Ларина Олеся Петровна. Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Статья «Формирование нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Детство – время развития всех сил человека. Приобретения знаний об окружающем мире, формирования нравственных навыков и привычек.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Наиболее благоприятным временем для воспитания чувства любви к Родине является детство.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство — это открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы детство стало прежде всего познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Современные исследования, посвященные проблеме приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родной станицы (а через неё Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования компетенции ребенка, осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода, восприятия детьми мира предметов, формирования знаний о трудовой деятельности взрослых.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К.Д. Ушинский в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.

Воспитатель должен сам восторгаться своей страной, своим народом, своим городом, только тогда мы получим положительный результат на занятиях.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, формируются нравственно-патриотические чувства привязанности к своей семье, дому, чувство гордости за станицу, край, в котором родился и живешь и, конечно же за свою страну. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо помнить свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий.

 

Беседуя с детьми разных возрастных групп (с 3-х до 7-ми лет), обращая внимания на каждый возраст детей, я сделала вывод, что дети имеют слабое представление о родной станице, стране, о связи времен и поколений, как жили люди, что их окружало, что они ценили.

Большое значение для проявления интереса и любви у детей к родному краю, к своему государству имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с обычаями своей семьи, детским садом, своей улицей, станицей, краем, а затем со страной, ее столицей.

Семья выступает как образец моделей поведения и оказывает большое влияние на развитие личности. Без тесного взаимодействия семьи и детского сада невозможно воспитать патриота своей Родины. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований. Взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своей родной земле, где родились. Отсутствие заинтересованности у родителей знакомить детей с жизнью родного края, страной, достопримечательностями, историей, героях подтолкнуло меня разработать программу «Мой край родной».

Целью моей работы является: «Формирование нравственно- патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной станице и краю».

Для достижения этой цели определила следующие задачи:

  • расширять представления о родной станице, крае, стране
  • знакомить детей с символикой государства
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому
  • формировать у детей интерес к культурному и историческому наследию, и стремлению к его сохранению и развитию
  • воспитывать у детей уважение к своей семье, обществу, государству
  • воспитывать гражданскую ответственность, основанную на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях.

Программа составлена на четыре возрастных группы (2 мл., дети 3-4 лет; средняя, дети 4-5 лет; старшая, дети 5-6 лет; подготовительная, дети 6-7 лет).

Занятия провожу два раза в месяц, время занятия соответствует возрасту детей.

Работу веду по тематическому плану. Стараюсь знакомить детей с родной станицей и краем, с историей возникновения, с достопримечательностями, зданиями, учреждениями, знаменитыми людьми, природой. Использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания.

Формирование нравственного поведения (поручения, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослых); формирование нравственного сознания (объяснение, просьба, эстетическая беседа, примеры); методы стимулирования (поощрение, соревнование, одобрение, награждение):

В работе с детьми использую наиболее интересные формы работы: наблюдения за историей возникновения станицы, изготовила лепбук по этой теме «Станица Алексеевская, моя малая родина»

Наиболее важным и интересным были экскурсии для детей:

  • Районный краеведческий музей
  • В Храм Архангела Михаила
  • Мемориал погибшим в годы ВОВ
  • Озеро «Бабинское»
  • родник «Серебряный».

Провожу целевые прогулки:

  • «Профессии людей работающих в ДОУ»
  • школа искусств ст. Алексеевской
  • к Вечному огню «Возложение венка и цветов»
  • в районную детскую библиотеку
  • в районный Дом культуры.

Продуктивная деятельность.

1. Оформление тематических выставок:

  • «Алексеевская глазами детей»
  • «Моя родина»
  • «Будем помнить вечно»

2. Творческие конкурсы с участием родителей и детей:

  • «Мастерская Деда Мороза»
  • «Нам не нужна война»
  • «Красная книга глазами детей»
  • «Рождество Христово»
  • «Пасхальная радость».

3. Участие детей в районным мероприятиях, таких как: детский фольклорный фестиваль православной культуры «Крещенские забавы»; «Пасхальная радость»; смотр-конкурс декоративно-прикладного творчества «Сталинградский сувенир»;

4. Изготовление подарков:

  • поделки «Рождество»
  • открытки «С днем Победы»
  • открытки «Мамочке в день матери»
  • поделка «8 марта»
  • поделка «23 февраля»
  • открытки «Всем работникам детсада».

Важно привлечь детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Праздники, конкурсы, игры, развлечения стали хорошей традицией.

«Крещенские посиделки» совместно с воскресной школой «Лампадочка» С детьми мы участвуем в развлечениях, вспоминаем народные игры, песни, пляски, проводим чаепитие за самоваром.

«Рождество Христово». Знакомим детей с праздником Рождества Христова, учим песни, стихи. Готовим рождественские подарки.

«Колядки». С детьми разучиваем рождественские колядки, вместе с родителями изготавливаем костюмы для детей.

«Масленица». Этот праздник с веселыми шутками, играми, со скоморохами, со стихами, песнями, закличками, с угощением блинами.

«Пасха». С детьми готовим выступление на районном фестивале православной культуры «Пасхальная радость». Сказки и другие произведения позволяют расширить представления детей о любви и доброте.

«День Победы». Каждый год проводим мероприятия совместно с краеведческим музеем, посвященные победе народа в Великой Отечественной войне. Детям рассказываем о событиях этого времени, о фронтовых и трудовых подвигах, о единстве народа в тяжелое время. Что благодаря любви к родине, подвигам наших солдат и помощи тыла была одержана Великая Победа. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за мир и счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей. В их честь воздвигнуты памятники.

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей невозможно без тесной связи с семьей. Работая в тесном контакте с родителями вижу положительные результаты. У родителей формируется чувство ответственности, интерес, желание продолжать работу в данном направлении не только в детском саду, но и дома.

Чтобы повысить педагогическую компетентность родителей по нравственно-патриотическому воспитанию, я размещаю материалы в родительский уголок (информационные папки, консультации, памятки):

  • «Патриотическое воспитание в детском саду и дома»
  • «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
  • «Моя малая родина
  • «Рождество Христово»
  • «Великая Пасха»
  • «Традиция и подготовка к празднованию Пасхи»
  • «Как рассказать ребенку о Пасхе»
  • «Пасхальные традиции Светлой Пасхи»
  • «Как рассказать ребенку о Дне Победы?»
  • «День Победы 70 лет 1941 – 1945»
  • «Наш родной край»
  • «О воспитании любви к родному городу и природе»
  • «Как познакомить детей с праздником Пасхи».

Провожу совместную деятельность детей и родителей (изготовления книги «Моя семья», «Никто не забыт, ничто не забыто»), провожу творческие конкурсы, развлечения.

На экскурсиях взрослых и детей знакомлю с историей Алексеевского района. Дети воспринимают экскурсии очень естественно, с интересом, задают вопросы. Не остаются равнодушными и взрослые. Возникает много дополнительных вопросов. Родители участвуют в сборе краеведческого материала.

Мною ведется проектная деятельность:

  • «Экология родного края»
  • «Пасхальный звон».

Веду работу в тесном контакте с музыкальным руководителем.

С детьми принимаем участие в различных городских и областных выставках. Результаты радую детей и родителей.

Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагогов, родителей и детей, тем положительней результат.

Любовь к родной станице, стране, знания своих предков и современников соединяет нас, вдохновляет на новые свершения, укрепляет веру в прекрасное будущее родной страны. Дети открывают для себя законы нравственности, относятся с любовью к малой Родине и большому Отечеству, семье, ближнему, взрослому и сверстнику.

Прошло время, малыши повзрослели, учатся в школе, но не погас тот огонек, который был зажжен на занятиях. Как радостно встретить родителей с детьми гуляющих по станице, встретить в музее, на выставках, в ДК, услышать добрые слова и пожелания.

Таким образом, я убедилась, что необходимо нравственно-патриотическое воспитание ребенка начинать как можно раньше. Для маленького человека так важно понять истинные ценности мира в котором он живет, тогда этот мир становиться добрым интересным и любимым.

Просмотров: 893
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Юлова Анна Васильевна. Консультация для родителей «Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Артюшкина Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Попова Елена Николаевна. Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Якутия – мой край родной»
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Лукашенко Ольга Александровна. Фольклорный праздник «Край родной – земля кубанская» для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Федодеева Марина Ивановна. Проект по нравственно–патриотическому воспитанию 'Родной край люби и знай!'
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Донцова Елена Васильевна. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста «Люби и знай родной свой край»
  • Ворожейкина Анастасия Александровна Мальцева Анна Олеговна. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Наталья Сураева-Королева. Тематическое занятие «Горжусь тобой, мой край родной!» для детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь