Смирнова Светлана Васильевна. Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.

Методическая разработка. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно — прикладного искусства.

Смирнова Светлана Васильевна, воспитатель МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида, город Шахунья,

Нижегородской области

Без памяти – нет традиций, без традиций — нет культуры,
без культуры — нет воспитания, без воспитания — нет духовности,
без духовности — нет личности, без личности нет народа,
как исторической личности.

Т.К. Волков

Исследованиями ученых доказано, что важнейшим средством формирования личности является искусство и наиболее доступный для восприятия детьми вид — народное искусство. Корни национальной культуры обладают высоким воспитательным потенциалом.

Скачать полный конспект

«Воспитательная идея каждого народа проникнута национальностью более, чем что-либо другое» (К. Д. Ушинский). В своих трудах Я.А. Коменский, JI. H. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, И.Я. Яковлев и др. указывали, что необходимо учитывать национально-этнические особенности в воспитании детей, в передаче им знаний и опыта, в формировании народного духа, накопленного мудростью народа. Как известно, в народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, передаваемые из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни народа, приобщается к культуре своего народа. Важную роль народного искусства в воспитании детей отмечали многие искусствоведы, педагоги, психологи: А.В. Бакушинский, JI. C. Выготский, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Мухина, JI. B. Пантелеева, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Т.Я. Шпикалова, Е.А. Флерина и др.

Исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о том, что ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, декоративно-прикладному искусству.

«Через познание декоративно-прикладного искусства, по мнению В. П. Силина, ребенок усваивает социальные ценности». Именно это искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, а значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка.

Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Основные формы работы:

  1. Непосредственно-образовательная деятельность по знакомству с образцами русского народного художественного промысла.
  2. Непосредственно-образовательная деятельность по созданию детьми декоративных изделий по мотивам декоративно прикладного искусства русского народа:
  • декоративная лепка
  • декоративное рисование.

Задачи по знакомству с декоративно-прикладным искусством для старшего возраста: формировать представление, что произведения декоративно- прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся из поколения в поколение; познакомить с характерными особенностями городецкой, хохломской, гжельской росписей; дымковской, филимоновской, каргопольской, богородской игрушки, семёновской матрёшки.

Задачи декоративного рисования для старшего возраста: создание орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя цвет, ритм, симметрию в композиционном построении; развитие воображения и творческой фантазии при украшении объёмных форм.

Задачи декоративной лепки для старшего возраста: совершенствовать навыки и умения в лепке конструктивным и комбинированным способами, употребляя при этом печатки, стеки; составление композиций из нескольких народных игрушек, передавая соотношения по величине между ними и в самих игрушках; подражать технике лепки стилизованных образов народной игрушки.

Работа с педагогами: консультация о знакомстве детей с декоративным народно – прикладным искусством; показ презентаций «Последовательность росписи народных игрушек: дымковской, филимоновской, каргопольской»; показ презентаций «Последовательность росписи декоративных изделий: городец, хохлома, гжель»; изготовление наглядных пособий по народной игрушке и декоративной росписи.

Работа с родителями: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, изготовление информационных папок- раскладок, организация выставок детского творчества по рисованию и лепке, анкетирование родителей по вопросам художественного развития детей.

Литература:

1. Детство. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, … Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

2. Белякова Л.Г., Казакова Р. Г. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Живопись. Графика. Методические разработки к программе детской студии изобразительного искусства «Детская одарённость». Москва, 1995.

3. С.В. Михалёва Лепка глиняных игрушек. Планирование, материалы для занятий с детьми 4-7 лет. Волгоград, 2014.

Просмотров: 704
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Данилова Ольга Николаевна. Роль декоративно — прикладного искусства и народного фольклора в развитии творческих способностей детей
  • Митенькина Елена Николаевна. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами декоративно - прикладного искусства
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Быстрова Татьяна Викторовна. Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
  • Саетгареева Ирина Владимировна. Декоративно – прикладное искусство «Цветущее дерево»
  • Лазукова Людмила Викторовна. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Шахрайчук Елена Вячеславовна. Конспект по ручному труду в старшей группе Декоративно — прикладное искусство «Акань – хантыйская кукла»
  • Светлана Жабина. Презентация по использованию элементов декоративно-прикладного творчества в изображении игрушки на тему: «Лошадка-качалка»
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
  • Мелехова Ольга Александровна. Выставка декоративно-прикладного творчества «Зимние фантазии»
  • Сидоренко Людмила Алексеевна. Приобщение воспитанников старшей группы к декоративно-прикладному искусству средствами проектной деятельности
  • Хохлова Ирина Анатольевна. Семинар – практикум по декоративно – прикладному искусству с педагогами ДОУ «Дымковская барыня»
  • Наталья Винникова. Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством. Методическое описание.
  • Филимонова Олеся Евгеньевна. Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству с детьми 6-7 лет (техника фредпоинд) «Цветы Победы»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Степанова Оксана Владимировна. Особенности развития эстетического восприятия у детей с ОВЗ через изобразительное искусство
  • Салимова Вера Анатольевна. ПРОГРАММА по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства в ДОУ (в соответствии с ФГОС)
  • Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
  • Гайнетдинова Олеся Камилевна. Научно-исследовательский проект на тему: «Кумыс, как отражение традиций и культуры башкирского народа»
  • Замуруева Лариса Викторовна. Формирование творческой личности ребенка дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ.
  • Чустеева Анастасия Никитична. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
  • Бушуева Светлана Александровна Комлева Екатерина Олеговна. «Искусство как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста»
  • Мельникова Ольга Васильевна. Этнокультура Хакасии в декоративно – прикладном творчестве дошкольников.
  • Мохначева Светлана Сергеевна. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста как способ самовыражения посредством искусства
  • Меттик Светлана. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РУССКОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь