Алешина Елена Николаевна. «Воспитание любви к художественному слову у детей дошкольного возраста»

«Воспитание любви к художественному слову у детей дошкольного возраста»«Воспитание любви к художественному слову у детей дошкольного возраста»

Одной из главных проблем нашего общества является привитие у ребенка интереса к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей (да и взрослых, в том числе) к книге изменилось, интерес к чтению резко упал.

Так получается, что каждые четыре года ко мне в группу приходят новые дети (т. е. выпускники уходят в школу, а на смену им приходят дети младшего возраста). Все они, конечно, очень разные: смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но к моему сожалению, у них есть одна общая и печальная, на мой взгляд, черта – эти дети все меньше и меньше удивляются и восхищаются красотой природы, картинами окружающей действительности. Их интерес в основном сводится к играм в машинки, трансформеры, в осовремененные куклы, у некоторых планшеты, игры – приставки, гаджеты, которыми они, несмотря на свой малый возраст, уже прекрасно владеют. А вот интерес к художественной литературе, поэтическому русскому слову, ушел на, так называемый, задний план, или вообще отсутствует. Как результат, дети не любят и не хотят слушать (читать) произведения художественной литературы. А ведь известно, что не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. А книга же, напротив, дает возможность домыслить, «до фантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.

 

Поэтому цель моей работы, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Основным принципом организации моей работы по осуществлению этой цели стало: ежедневное чтение детям вслух – это обязательно и рассматривается как традиция в группе.

В отборе художественных текстов я учитывала две возрастные особенности детей, подбирала литературу с опорой на эмоциональное отношение детей к тому, или иному жанру (сказка, поэтическое произведение, рассказ и т.д.). Особое внимание уделяла выразительности речи (передачи эмоций) при чтении вслух, подчеркивая этим способности книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.

Большое внимание в своей работе уделяла созданию детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской в ходе которой создавались целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, сценариев викторин, досугов и др. Так были созданы проекты «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам», «В гостях у бабушки Загадушки» и др. Особое внимание уделяла проведению с детьми дидактических игр: «Из какой сказки гость?», «Что для кого», «Узнай героя по описанию». Обязательным фактором присутствия являлись сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин», «Библиотека», «Семья» и тд.

Большое внимание уделялось организации театрализованной деятельности с детьми. Они с удовольствием инсценировали свои любимые сказки, такие как: «Три медведя», «Теремок», «Волк и лиса» и др. Между нашим детским садом и детской библиотекой заключен договор о творческом сотрудничестве. Регулярно работники библиотеки приглашают нас к себе на экскурсии по разнообразной тематике: «Где живут книги?», «Выставки произведений детских писателей», «Умные сказки» и др. И в своей группе я регулярно организовывала выставки книг в групповом книжном уголке по темам: «Русские народные сказки», «Животные», «Профессии» и др.

Для того чтобы привить детям чуткость к поэтическому слову и выразительность языка поэзии, большое внимание в своей работе уделяла организации художественно – поэтических досугов: «Золотая осень», «Красавица зима», литературным викторинам: «По сказкам Чуковского», «В мире стихотворений С.Л. Маршака» и др. Даже с удовольствием принимаем участие в организации групповых выставок рисунков по сказкам, произведениям детских писателей, тем самым развивая свои художественные навыки, творческое воображение, сенсорные способности.

Таким образом, внимательная, вдумчивая работа педагога над народной сказкой поможет детям понять подтекст сказки, а освоение ребенком речи во всем ее богатстве красок немыслимо без стихотворных произведений, помогающих осмыслить ему красоту окружающего мира, совершенствующих его художественно — речевые навыки, образное мышление. Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Для того, чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. Разнообразнейшие интонации голоса, все возможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка услышанного произведения. Задача воспитателя – умело использовать все это богатство оттенков в своей работе по приобщению детей к миру художественной литературы, привитию интереса к ней, включая все богатство ее жанровых произведений.

В заключение, хочу привести в пример мудрое высказывание В.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека».

Просмотров: 708
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Качук Мария Сергеевна. Презентация 'Особым детям — особое внимание'
  • Стрельцова Ольга Викторовна. Как привить детям любовь к чтению книг
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Косых Светлана Викторовна. Проект по приобщению детей к художественной литературе «Бабушкины сказки»
  • Каиль Ольга Викторовна. Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Серебрякова Татьяна Александровна. Конспект НОД по приобщению к художественной литературе через детскую книжную графику в старшей группе Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» по ролям
  • Смогленко Алеся Николаевна. Игры на внимание для детей от 3 до 5 лет
  • Волкова Надежда Александровна. Воспитание интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Кожедуб Ирина Степановна. Конспект занятия по развитию познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Развиваем память и внимание»
  • Прокопенко Татьяна Петровна. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развития речи
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Илык Елена Николаевна. Познавательно-игровой досуг на тему: «В гостях у сказки» для детей старшего дошкольного возраста
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Алмаева Нина Юльевна. Сценарий конкурса художественного чтения среди детей старшего дошкольного возраста групп комбинированной направленности «В гостях у сказки»
  • Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Калмыкова Татьяна. «Формирования интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь