Смирнова Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида, город Шахунья,
Нижегородской области
Без памяти – нет традиций, без традиций — нет культуры, без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности, без духовности — нет личности, без личности нет народа, как исторической личности.
Т.К. Волков
Исследованиями ученых доказано, что важнейшим средством формирования личности является искусство и наиболее доступный для восприятия детьми вид — народное искусство. Корни национальной культуры обладают высоким воспитательным потенциалом.
Скачать полный конспект
«Воспитательная идея каждого народа проникнута национальностью более, чем что-либо другое» (К. Д. Ушинский). В своих трудах Я.А. Коменский, JI. H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. указывали, что необходимо учитывать национально-этнические особенности в воспитании детей, в передаче им знаний и опыта, в формировании народного духа, накопленного мудростью народа. Как известно, в народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, передаваемые из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа, приобщается к культуре своего народа. Важную роль народного искусства в воспитании детей отмечали многие искусствоведы, педагоги, психологи: А.В. Бакушинский, JI. C. Выготский, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, JI. B. Пантелеева, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина и др.
Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.
«Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению В. П. Силина, ребенок усваивает социальные ценности». Именно это искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, а значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
- Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
- Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Основные формы работы:
- Непосредственно-образовательная деятельность по знакомству с образцами русского народного художественного промысла.
- Непосредственно-образовательная деятельность по созданию детьми декоративных изделий по мотивам декоративно прикладного искусства русского народа:
- декоративная лепка
- декоративное рисование.
Задачи по знакомству с декоративно-прикладным искусством для старшего возраста: формировать представление, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся из поколения в поколение; познакомить с характерными особенностями городецкой, хохломской, гжельской росписей; дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушки, семёновской матрёшки.
Задачи декоративного рисования для старшего возраста: создание орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя цвет, ритм, симметрию в композиционном построении; развитие воображения и творческой фантазии при украшении объёмных форм.
Задачи декоративной лепки для старшего возраста: совершенствовать навыки и умения в лепке конструктивным и комбинированным способами, употребляя при этом печатки, стеки; составление композиций из нескольких народных игрушек, передавая соотношения по величине между ними и в самих игрушках; подражать технике лепки стилизованных образов народной игрушки.
Работа с педагогами: консультация о знакомстве детей с декоративным народно – прикладным искусством; показ презентаций «Последовательность росписи народных игрушек: дымковской, филимоновской, каргопольской»; показ презентаций «Последовательность росписи декоративных изделий: городец, хохлома, гжель»; изготовление наглядных пособий по народной игрушке и декоративной росписи.
Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, изготовление информационных папок- раскладок, организация выставок детского творчества по рисованию и лепке, анкетирование родителей по вопросам художественного развития детей.
Литература:
1. Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.
О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, … Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
2. Белякова Л.Г., Казакова Р. Г. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Графика. Методические разработки к программе детской студии изобразительного искусства «Детская одарённость». Москва, 1995.
3. С.В. Михалёва Лепка глиняных игрушек. Планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. Волгоград, 2014.
|