Кочеткова Елена Александровна воспитатель МБДОУ Детский сад №3 «Березка», город Навашино, Нижегородская область.
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из актуальных проблем в условиях современной России. Так как материальные ценности стали доминировать больше, чем духовные, у детей становиться искаженным представление о патриотизме.
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей в дошкольном возрасте является одной из главных задач. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования чувства патриотизма, это связано с психологическими особенностями возрастного периода, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Детям характерно в данном возрасте высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
Цель патриотического воспитания — это воспитание в душе каждого ребенка любознательности, чувства красоты, чувства любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям. Эти качества не возникают у человека сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста, который формируется под влиянием образа жизни, воспитательной работы в семье и дошкольном учреждении, в школе, в трудовом коллективе.
Дошкольное образовательное учреждение является начальным звеном системы образования в нашей стране, призвано формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, дать возможность им почувствовать себя с самого раннего возраста гражданами своего Отечества.
Знакомство с чувством Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, чувство, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие и играют огромную роль. Формировать знания о семье следует уже в младшем возрасте: воспитывать внимательное отношение к родителям, поощрять умение называть имена членов семьи. Далее, расширяя сведения, о семье необходимо дать представления о родственных отношениях, затем и о сфере деятельности членов семьи и ее истории.
Постепенно ребенок знакомится с детским садом – учреждением, находя-щимся в городе. Начиная с младшего дошкольного возраста, мы развиваем у детей положительное отношение к детскому саду, его общности с домом. Формируем уважительное отношение к сотрудникам детского сада, а начиная со средней группы, начинаем знакомить с традициями детского сада, закрепляем представления ребенка о себе, как о части коллектива.
Далее мы знакомим детей с малой Родиной. Дети впервые знакомятся с названием своего города (поселка). Формируя интерес к малой Родине, в дальнейшем следует побуждать к рассказыванию о том, какие впечатления дети получают от пребывания в парке, и других объектах городской инфраструктуры. Формируя знания об улицах города, мы расширяем и углубляем знания о малой Родине. Начиная со средней группы необходимо углублять знания детей о самых красивых местах города, его достопримечательностях. В старшем дошкольном возрасте знания углубляются за счёт информации о замечательных людях прославивших наш край, о культуре и традициях родного края.
Родная природа — один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю. Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образах воплощается Родина. Человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с детьми в снежки и катался на санках с ледяной горки. Воспитывая у ребенка любовь к природе, мы одновременно развиваем у него эстетическую отзывчивость на все прекрасное в окружающей действительности, стремление ценить и беречь труд людей как источник красоты.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями, семьей.
В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Поэтому работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации и др.) Мы стараемся вовлекать их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия — включения родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах, конкурсах).
Традиционным стало проведение конкурсов на лучшую зимнюю и летнюю площадки, где родители совместными усилиями создают для своих детей снежные постройки, строят горки, помогают в озеленении территории. Глядя на них, дети и сами стараются вложить свою лепту в благоустройство территории. Большое значение имеет посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, семейные клубы. Ведь семейное изучение своей родословной помогает детям понять, что семья – ячейка общества. Родители принимают самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, конкурсы на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка и т.д.
В детском саду применяется метод семейных проектов. Суть его в том, что каждая семья, учитывая свои собственные интересы и приоритеты, готовит материл по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе. Участие в проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение фотовыставок «Моя семья», «Моя мама самая лучшая».
Хочется сказать: «Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут».
|