Автор: Попова Елена Николаевна воспитатель 1 квалификационной категории г. Алдан Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вила «Крепыш» МО «Алданский район» РС (Я)
Тип НОД и взаимосвязь с предыдущей и последующей образовательной деятельностью
Образовательная деятельность основана на принципе интеграции следующих образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, коммуникативно-личностное развитие.
На предыдущих этапах работы с детьми были изучены названия птиц, животных, полезные ископаемые Якутии, закреплены навыки понимания и употребления обобщающих понятий в классификации по определенным признакам.
Скачать конспект
Скачать план
Цель НОД Обобщить и систематизировать знания детей о крае, в котором мы живем, расширять словарный запас детей. на основе интеграции образовательных областей.
Задачи по усвоению образовательных областей Коммуникативно-личностное развитие:
- Формировать и развивать средства общения, навыки коммуникации, взаимодействия.
- Формировать доброжелательного отношения друг к другу, воспитывать взаимовыручку.
- Обогащать и активизировать словарь по теме «Моя Якутия».
- Активизировать словарь прилагательных, подбирать определения к объектам.
- Формировать грамматический строй речи.
- Развивать мышление, творческое воображение.
Познавательное развитие:
- Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
- Закреплять знания об Якутии..
Физическое развитие:
- Формировать двигательную активность.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Предупредить зрительную и общую утомляемость детей.
Речевое развитие:
- Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о родном крае
- Развивать диалогическую речь детей
Художественно-эстетическое:
- Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту природы.
- В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение.
Аналитическая информация
Анализ планирования и осуществления ключевых процессов модерации:
- интеракции участников группового процесса и их коммуникации
- визуализации хода и результатов образовательного процесса
- мониторинга достижения результатов (соответствия графика мероприятия, стадий групповой динамики)
- мотивации всех участников образовательного процесса
- рефлексии педагога и обучающихся на каждом этапе НОД
- анализа и оценки деятельности обучающихся. В основу планирования данного занятия положен ключевой процесс технологии модерации – интеракция, который направлен на организацию взаимодействия воспитанников с друг другом и педагогом.
Процесс представления учебного материала визуализирован, наглядно представлены результаты выполненной работы (части ключа на магнитной доске).
Во время путешествия, включила детей в познавательный процесс на личностно – значимом уровне за счет возникновения внутренней потребности к деятельности. Воздействовала на мотивационную сферу воспитанников. Дети поставили свою цель, помочь шаманке вернуть цветок счастья. На каждом этапе дети достигали определенного результата – получали часть ключа, крепили их на магнитную доску. Таким образом, дети не осознанно, добиваясь своей детской цели, достигали поставленные мною цели и задачи по усвоению образовательных областей.
На каждом этапе занятия дети, с моей помощью, провели рефлексию, оценили выполненное задание.
Анализ и оценка результатов деятельности воспитанников были осуществлены на этапе «подведение итогов» посредством заимствованного, но измененного метода В. Тарасова, О. Охлопковой, А. Ненаховой «Светофор» из «Копилочки активных методов обучения», http: //www. moi-universitet. ru/ebooks/kamo/kamo/ Воспитанники проанализировали свой вклад в достижение поставленной цели, выбрав для себя звезду соответствующего цвета.
Обоснование целесообразности использования технологии АМО и модерации для:
а. выполнения целей и задач (содействие раскрытию темы и освоению содержания НОД);
b. выполнения ФГОС a. Достижению педагогических целей и задач по усвоению образовательных областей, способствовало применение активных методов обучения «Утро начинается с улыбки», «Письмо – легенда якутской шаманки», «Дерево смелости», «Волшебный снегоход», «Интересная встреча», «Нужное слово», «Танцующая звезда», «Смешная ошибка», «Пантомима», «Путаница», «Кто лишний?», «Угадай и назови», «Светофор». Данные методы строятся в основном на диалоге, общении в процессе взаимодействия, характеризуются высоким уровнем активности воспитанников.
Использование элементов здоровьесберегающих технологий, своевременная смена видов деятельности на занятии, использование физической разминки,, релаксации, гимнастики для глаз, подобранные задания с опорой на разные анализаторы, так же содействовали раскрытию темы и достижению задач по усвоению образовательных областей.
Материал для НОД представлен с учетом логической последовательности и его усложнением.
b. В основе реализации стандарта основного общего образования лежит системнодеятельностный подход.. Организация совместной образовательной деятельности педагога и детей направлена на формирование универсальных учебных действий, что соответствует федеральным государственным требованиям.
Ожидаемые/полученные результаты НОД
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации воспитанников
анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
Задачи по усвоению интегрированных образовательных областей в процессе образовательной деятельности были выполнены.
На протяжении всей образовательной деятельности актуализировала опорные знания и мыслительные операции детей в самостоятельной и совместной с ними деятельности.
На этапе инициации для приветствия и встречи друг с другом, был использован АМО «Утро начинается с улыбки», который был направлен на формирование способности детей выражать эмпатию, создание благоприятной атмосферы. Формировались личностные, коммуникативные УУД.
Письмо от якутской шаманки помогло повысить мотивацию воспитанников, погрузить их в тему образовательной деятельности. Это способствовало мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий, обеспечило взаимодействие детей, направленное на объединение их усилий с целью достижения общего результата. Дети активно обсуждали рассматриваемую проблему, принимали необходимое решение, что формировало коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия,
В завершении фазы «Начало образовательного мероприятия» был использован заимствованный, но измененный АМО «Дерево смелости», целью которого явилось самостоятельное определение, выражение своих ожиданий и выявление ожиданий других участников. Формировались регулятивные, познавательные УУД. Дети проявляли познавательную инициативу, прогнозировали конечный результат.
На этапе «Проработка содержания темы» поставленные цели так же были достигнуты: знакомство с героем, который на протяжении всего занятия помогал поддерживать детский интерес и желание к совместной деятельности. С помощью АМО «Нужное слово» активизировали словарь прилагательных, подбирали определения к предметам. «Танцующая звезда» способствовала предупреждению зрительной и общей утомляемости, расширению зрительных горизонтов. Посредством АМО «Смешная ошибка», формировали навыки конструирования, закрепили грамматические категории, согласовывали слова в предложении. Во время физической разминки дети пластическими, выразительными телодвижениями объясняли свое действие и чувство, выстраивали продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и педагогом. Задание «Путаница» было направлено на развитие внимания, зрительного восприятия, логического мышления. На протяжении всего этапа формировались личностные, регулятивные, познавательные, знаково-символические и коммуникативные УУД.
Заимствованный, но измененный АМО «Светофор», цель которого оценка собственного вклада в работу группы, был использован на этапе «Подведение итогов» и успешно реализован. Дети оценили свою работу, учились не бояться выказывать свое отношение к деятельности, говорить об этом в присутствии друзей и педагога.
На протяжении всей образовательной деятельности формировались ключевые компетентности: информационная; учебно-воспитательная; коммуникативная; социальная.
Предметные и метапредметные результаты обучения подтверждают достижение поставленной цели: Обобщить и систематизировать знания детей о крае, в котором мы живем, расширять словарный запас детей. на основе интеграции образовательных областей.
Анализ степени реализации принципов современного образования В данной образовательной деятельности были реализованы следующие принципы современного образования:
Духовно-нравственное развитие заключалось в формировании способности выражения своих чувств, развитии сопереживания, эмпатии. Оказавшись в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, дети накапливают первоначальный банк нравственных представлений, самостоятельно совершают моральный выбор.
Реализации деятельностного подхода способствовало соблюдение следующих дидактических принципов: принцип психологической комфортности; принцип целостного представления о мире (учебное содержание отражало научное знание и раскрывало взаимосвязь явлений окружающего мира); принцип вариативности (развитие у детей вариативного мышления); принцип творчества; принцип непрерывности (отсутствие «разрывов» в процессе обучения, когда результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает начало следующего).
Соблюдались психолого-педагогические условия компетентностного подхода: субъектно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми; формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
Разнообразие используемых приемов обучения способствовали росту творческого потенциала воспитанников.
Использовались элементы здоровьесберегающих технологий, своевременная смена видов деятельности, гимнастика для глаз, самомассаж кистей рук, релаксация, элементы музыкотерапии, задания с опорой на разные анализаторы.
Методическая ценность НОД Образовательная деятельность основана на принципе интеграции образовательных областей. В ходе обучения ребенку предоставляется возможность усвоения не только необходимых знаний, умений, навыков, но и формируются ключевые компетентности.
Дополнительная информация
Указание приложений к НОД: Письмо, декорации леса, «Паспорта птиц», кукольный персонаж, Теневой театр, индивидуальные зеркала с изображением эмоций, «Дерево смелости», карточки- «Чьи следы?», иллюстрация- «Путаница»., индивидуальные карты «Следы животных»
Использованная литература, источники информации
- В.В Гербова «Занятия по развитию речи»
- Т.и. Гризик, Л.Е. Тимощук «Развитие речи детей 5-6 лет»
- Белорукова В. Н. Использование приёмов сказкотерапии на занятиях. – 2011
- Бесплатный электронный курс «Активные методы обучения» http: //www. moi-universitet. ru/list/e-courses/list_amo
- Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Дидактический материал по автоматизации звуков «с-сь».
- «Копилочка активных методов обучения», http: //www. moi-universitet. ru/ebooks/kamo/kamo/
- Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Под. Ред. Н.Н. Яковлевой, Е.А. Петровой – * СПб АППО, 2010г. – 255 с.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду. Методические рекомендации для специалистов и * воспитателей ДОУ. М.: Сфера, 2008
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. -М.: Просвещение, 2010-31 с.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. – М.: УЦ Перспектива, 2011. -52 с.
|