- А. Н. Барнышева,
- Л. А. Головина
МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества [3]. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В данный период времени в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина [1].
Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании [2].
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности своему Отечеству.
Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [5].
Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- Воспитание уважения к труду;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Формирование элементарных знаний о правах человека;
- Расширение представлений о городах России;
- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Очень большой популярностью в детских садах в наше время пользуется такая технология, как «лэпбук». В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему [8]. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности, отвечающая всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде группы дошкольного учреждения [9]. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.
В преддверии таких тем недель, как «Все профессии нужны, все профессии важны», «Родной край» «День Победы» мы с ребятами решили изготовить лепбуки.
- «Мир профессий» (Повар, парикмахер, врач, пожарный)
- «Военные профессии» (Летчики, танкисты, пехотинцы, моряки)
- «Родной край»
- «Помним, гордимся!»
Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям общества, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей, творчества, проявление детской инициативы. [7]
Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [6].
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» (В. А. Сухомлинский).
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Так же воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, любовь к своей Родине [6].
В беседах с детьми, мы определили, что они хотели бы узнать и какая интересная информация должна находиться в лепбуках.
В содержание наших лепбуков вошли:
- Д/игры «Что кому нужно для работы», «Составь рассказ» и др.
- «Загадки»
- Стихотворения
- «Театры на палочках
- «Пословицы и поговорки»
Кармашки «Разрезные картинки»
- «Раскраски»
- Небольшие рассказы по теме лэпбука
- «Ребусы»
- «Лабиринты»
- Карточки военных профессий и описанием военных профессий.
- Карточки «Военная техника» и описанием военной техники
- Игра «Парные картинки»
- Игра «Найди тень»
- Игра «Сравни технику»
- Мини книжка «Такая разная техника»
- «Попробуй нарисовать по схеме танк, самолет, корабль»
- Фотографии «Награды»
- «Георгиевская ленточка»
- «Мужская доблесть»
На первом этапе мы знакомим детей с лэпбуком. Показываем, как работать с лэпбуком. На втором этапе ребенок с помощью взрослого сам пробует работать с лэпбуком. На третьем этапе дети самостоятельно работают с лэпбуком. Они сами достают, перекладывают, складывают по своему усмотрению.
В процессе нашей практики мы заметили, что дети легче и быстрее усваивают материал, учатся планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, выражать свои мысли и желания. Стали более самостоятельны и активны в своей деятельности. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно!
Литература:
- Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
- Белоногова Г., Хитрова Л., Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С. 82 – 92.
- Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство — пресс», 2010. – 192 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М, 1991.
- Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. – С. 47-60.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М, 1991. – C.15
- Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста/ И. В. Савина // Воспитатель ДОУ. 2012. — № 3 – С. 34-36
- Хомякова Л. С. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка/ [Электронный ресурс]/ [http: //detsad-detctvo. ru]
- Хусаинова М. Э. Консультация для педагогов Что такое лэпбук? /[Электронный ресурс] [http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe]
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
|