А. Н. Барнышева, Л. А. Головина. ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

  • А. Н. Барнышева,
  • Л. А. Головина

МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества [3]. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. В данный период времени в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина [1].

 

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ гражданско-патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании [2].

Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности своему Отечеству.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего Отечества.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре [5].

Актуальность патриотического воспитания состоит в том, чтобы воспитать детей в духе любви к своей Родине и уважения ценностей, привязанности к месту своего рождения, гордости за свой народ.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

  1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. Воспитание уважения к труду;
  4. Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. Формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. Расширение представлений о городах России;
  7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Очень большой популярностью в детских садах в наше время пользуется такая технология, как «лэпбук». В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему [8]. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

Это современная форма организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития познавательной активности и развития самостоятельности, отвечающая всем требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде группы дошкольного учреждения [9]. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме, лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное.

В преддверии таких тем недель, как «Все профессии нужны, все профессии важны», «Родной край» «День Победы» мы с ребятами решили изготовить лепбуки.

  1. «Мир профессий» (Повар, парикмахер, врач, пожарный)
  2. «Военные профессии» (Летчики, танкисты, пехотинцы, моряки)
  3. «Родной край»
  4. «Помним, гордимся!»

Ознакомление с профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям общества, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов детей, творчества, проявление детской инициативы. [7]

Ознакомление дошкольников с родным краем позволяет обогащать представления детей о прошлом и настоящем родного города, воспитать чувство любви и гордости за людей, которые в нём живут, побудить детей проявлять естественный интерес к родному краю. Целенаправленная работа по ознакомлению с родным городом, родной культурой не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма [6].

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине» (В. А. Сухомлинский).

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – эти чувства и особенности характера начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувства собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и отцы. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Так же воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к ветеранам войны, любовь к своей Родине [6].

В беседах с детьми, мы определили, что они хотели бы узнать и какая интересная информация должна находиться в лепбуках.

В содержание наших лепбуков вошли:

  • Д/игры «Что кому нужно для работы», «Составь рассказ» и др.
  • «Загадки»
  • Стихотворения
  • «Театры на палочках
  • «Пословицы и поговорки»

Кармашки «Разрезные картинки»

  • «Раскраски»
  • Небольшие рассказы по теме лэпбука
  • «Ребусы»
  • «Лабиринты»
  • Карточки военных профессий и описанием военных профессий.
  • Карточки «Военная техника» и описанием военной техники
  • Игра «Парные картинки»
  • Игра «Найди тень»
  • Игра «Сравни технику»
  • Мини книжка «Такая разная техника»
  • «Попробуй нарисовать по схеме танк, самолет, корабль»
  • Фотографии «Награды»
  • «Георгиевская ленточка»
  • «Мужская доблесть»

На первом этапе мы знакомим детей с лэпбуком. Показываем, как работать с лэпбуком. На втором этапе ребенок с помощью взрослого сам пробует работать с лэпбуком. На третьем этапе дети самостоятельно работают с лэпбуком. Они сами достают, перекладывают, складывают по своему усмотрению.

В процессе нашей практики мы заметили, что дети легче и быстрее усваивают материал, учатся планировать предстоящую деятельность, договариваться со сверстниками, выражать свои мысли и желания. Стали более самостоятельны и активны в своей деятельности. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что интересно!

Литература:

  1. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Белоногова Г., Хитрова Л., Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. — №1. – С. 82 – 92.
  3. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий / Методическое пособие для педагогов /А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. – СПб.: «ООО Издательство «Детство — пресс», 2010. – 192 с.
  4. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М, 1991.
  5. Герасимова, З. Родной свой край люби и знай / З. Герасимова, Н. Казачок // Дошкольное воспитание. – 2001. — №12. – С. 47-60.
  6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников /Под ред. А.М. Виноградовой. – М, 1991. – C.15
  7. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста/ И. В. Савина // Воспитатель ДОУ. 2012. — № 3 – С. 34-36
  8. Хомякова Л. С. Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и ребенка/ [Электронный ресурс]/ [http: //detsad-detctvo. ru]
  9. Хусаинова М. Э. Консультация для педагогов Что такое лэпбук? /[Электронный ресурс] [http: //nsportal. ru/detskiy-sad/raznoe]
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
Просмотров: 987
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Алешина Елена Николаевна. «Воспитание любви к художественному слову у детей дошкольного возраста»
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Мымрина Елена Сергеевна. Реферат на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Волкова Надежда Александровна. Воспитание интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Захарова Наталья Григорьевна. «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Артюшкина Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Гадаборшева Елена Сергеевна. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Федорова Наталия Алексеевна. Проект в подготовительной группе по теме «Ознакомление с родным поселком, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Козлова Елена Анатольевна Сова Татьяна Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Ларина Олеся Петровна. Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь