«Воспитание любви к художественному слову у детей дошкольного возраста»
Одной из главных проблем нашего общества является привитие у ребенка интереса к художественной литературе. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей (да и взрослых, в том числе) к книге изменилось, интерес к чтению резко упал.
Так получается, что каждые четыре года ко мне в группу приходят новые дети (т. е. выпускники уходят в школу, а на смену им приходят дети младшего возраста). Все они, конечно, очень разные: смышленые и не очень, контактные и замкнутые, но к моему сожалению, у них есть одна общая и печальная, на мой взгляд, черта – эти дети все меньше и меньше удивляются и восхищаются красотой природы, картинами окружающей действительности. Их интерес в основном сводится к играм в машинки, трансформеры, в осовремененные куклы, у некоторых планшеты, игры – приставки, гаджеты, которыми они, несмотря на свой малый возраст, уже прекрасно владеют. А вот интерес к художественной литературе, поэтическому русскому слову, ушел на, так называемый, задний план, или вообще отсутствует. Как результат, дети не любят и не хотят слушать (читать) произведения художественной литературы. А ведь известно, что не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. А книга же, напротив, дает возможность домыслить, «до фантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творческие способности, умение думать самостоятельно.
Поэтому цель моей работы, как педагога, состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение к книге.
Основным принципом организации моей работы по осуществлению этой цели стало: ежедневное чтение детям вслух – это обязательно и рассматривается как традиция в группе.
В отборе художественных текстов я учитывала две возрастные особенности детей, подбирала литературу с опорой на эмоциональное отношение детей к тому, или иному жанру (сказка, поэтическое произведение, рассказ и т.д.). Особое внимание уделяла выразительности речи (передачи эмоций) при чтении вслух, подчеркивая этим способности книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда.
Большое внимание в своей работе уделяла созданию детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно – исследовательской в ходе которой создавались целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, сценариев викторин, досугов и др. Так были созданы проекты «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам», «В гостях у бабушки Загадушки» и др. Особое внимание уделяла проведению с детьми дидактических игр: «Из какой сказки гость?», «Что для кого», «Узнай героя по описанию». Обязательным фактором присутствия являлись сюжетно – ролевые игры: «Книжный магазин», «Библиотека», «Семья» и тд.
Большое внимание уделялось организации театрализованной деятельности с детьми. Они с удовольствием инсценировали свои любимые сказки, такие как: «Три медведя», «Теремок», «Волк и лиса» и др. Между нашим детским садом и детской библиотекой заключен договор о творческом сотрудничестве. Регулярно работники библиотеки приглашают нас к себе на экскурсии по разнообразной тематике: «Где живут книги?», «Выставки произведений детских писателей», «Умные сказки» и др. И в своей группе я регулярно организовывала выставки книг в групповом книжном уголке по темам: «Русские народные сказки», «Животные», «Профессии» и др.
Для того чтобы привить детям чуткость к поэтическому слову и выразительность языка поэзии, большое внимание в своей работе уделяла организации художественно – поэтических досугов: «Золотая осень», «Красавица зима», литературным викторинам: «По сказкам Чуковского», «В мире стихотворений С.Л. Маршака» и др. Даже с удовольствием принимаем участие в организации групповых выставок рисунков по сказкам, произведениям детских писателей, тем самым развивая свои художественные навыки, творческое воображение, сенсорные способности.
Таким образом, внимательная, вдумчивая работа педагога над народной сказкой поможет детям понять подтекст сказки, а освоение ребенком речи во всем ее богатстве красок немыслимо без стихотворных произведений, помогающих осмыслить ему красоту окружающего мира, совершенствующих его художественно — речевые навыки, образное мышление. Владеть искусством художественного чтения и рассказывания – профессиональная обязанность воспитателя. Для того, чтобы овладеть вниманием и доверием детей, речь педагога должна быть эмоциональной и убедительной. Разнообразнейшие интонации голоса, все возможные оттенки его силы и темпа чтения, соответствующие содержанию, помогут созданию правдивого, убедительного рисунка услышанного произведения. Задача воспитателя – умело использовать все это богатство оттенков в своей работе по приобщению детей к миру художественной литературы, привитию интереса к ней, включая все богатство ее жанровых произведений.
В заключение, хочу привести в пример мудрое высказывание В.Г. Белинского: «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека».
|