Баранова Татьяна Ивановна. Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Музыкальное искусство как средство воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Баранова Татьяна Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ г. Иркутска детский сад №116

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности будущего гражданина – патриота Родины, способной успешно выполнять свои гражданские обязанности. Реализация данного направления особенно актуально в период нестабильности в обществе, когда возникает необходимость вернуться к традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, народ, народная культура.

По мнению психологов Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.А. Люблинской, и других, дошкольный возраст является наиболее сензитивным для накопления детьми социально-нравственного опыта, формирования патриотических чувств. На это в свое время указывал и В. А. Сухомлинский, считая период дошкольного и младшего школьного возраста фундаментом, на котором строится здание нравственной личности, а ее идеалом, лежащим в основе патриотического чувства, является образ Родины.

 

Скачать конспепкт

Неслучайно, во всех комплексных программах по дошкольному образованию задача по воспитанию патриотических чувств и качеств личности является приоритетной. Применительно к дошкольному образованию, существуют специальные парциальные программы, раскрывающие систему патриотического воспитания дошкольников. В качестве примера программ для дошкольных образовательных учреждений, ориентированных на решение задач патриотического воспитания могут быть использованы программы «Наследие» М.Ю. Новицкой, «Я – человек» С.А. Козловой, «Моя страна» В. И. Натаровой и др. Авторы программ выделяют значимость патриотического воспитания в детском саду, определяя его как процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры.

Разделяя мнение ученых, о том, что суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, краю, к истории и культуре страны, созданной трудами многих поколений, мы в качестве основного средства выбрали музыкальное искусство. Выбор данного вида обосновывается следующими факторами:

во-первых, значимостью и привлекательностью музыкального искусства для детей дошкольного возраста, «душа ребенка – это душа чуткого музыканта, в ней туго натянуты струны, и если вы сумеете прикоснуться к ним – зазвенит чарующая музыка. Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» (В. А. Сухомлинский);

во-вторых, музыкальный образ, его красочность, мелодичность, выраженность эмоционального настроя – эти качества музыкального искусства легко воспринимаются детьми;

в-третьих, диагностическое обследование детей показало, что включая детей в музыкальную деятельность, мы чаще всего формируем у них музыкальные умения и навыки, не всегда акцентируем внимание на воспитании гражданственности и патриотизма, что соответственно сказывается на уровне развития их патриотических чувств и качеств.

Многолетние исследования Н.А. Ветлугиной, К.В. Тарасовой, Т.Э. Тютюнниковой и других, доказали, что музыкальное искусство является уникальным средством приобщения детей к миру прекрасного, к истокам народной культуре, способствующим воспитанию патриотизма. К.Д. Ушинский, размышляя о проблемах духовно-нравственного и патриотического воспитания, в своих исследованиях подчеркивал, что «воспитание, созданное народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет и в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов».

Следовательно, наблюдается противоречие, с одной стороны, необходимость и возможность воспитания основ патриотизма как значимого социального качества на этапе дошкольного детства, с другой стороны недостаточное использование потенциальных возможностей музыки для этого.

С целью разрешения сложившегося противоречия мы определили цель нашей работы, которая состояла в разработке методики воспитания основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения детей к миру музыкального искусства. Поставленная цель предполагала решение частных задач:

  1. изучить психолого-педагогические подходы к проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста;
  2. подобрать и систематизировать музыкальные произведения, отражающие образы народной культуры, родного дома, малой и большой Родины;
  3. выявить особенности и уровни проявления основ патриотизма детьми старшего дошкольного возраста;
  4. экспериментально проверить эффективность разработанной методики, направленной на формирование основ патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе к музыкальному искусству.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Организуя педагогический процесс, мы предположили, что эффективное развитие основ патриотизма у дошкольников возможно при следующих условиях:

  • «погружения» детей в атмосферу прошлой и настоящей Руси, родного края через организацию развивающей среды в музыкальном зале и групповых комнатах: «Музыка моего народа», «Музыкальное искусство Приангарья» и т.д;
  • создании у детей интереса и эмоционально-положительного отношения к музыкальному искусству;
  • обогащении и систематизации у детей знаний об особенностях народного музыкального искусства, ознакомление с репертуаром, отображающим образ родной природы, жизнь родных людей, Родины;
  • последовательного обучения слушательским, певческим и ритмическим умениям и навыкам, характерным для народного музыкального творчества;
  • использования детьми полученных знаний, умений и навыков в различных видах детской деятельности.

Реализация цели и задач экспериментальной работы проходила поэтапно:

  1. этап – повышение собственного образовательного уровня по проблемам патриотического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.
  2. этап – разработка и оформление наглядно-методического и музыкального сопровождения для организации педагогического процесса, в том числе, создание развивающей среды, отбор репертуара и оформление наглядного материала, отражающего быт, культуру и уклад нашей Родины, составление перспективного плана, разработка конспектов занятий и развлечений;
  3. этап – воспитание у детей основ патриотизма в процессе ознакомление их с музыкальным искусством нашей Родины и Иркутской области, освоение ими различных музыкальных умений и навыков передачи музыкальных образов, развитие художественно — творческих способностей.
  4. этап – перенос детьми полученных знаний, умений и навыков в культурно – досуговую деятельность.

В процессе поэтапной реализации намеченной цели, основной проблемой стало систематизация содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста на материале музыкальной деятельности. Обеспечивая последовательность и логичность развития содержания, мы разработали блочную модель программы. Каждый блок имеет определенное законченное содержание. Постепенная реализация содержания каждого блока позволяет сформировать основы патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Открывает содержание программы блок «Я и моя семья». Воспитание любви и привязанности к родному дому – начальная ступень патриотического воспитания детей (М. Ю. Новицкая, В.И. Натарова, С.А. Козлова, Г.Я. Кудрина и др.). В контексте данного блока программы закладываются психологические основания нравственности, которые включают эмоционально насыщенный образ родного дома. Родной дом – сложное, многогранное понятие, включающее семью, где ребенок родился, и, прежде всего мать и отца, родственников, атмосферу домашнего очага и семейные традиции.

Второй блок программы «Я продолжение моего народа». В контексте данного блока акцентируется внимание на воспитании любви к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В контексте данного блока программы решается задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Данная задача реализуется посредством познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, что находит свое отражение в колыбельных песнях, частушках, потешках, играх, забавах, загадках, пословицах, поговорках, сказках и произведениях народного декоративного искусства.

Третий блок программы «Я часть родной природы» ориентирован на воспитание гуманных чувств к миру природы, ее познание, любви, заботы и сохранению. В контексте данного блока программы дети знакомились с музыкальными произведениями, воспевающими красоту, богатство и трепетное отношения к природе родного края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ВЫВОД

В ходе освоение программы дети стали ориентироваться в произведениях музыкального искусства, овладели умениями и навыками народного пения, исполнения танцев, хороводов, отражающих образы родной природы, явлений общественной жизни. А самое главное, они стали проявлять патриотические чувства, о чем свидетельствуют интерес к прошлому и настоящему нашей страны, эмоционально-положительное отношение к музыкальным к произведениям, в проявлении чувства гордости за свой народ.

Просмотров: 609
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Берёза Елена Сергеевна. Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Федорова Наталия Алексеевна. Проект в подготовительной группе по теме «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Якушева Татьяна Николаевна. Проект «Юные туристята» как одна из форм патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
  • Захарова Наталья Григорьевна. «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Копылова Елена Ивановна. «Музыка – как средство воспитания патриотических чувств дошкольного возраста»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • А. Н. Барнышева, Л. А. Головина. ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Людмила Викторовна Шанц. ДОКЛАД из ОПЫТА работы по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ»
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Дубовикова Наталья Вячеславовна. Актуальность патриотического воспитания дошкольников старшего возраста.
  • Порозова Ольга Николаевна. Опыт работы «Фольклор как средство патриотического воспитания детей»
  • О. Б. Баранова, Е. А. Тарасова. Педагогический опыт гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством метода проекта в современных ДОУ
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь