«Дети перестали читать» — как часто мы слышим эту фразу. Телевизор, видео, компьютерные игры поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. Остро выявляется проблема литературного обозрения детей, приобщения их к чтению.
Еще В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства – это прежде всего воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».
Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, – процесс долгий и трудный, но, если первоначальный этап введения маленького человека в книжную культуру будет своевременным и успешным, значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества.
Тяга книги появляется у детей, как правило в раннем детстве. Книга удовлетворяет две одновременно существующие в ребенке потребности: к неизменному стабильному и к новому незнакомому. Книга — величина постоянная. Ребенок — переменная. Ребенок берет книгу в руки в любое время, а она все та же. У ребенка происходит самопроверка самоутверждения. Книга – это и возможность общения со взрослыми, через их речь, интонацию воспринимается сюжет, характеры, настроения. Можно вместе переживать, веселиться и быть надежно защищенным от злого и страшного. Есть много других причин, объясняющих любовь детей к чуду, имя которому – детская книг. И в любом возрасте при встрече с книгой своего детства нас охватывает радостное трепетное чувство «Ах какие это были книги». У них было не только содержание, у них были, и внешность, и запах, и вкус. По мере взросления ребенка меняются способы работы с книгой, приобретаются определенные навыки: рассматривание, слушание, перелистывание, «чтение» — воспроизведение ранее услышанного текста в соответствии с иллюстрацией, фантазии на темы рисунков.
Я поставила перед собой цель: воспитывать у детей бережное отношение и любовь к книге. И восприятие художественного произведения во всем его богатстве.
Я вижу свои задачи в приобщении детей к книге:
- привить детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;
- дать возможность наслаждаться музыкой стиха, звуком, словом, помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;
- научить его сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.
Важным в своей работе я считаю раннюю социализацию детей и просветительную работу с родителями.
Работа над приобщением детей к миру
Я большое внимание уделяю нравственному началу произведений, с помощью литературы хочу пробудить в ребенке «добрые чувства». Взрослый, читающий ребенку, должен постоянно помнить об «учительской» роли литературы, о том, что литература — «правдивая и волнующая запись человеческого опыта», который полезнее усваивать с детства.
Я считаю, что обращение к нравственным проблемам текста не должно быть назойливым. Не следует открыто призывать ребенка поступать так, как поступает положительный герой произведения, вести себя так, как ведет он.
Я думаю, что произведение надо прочитать так, чтобы ребенок сам понял «Что такое хорошо, что такое плохо».
В моей группе работа по оформлению у ребенка интереса к книге строится на следующих педагогических принципах:
- системный подбор литературы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- интеграция процесса приобщений к книжной литературе с разными видами детской деятельности – игрой, художественным трудом, изобразительной, театрализованной, деятельностью;
- взаимодействие с родителями;
- сотрудничество с городской библиотекой.
Мною выстроена система работы по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы, включающая:
а) ежедневное свободное чтение беседы о прочитанном самостоятельное рассматривание книг;
б) ежедневное специально организованные занятия;
в) свободное общение с детьми на основе художественной литературы.
Систему работы по ознакомлению детей с книжной культурой я построила на основе ритмического чередования чтения произведений разных жанров – рассказов, сказок, стихотворений, энциклопедических и объемных книг.
1-я неделя – чтение детям народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений;
2-я неделя — чтение стихотворений; лирических, игровых, юмористических;
3-я неделя — чтение детям рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций;
4-я неделя — знакомство с энциклопедической литературой.
Основное мое правило – ежедневное чтение детям!
Совместные беседы о прочитанном способствуют развитию детской мысли, умению рассуждать, делать выводы, развивают монологическую и диалогическую речь ребенка.
С помощью специальных занятий практически решаются все задачи по ознакомлению с художественной литературой; обобщать, систематизировать, имеющиеся у детей представления том или ином произведении, его своеобразии, жанре, литературном языке, о произведениях того или иного писателя, художника.
Кроме того, ознакомления ребенка с книгой, я осуществляю через разные виды детской деятельности.
Для самостоятельного знакомства детей с художественными произведениями в группе оборудован уголок книги. Уединившись в уголке книги, дети самостоятельно рассматривают, исследуют, изучают зарисовки, понравившихся сюжетов. В книжном уголке подобрано специально литература для мальчиков (о машинах, оружии, роботах — трансформерах) и для девочек (волшебные сказки, шьем кукле Барби одежду, детские прически).
Детские книги размещены не только в уголке книги, но и во всех центрах развития ребенка. Зоологические альбомы, книги о растениях, о животных — в уголке «Природы». Литература о творчестве художников и народных промыслах — в уголке ИЗО.
Таким образом, каждый уголок имеет свой книжный мини уголок со специально подобранной литературой, которая периодически обновляется.
Разнообразие книжной среды стимулирует самостоятельную познавательную активность детей, развивает их кругозор, умение ориентироваться в книжном материале.
Уже стало традицией в группе «Дни погружения в детскую литературу с утра до вечера». Я выбираю благоприятный, свободный от больших мероприятий день и в течение всего пребывания детей в группе читаю подходящие к режиму дня, событиям детской жизни произведения литературы: о гигиене, завтраке, об играх и игрушках, цветах, дружбе, хорошем настроении, новичке, колыбельные. Это приводит к тому, что дети становятся внимательными, быстрее реагирует на просьбы.
Я в своей группе периодически организовываю выставку литературы.
Тематика выставок самая разнообразная – авторская книга, книги, оформленные известными художниками – иллюстраторами, разные издания одной и той же известной детям сказки, иллюстрированные разными художниками, русские народные сказки, сборники стихотворений о природе, веселые книжки. Тематика выставок напрямую связана с наличием книг. На тематическую выставку книг я с детьми приглашаю детей из других групп.
Приобщая ребенка к книге, я формирую бережное отношение к ней, отношение – умение не рвать, не мять, не загибать листы. В группе у нас есть детская мастерская, называется она «Книжки Айболит». Мы с детьми оказываем «больным» книгам своевременную «скорую помощь», подбирая для этого необходимый материал.
В сотворчестве с родителями мы делили: книжки-самоделки, книжки- ширмы; книжки-малышки.
В совместных делах со взрослыми дети расширяют активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, приобретают новые впечатления, развивают читательскую любознательность.
Чтобы сориентировать родителей в книжном мире, я в родительский уголок помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения, формирования интереса к книге и чтению, следует помнить, что взрослый – главный посредник во взаимодействии ребенка с книгой. Приобщая детей к книжной культуре, я и родители призваны заложить основы эстетического воспитания художественных произведений: сформировать бескорыстную радость, душевное волнение от встречи с добрым и красивым миром, и испытывать сострадание и сочувствие к героям книг, мысленно ощущая себя рядом с ними. Это и будет фундаментом литературного образования.
Конечным результатом всей моей работы стало творческая деятельность детей: заучивание, разыгрывание эпизодов, раскрашивание ксерокопированных иллюстраций, работы в книгах — альбомах и т. п.
Такая концепция общения с книгой выражает закономерности возраста детей: включение в трудовые процессы, контакт со сверстниками, эмоционально окрашенная двигательная активность, всяческое поощрение речевой активности, совершенствуется чувственное и действительное восприятие искусства.
В будущем считаю целесообразно продолжить работу над воспитанием интереса и любви к книге, так как приобщение к книге, как к величайшей ценности, воспитывает грамотного читателя, способствует духовной связи ребенка с окружающей действительностью, развивает творческие способности дошкольника. Ведь быть грамотным человеком важно не только для самого человека, но и для общественного развития страны в данный исторический момент.
|