Агаркова Наталья Александровна воспитатель МАДОУ №8 г. Сыктывкара
Многие воспитатели групп компенсирующей направленности сталкиваются с проблемой: дети 5-6 лет не умеют общаться с книгой. В такой ситуации дети относятся к книгам, как малыш к новой игрушке: перекладывают их с места на место, разбрасывают их по полу, рвут, пробуют на вкус. Многие используют книгу вместо листа для рисования или для эксперементов с ножницами. Попытки коллективного чтения, вводят воспитателя в состояние уныния от «педагогической несостоятельности»: дети крутятся, шумят, закрывают уши, на книжку даже не смотрят.
Нужны ли книжки в этих группах вообще?
- Книги помогают развивать особую связь между ребёнком и воспитателем;
- Позволяют познавать искусство слова и живописи, благодаря иллюстрациям;
- Прививают навыки слушания;
- Помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению;
- Развивают кругозор и эмоциональную сферу, помогают развивать воображение;
- Доставляют ребёнку удовольствие.
Проблема заключается не в том, что дети «не хотят рассматривать книгу и слушать чтение педагога», а в том, что их этому не учили!
Скачать конспект
Значит — знакомство с книгой надо начинать с самого начала, с яркой простой по содержанию книжки. В педагогических учебных пособиях рекомендуются непринуждённые формы организации детей, способствующие созданию доверительной атмосферы общения, при которых дети находятся на близком расстоянии от воспитателя. Садимся с ребёнком, возможно и с двумя – тремя, на диванчик. Так, чтобы было удобно… Можно приобнять детей, можно расположиться на коленках возле дивана, слегка облокотившись на диван и прислонив книгу к его спинке. Наша задача при помощи книги установить с ребёнком эмоциональный контакт. Этому способствует доброжелательная атмосфера: спокойное дыхание, негромкий голос с теплой интонацией. В психологии отмечается значимость этих факторов для эффективности общения. Главное, на чём стоит сконцентрироваться педагогу на первых порах, это не работа над содержанием текста, а общение — возможность вместе рассматривать иллюстрации, находить знакомые объекты: зайчика, ёлочку, дорожку.
С некоторыми детьми имеет смысл многократно рассматривать одну и ту же иллюстрацию, повторять одну и ту же фразу, которая «ласкает слух». Ребёнок повторяет её за вами шепотом или мысленно и улыбается, получая удовольствие от того, что в этот момент вы понимаете друг друга. Вам обоим нравится, как звучит фраза. Ребёнок впервые почувствовал гармонию между картинкой и словом. Для него это открытие! Сегодня, ребёнка переполняют эмоции от сделанного им открытия, а завтра… Может и завтра, и ещё неделю он будет наслаждаться им, проигрывая эту ситуацию ещё и ещё. А может завтра, вы вместе сделаете новое открытие.
Контакт с ребёнком установили, книжку многократно рассмотрели, теперь можно и над содержанием поработать…
Для таких занятий подходят «книжки – самоделки». Изготавливая такие книжки, воспитатель старается учесть индивидуальные и личностные особенности ребёнка, направленность его интересов, уровень знаний. Эти книжки чаще изготавливаются под конкретного ребёнка, но как показала практика – пользуются любовью у многих детей группы. А если книжка сделана совместно с ребёнком, то и относиться к ней он будет бережно. Это результат его работы!
Особенно детям нравятся книжки по мотивам простых народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок». Или книжки-загадки. Загадки, как и другие малые формы фольклора, помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка: сначала дети рассматриваюют книжки с загадками, построенными на прямом описании характерных признаков (каждый признак – одна страничка в «книжке – раскладушке» с отгадкой в конце) «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку». Постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»
Конечно, нужно организовывать и коллективное слушание, например, как этап комплексного занятия. При этом желательно, иметь определённое место для организации коллективного слушания, ритуалы, зачины, тщательный отбор материала. Там другие правила. Когда воспитатель читает, дети сидят тихо: слушают и наблюдают за его интонацией, мимикой, жестами. Так они учатся понимать, что испытывает литературный герой в той или иной ситуации и как к этому относится рассказчик.
Пока дети не научены слушать и воспринимать книгу без дополнительной переработки, лучше использовать живое рассказывание педагога, а чтение доступных детям книг – только для старших, а порой и подготовительных групп.
К середине года у ребят появляются любимые книжки, любимые герои, любимые иллюстрации. Даже если, дети ещё не готовы что-то дословно повторить, они внимательно следят за тем, как это делает воспитатель. Иногда они подсказывают ему движения, слова, фразы. Затем, ребёнок переносит всё это в игру «Читаю сам», где рассказчик — ребёнок, а слушатель – воспитатель.
Если сегодня ребёнок берёт в руки книгу, рассматривает её или обращается к взрослому с просьбой почитать, значит, год прошёл не зря, и значит, пришло время заняться книжным уголком.
«Книжкин дом» — конкурс родительских проектов по формированию развивающей среды группы. После такого мероприятия появятся и необычные полочки для книг, и новые книжки, которые уж точно не останутся без детского внимания.
Итак, подытожим. Чтобы ответить на вопрос, как научить детей любить книжки, педагогу нужно понять, чем должна стать книга для конкретного ребёнка:
- инструментом общения с взрослым
- полем для эксперементов и открытий
- «кладовой эмоций»
В зависимости от этого выстраивать маршрут взаимодействия с книгой, подкрепляя формирующийся навык бережного отношения к книге личным примером и заинтересованностью родителей.
Помните, что полюбить книгу — не бессмысленно потраченное время, а долгосрочное вложение сил, любви и внимания. Приобщать ребёнка к чтению, воспитывать любовь к книге – очень важная задача семьи и педагогов.
|