Гусева Валентина. ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗО

ПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ  И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОПРОБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА К  ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ  И ПРОМЫСЛАМ НАРОДОВ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Гусева Валентина Ивановна, педагог дополнительного образования
ГБОУ ЦППРиК «Ирида» высшей квалификационной категории,
Россия, город Москва
Раскрывается значение декоративно-прикладного творчества для эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и повышения интереса к народным промыслам, обычаям и традициям народов России. Показаны особенности изучения народного творчества в процессе занятий изобразительной деятельностью с детьми дошкольного и школьного возраста.
Ключевые слова: декоративно-прикладное творчество, обычаи, промыслы, народные мотивы, традиции, формирование российской идентичности.
A REVIVAL OF INTEREST IN CUSTOMS, TRADITIONS AND CRAFTS OF THE PEOPLES OF RUSSIA ON LESSONS VISUAL ACTIVITY
Guseva Valentina Ivanovna, the teacher of additional education
GBOU ЦППРиК «Irida» of the highest qualification category,
Russia, the city of Moscow
Reveals the importance of arts and crafts for aesthetic and spiritual education of the younger generation and increase of interest in folk crafts, customs and traditions of the peoples of Russia. Shows the features of the study of folk art in the course of visual activity with children of preschool and school age.
Keywords: decorative and applied art, customs, crafts, folk traditions, formation of the Russian identity
В настоящее время мы наблюдаем большой интерес к возрождению народных традиций, обычаев и промыслов. Русское народное творчество многообразно по своим видам, жанрам, формам и региональным особенностям. В России проживает  много наций и народностей, у каждого народа своя сложившаяся культура, обычаи, традиции, развиты промыслы. Можно отметить, что в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и секреты прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из лозы, бересты, бисера, инкрустация из соломки, кружевоплетение, вышивка, традиционная игрушка – это малый перечень русских народных ремесел, которые педагог может включать в свои занятия. Формирование российской идентичности является приоритетной целью современного образования.  Следовательно, важной задачей становится воспитание в детях межнациональной толерантности, признания, принятия и понимания культуры других народов, вероисповедания, сохранение и передача истории развития различных народных промыслов. Дети должны знать истоки своей культуры.
Народное искусство отражает менталитет, психологический склад, особенности национального характера, традиции, обычаи каждого народа. Произведения народного искусства как часть материальной и духовной культуры общества отражают представление человека об окружающем мире, обществе, природе. Они становится важным способом передачи от поколения к поколению общечеловеческих ценностей и традиций.  Изучение творческого наследия наших предков способствует привлечению внимания к духовным ценностям, развитию интереса и уважения к историческому прошлому страны, что способствует социокультурному развитию личности ребёнка, способной понимать и ценить то, что создано трудом народа. В силу своей наглядно-образной специфики народное искусство очень доступно восприятию как дошкольникам,  так и школьникам.
В рамках занятий изобразительной деятельностью с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в ЦППРиК «Ирида», где занимается   около 30% детей разных национальностей, изучается народное декоративно-прикладное творчество. С одной стороны, учитывается в процессе обучения этнокультурный фактор, с другой – создаются условия для познания культуры народов, проживающих в России, воспитания толерантных отношений между людьми, принадлежащими к различным этносам и конфессиям. Как заинтересовать детей, чтобы они захотели узнать про обычаи, традиции и промыслы народов России? Надо научить их тому, что умели наши предки: показать в какие игрушки играли дети, сделав их своими руками, какие украшения носили девушки, как расписывали посуду.
Современные художественные материалы во многом облегчают процесс обучения. Сейчас имеется большой выбор художественных материалов, с которыми ребенок может увлеченно работать - это материалы для лепки, росписи по стеклу, дереву, ткани. В процессе лепки на занятиях используется восковой, флуоресцентный, мягкий пластилин, пластилин-глина, полимерная глина (Polimer Clay), масса Play-Doh, шариковый пластилин. Все эти материалы заменяют нам обычную глину. Для росписи декоративных поделок дети используют простые гуашевые и акварельные краски, краски с наполнителями из блёсток и перламутра, фосфоресцирующие, акриловые краски, которые помогают быстро раскрасить творческий продукт. В создании орнаментов русского костюма и предметов быта дети используют пайетки, блёстки, краски на клеевой основе.
Включение в программу по изобразительной деятельности тематического блока «Декоративно-прикладное творчество» направлено на:
- формирование духовно – нравственной позиции воспитанников;
- приобщение   детей к изучению истории, культуры, традиций и обычаев народов России;
- воспитание у них уважительного отношения к культурному наследию прошлого;
- формирование межличностных отношений в детском коллективе;
- создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого обучающегося;
- развитие познавательной активности обучающихся.
Содержание занятий включает такие темы как:
Возникновение и развитие культуры русского и других народов России.
Деревянное и каменное зодчество России;
Изобразительное искусство России;
Народные промыслы России и народов Поволжья;
Декоративно-прикладное искусство России и других народов.
Образ русского костюма.
Определены следующие направления:
·      традиционные художественные промыслы;
·      русский национальный костюм;
·      русская вышивка и ее особенности;
·      цветочно-растительный, зооморфный орнамент.
Несомненно, лучшему усвоению знаний по культурному наследию народов России способствуют такие формы работы как:
- беседа, рассказ;
- заочные экскурсии по памятным    и историческим местам, - игры – путешествия,
- фестивали, конкурсы, выставки,
- просмотры видеофильмов, слайдов, презентаций, сайтов.
С народной культурой дети знакомятся благодаря таким формам, как игры, сказки, за­гадки, пословицы, поговорки.
Мир народного творчества очень яркий и выра­зительный, чем и завораживает ребёнка. Еще в нём привлекает и то, что в процессе изучения ребёнок становится непосредственно активным участником в создании творческих продуктов на занятии. Дети с большим интересом рассматривают фото, иллюстрации картин, изделия народных промыслов. Знания, полученные в ходе показа презентаций, изделий народных промыслов, бесед, помогают детям не только справляться с заданием на практических занятиях, но и дают целостное представление об изучаемом материале, а главное – воспитывают настоящих граждан России, верующих в светлое будущее, почитающих традиции и обычаи своего народа.
В процессе занятий, происходит, знакомство детей   с историей, бытом и традициями русского народа. Они узнают об играх, в которые играли раньше их ровесники, традициях проведения праздников, сезонных обрядов, особенностях украшения национальной одежды, росписи посуды и игрушек, архитектурных особенностях жилища.
При изучении темы «Возникновение и развитие русской культуры» внимание детей обращается на то, что основной составной частью духовной культуры России являются народные обряды, объединяющие элементы устно-поэтического творчества и декоративно-прикладного искусства. В зависимости от возраста дети знакомятся с традициями и обрядами, связанными с сельскохозяйственными работами.
Знакомясь с «Деревянным и каменным зодчеством» на территории России, дети узнают об особенностях архитектуры крестьянского жилья, единстве конструкции и декора в традиционном жилище, с основными элементами и ее символикой. Дети проводят сравнительный анализ деревянных построек; выявляют конструкцию, символику, смысловое значение частей христианского храма.
Изучая «Внутренний мир русской избы» дети углубляют свои представления об устройстве внутреннего пространства крестьянской избы, о ее жизненно важных центрах: печном пространстве, красном угле, круге предметов быта, труда.
Особый интерес у детей вызывает изучение темы «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Дети овладевают современным декоративно-прикладным искусством, техникой и технологией изготовления изделий по мотивам народного декоративно-прикладного искусства. Они могут не только прикоснуться к народной поделке (подуть в свистульку, поиграть с Богородским мишкой, «проскакать» на Филимоновом или Дымковском коне), но и попробовать самим сделать игрушку и получить от выполненного огромное удовольствие. Проведение бесед о народных умельцах помогает детям понять, как приятно делать красивые и нужные вещи для людей, радовать ими своих близких, родных, друзей.
На практических занятиях по лепке дети осваивают технологию изготовления глиняной игрушки по мотивам Дымковской. Выполняют на Дымковской или Филимоновой игрушке роспись или орнамент по народным мотивам с опорой на стилизацию образа русского народного костюма, выполняют тематические аппликации и коллажи.
В процессе знакомства с русским национальным костюмом дети узнают о видах традиционного русского народного костюма: 1) с поневой, 2) с сарафаном, 3) с юбкой, 4) с рубахой 5) с головным убором. У детей складывается представление о делении костюма на праздничный, повседневный, по сезонам и половозрастному признаку; о функциональном и смысловом значении украшений; о роли головного убора в женском костюме, о его форме, декоре, образном строе. Рассматривая праздничный костюмный комплекс, обращаем внимание на многослойность, обилие разнообразных украшений, выполняющих защитную функцию.
Чтобы детям был понятен смысл и функции орнамента, проводится путешествие в историю отдельных вещей и традиционного быта в целом (история рушника, подзора, платка, рубахи и т.д.). Большой интерес вызывают его обереговая функция, расположение орнаментальных узоров, их сюжеты, которые побуждают детей к самостоятельному изображению и творчеству.
Большую роль в приобщении детей к народному декоративно-прикладному искусству, играет самостоятельная исследовательская работа по выбранной тематике. Дети подбирают материал иногда совместно с родителями и затем реализуют задуманное на практике.
По возможности, на некоторых занятиях детям демонстрируются наглядные пособия существующих промыслов, они рассматривают образцы изделий, погружаются в особый самобытный мир путём его восприятия и действенного познания. Конечно, многие предметы (как печь, люлька, лавка) сейчас приходится   стилизовать. Практическая художественно-творческая деятельность ребёнка и его восприятие произведений народного декоративно-прикладного искусства предполагают развитие и получение не только специальных знаний, умений и навыков, но и способности понимать, ради чего создавались произведения народного искусства, какие общечеловеческие идеи-чувства они выражают.
Ожидаемые результаты занятий всегда положительные.
- дети готовы к активной познавательной и к коллективной творческой деятельности.
-растёт заинтересованность и активное участие родителей по развитию творческих способностей их  детей;
-  у детей воспитываются такие качества, как отзывчивость, доброта, стремление к сопереживанию за близкого человека, вера в лучшее будущее, помощь слабому;
- дети 6-7 лет, самостоятельно ориентируются в традициях народной культуры, узнают   народные обряды, обычаи, календарные праздники, символы и их значение;
- знакомятся с элементами народной культуры в жизни (благословение, крещение, поминание, обереги, талисманы и другое);
- приобретают знания и навыки в изобразительном, декоративном и прикладном творчестве, фольклоре, а также смогут их применять в быту.
В основу занятий положена коллективная творческая деятельность детей, педагога,  родителей. Общими усилиями всех участников достигаются высокие результаты  в  процессе  развития,  обучения  и  воспитания  подрастающего  поколения.
Практические занятия органично дополняют и другие формы работы: в объединении очень хорошо налажена работа с родителями. Проводятся совместные «презентации» по отдельным темам, приглашаются родители - умельцы, которые демонстрируют процесс изготовления изделий, делятся с детьми секретами мастерства. Дети затем с интересом пробуют свои силы в создание образцов изделий декоративно-прикладного искусства.
Результатом обучения является активное участие в выставках по декоративно прикладному творчеству и городских и международных конкурсах рисунка.
Художественно-творческие работы детей являются участниками и призерами городских, всероссийских и международных выставок-фестивалей.
Активная выставочная деятельность приобщает детей к декоративно-прикладному искусству народов, населяющих территорию России, воспитывает в них чувство любви и уважения к народным истокам, побуждает интерес к традициям, к художественной культуре народов своей малой Родины.
Возрастающий интерес к русской народной истории побуждает к познанию таких основных понятий как самобытность, уникальность, культурная традиция, духовная культура, многообразие культур, культура межнационального общения.
Литература:
Матвеева, Н. В. Народное декоративно-прикладное искусство  / Н. В. Матвеева, Л. С. Щукина // М. : Молодой ученый.— 2011. — №3. Т.2. — С. 130-133.

Просмотров: 487
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Денисенко Алёна Витальевна. Проект: «Полиэтническое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора народов России»
  • Митенькина Елена Николаевна. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства
  • Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.
  • Саетгареева Ирина Владимировна. Декоративно – прикладное искусство «Цветущее дерево»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Шахрайчук Елена Вячеславовна. Конспект по ручному труду в старшей группе Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла»
  • Веселова Екатерина Анатольевна. СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КО ДНЮ РОССИИ «МЫ ЖИВЁМ В РОССИИ»
  • Асадуллина Айсылу Искандеровна. Проект 'Народная культура и традиции татарского и русского народов'
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
  • Гостюхина Наталья Викторовна Гаранина Светлана Владимировна Дегтярева Ирина Константиновна. Праздник ко Дню Единства «Игры и забавы народов России»
  • Светлана Жабина. Презентация по использованию элементов декоративно-прикладного творчества в изображении игрушки на тему: «Лошадка-качалка»
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Мелехова Ольга Александровна. Выставка декоративно-прикладного творчества «Зимние фантазии»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Козлова Марина Анатольевна. Сценарий развлечения «Дети народов мира» Старший дошкольный возраст
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Быстрова Татьяна Викторовна. Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
  • Малика Алатаева. Презентация - Народные промыслы Центральной России
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Оносова Ольга Аркадьевна. Презентация 'Лица России – символы России'
  • Долгих Светлана Борисовна. Развлечение ко дню России для младших дошкольников «Путешествие с колобком по сказочной карте России»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь