Подбрасываем кубик и выпадает картинка с изображением гор.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие горы. Неужели и здесь может кто-то жить? Как вы думаете, кто? (ответы детей) Жителей этих мест еще называют горцами. Как вы думаете, почему? (ответы детей) Правильно, потому что они живут там, где есть горы.

Воспитатель: (Показ слайдов) Посмотрите, у них такой же разрез глаз, как и у нас. А вот нос у них больше и имеет горбинку. На Кавказе отмечают праздник Ураза-Байран. Готовятся к его празднованию задолго до его наступления. В доме все моют и убирают, покупают подарки, нарядные вещи, а на стол готовят самые вкусные блюда. А затем, самые младшие члены семьи угощают этой едой родственников и соседей.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте разделимся на команды и соберем пазл с изображением национального костюма кавказца. (Собираем пазл).

Воспитатель: Посмотрите, какой у них красивый костюм. Мужчины носили черкеску – это приталенный кафтан с газырями, специальными деревянными или костяными гнездами. Как вы думаете, для чего их могли использовать? (для пороха и патронов) А это бурка – плащ, сщитый в ручную из овечьей или козьей шерсти. Ее одевали пастухи для защиты от погодных неприятностей. Для женщин самой важной деталью костюма является платок. Его носят постоянно, даже сверху на косынку. Это способ прикрыть женскую красоту, которую не принято выставлять на показ. Брошенный на пол платок между бранящимися мужчинами способен прекратить спор и даже драку. Фасон женского платья очень похож на мужскую черкеску.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше с вами путешествие. С какими народами России мы с вами сегодня познакомились? (ответы детей) Какие из них вам больше всего понравились? Чем? (ответы)

Воспитатель: Сегодня, мы с вами узнали, что в России живут не только русские, но и люди других национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Мы с вами должны уважать традиции друг друга и жить в мире и согласии, т. к. мы являемся жителями одной большой страны – России. Сейчас, я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где вы можете нарисовать открытки для детей других национальностей, которые являются жителями нашей большой страны. (Детям предлагается на выбор: краски, фломастеры, восковые мелки, карандаши)

Просмотров: 379
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Главный Редактор. Вопросы и ответы для викторины ко дню Воздушно-десантных войск (ВДВ) для детей и взрослых
  • Яковлева Ольга. Проект «Вопросы и ответы о космосе» в старшей группе
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
  • Призенко Данголе Альгио. «Профессия воспитатель — классный выбор!»
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Дисциплина «Воспитатель (Педагогика и психология. Воспитательная работа)» Теоретического обучения Специальный курс
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Лахова Татьяна Николаевна. Статья на тему: «Птицы России – это наше будущее!»
  • Богданова Юлия Александровна. Эссе «Предназначение – воспитатель»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь