Шальнова Олеся Владимировна. Чтение художественной литературы

Чтение художественной литературыЧтение художественной литературы

Чтение художественной литературы всегда было необходимо для любого человека. Не смотря, что сейчас век телевизоров, интернета, новейших телефонов, читать надо и взрослым и детям. Как это здорово, взять в руки книгу, ощутить ее запах, подумать о том, сколько человек ее прочитали до тебя. Окунуться в строки написанного и улететь вместе с автором в удивительную страну литературы. Ведь когда мы читаем, то становимся героями той или иной книги. Ты как бы попадаешь в то время и место, проживая весь сюжет. Это хорошо нам, взрослым, нашим детям, которых мы научим читать. Но ведь среди нас есть те, которые не умеют читать, и из за своих «особенностях» никогда не научатся.

Я работаю в детском доме для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Эти дети разные и по своим личностным характеристикам, и по физическому, и по умственному развитию. Дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные отклонения физического или психического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, к сожалению, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

Скачать: Чтение художественной литературы (полный конспект)

У них очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, мышления, памяти, речи, моторики. У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление это непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте они с большим трудом понимает чужую речь. Дети, не умеющие говорить, общаются жестами, отдельными звуками, которыми они пытаются изъясняться. Словарный запас говорящих детей невелик, грамматический строй предложений примитивен. И задача тех, кто взял на себя ответственность быть рядом с ними, исправить эти недостатки. Все дети независимо от их психического, интеллектуального, физического развития и возраста очень любят слушать сказки. Так как у детей с ОВЗ, по сравнению с детьми нормально развивающимися, гораздо низкий уровень знаний об окружающем мире. Тем не менее, такие дети очень чутко воспринимают эмоциональный фон и замысел сказки, характер и взаимоотношения героев, образы добра и зла в сюжете сказки. И задачи коррекции развития личности ребенка с ОВЗ могут быть решены при помощи работы со сказкой. Чтение сказок расширяют их познания и кругозор. Работа с книгой, занимает ведущее место в системе обучения ребёнка с ограниченными интеллектуальными возможностями и приводит к заметным положительным изменениям интеллекта, речи. Я работаю с такими детьми третий год. Первое время, при чтении детям сказок были большие трудности: дети не хотели сидеть, слушать, а о пересказе и речи не было. Но медленно и уверенно я шла к своей первой цели – научить слушать. С начало это был один, затем два. А на сегодняшний день уже все мои воспитанники с удовольствием каждый вечер слушают сказки. Лучше всего конечно русские народные сказки "Три медведя", "Репка", "Колобок", "Волк и семеро козлят" вызывающие наименьшее затруднение в восприятии. Но у меня еще одна цель – научить пересказывать. Как? Первым шагом было: чтение сказок и беседа о прочитанном. Это, во-первых, вводная часть, своего рода подготовка к восприятию сказки, зачин сказки как создание положительного настроя. Далее происходит чтение либо рассказывание сказки, после чего обязательно следует беседа о прочитанном с рефлексией и анализом сказочных ситуаций.

Задаются вопросы детям в ходе беседы:

1. Вопросы об эмоциональном отношение детей к героям, явлениям и ситуациям (Что больше всего понравилось в сказке? Кто понравился или не понравился? и т.п.).

Эти вопросы задаются, как правило, в начале беседы, они оживляют и обобщают первые, непосредственные впечатления.

2. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания сказки.

При ответах на эти вопросы, ребенок учится логически выстраивать факты и события сказочного повествования, развивая память и логическое мышление.

3. Вопросы на выявление основного замысла сказки, ее суть.

Такие вопросы позволяют выявить, насколько правильно понято детьми содержание сказки.

4. Вопросы причинно-следственного характера, обращающие внимание детей на причину событий и мотивы поступков персонажей.

Вопросы такого рода побуждают ребенка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, замечать логическую закономерность событий.

5. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям, выводам

(О чем эта сказка? Кто является главным героем сказки?).

При этом следует учить ребенка правильно воспроизводить последовательность событий, называть основные поступки действующих лиц. У кого то это получается лучше, у кого то хуже, а кто то пока никак не осилит эту задачу. Но надо двигаться дальше.

Пересказ

…Я стала пробовать мнемотаблицы не только на занятиях, но и при чтении сказок.

Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать.

Мнемотаблицы или мнемосхемы — это дидактический материал, который используется в мнемотехнике, они содержат графическое изображение природных явлений, объектов, каких-либо действий и т. п. Другими словами, мнемотаблицы являются наглядной моделью, которая изображается схематически в максимально доступном виде для детей.

Мнемотаблицы используются для следующих целей:

  • Расширение объема словарного запаса.
  • Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  • Облегчение процесса заучивания стихов.

Много нашла в интерне, но не для всех сказок есть. Стала рисовать сама.

И пересказ пошел на раз, два.

Моя коллега Тарарина Т.Н. у нас в группе оформила «Дерево сказок» и я с удовольствием к ней присоединилась. И теперь каждый вечер мальчишки с нетерпением ждут появления нового героя под нашим деревом. Когда приходят гости в группу, они показывают и на перебой называют сказки.

Через «прочтение» книг происходит всестороннее развитие ребенка, значительно облегчается его социализация и адаптация к условиям жизни в обществе. Большинство детей, впоследствии, с легкостью вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.

Читайте детям книги, и вы увидите, как раскрываются наши детки. Как появляется желание слушать и рассказывать самому.

Просмотров: 777
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Пугина Надежда Викторовна. Конспект НОД развитие речи во второй младшей группе: Чтение русской народной сказки «Три медведя»
  • Никулина Алина Викторовна. Краткосрочный проект во второй младшей группе «Сказки очень нам важны. Сказки очень любим мы»
  • Кононова Оксана Викторовна. Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и серый волк»
  • Петрова Олеся Александровна. Конспект открытого занятия по развитию речи «Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Тушева Юлия Леонидовна. Конспект занятия Чтение художественной литературы Сказка «Снегурочка»
  • Проскурина Ольга Викторовна. Экспериментальная деятельность дошкольников через чтение художественной литературы
  • Малая Светлана Владимировна. Планирование по темам недели «Чтение художественной литературы»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Желтова Светлана Александровна Шагинова Елена Александровна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Менщикова М. А. Конспект НОД в средней группе «Чтение сказки К.И. Чуковского «Федорино горе». Дидактическая игра «Разноцветный сундучок» (предметные картинки – «посуда»)».
  • Золотых Анастасия Викторовна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей на тему: «Как правильно читать ребёнку сказку? Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным!»
  • Корелина Наталья Сергеевна. ННОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»
  • Горбачева Юлия Анатольевна. НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Конспект ННОД по области «Чтение художественной литературы» - творчество С.Я. Маршака
  • Гладнева Елена Николаевна. Консультация для родителей 'Читайте детям сказки!'
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область 'Чтение художественной литературы'
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Петухова Татьяна Леонидовна. Рассказ в стихах на нравственную тему для начальной школы, 'Цепочка' и вопросы для беседы
  • Панова Марина Сергеевна. Почему важно отвечать на вопросы ребенка
  • Толмачева Людмила Алексеевна. Вопросы методики развития мелкой моторики рук и графических навыков у дошкольников
  • Шаренко Вера Александровна. Вопросы обучения детей родному языку в дошкольной педагогике.
  • Татьяна Бродич. Конспект НОД по развитию речи с элементами драматизации для детей с ОНР старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет Тема: пересказ сказки «Лиса и тетерев»
  • Рябкова Анастасия Михайловна. Развитие речи. Чтение русских народных сказок:



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь