Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Е.В. Донцова Адамовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастным к судьбе страны.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Скачать конспект
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды — местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.
Общими сферами, определяющими структуру образовательного пространства, является природа, социум, культура. В сферу «природа» входит: неживая природа, животный и растительный мир, экологическая обстановка. В сферу «социум» входит: история региона, народонаселение, материальное производство и хозяйственная деятельность, экономические и социальные отношения. В сферу «культура» входят: язык, искусство, культурно-бытовые обычаи и традиции, образование и наука.
При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., программа «Наследие» автор М.Ю. Новицкая. Программа является результатом творческого сотрудничества педагогов и родителей МБДОУ «Детский сад №4» п.Адамовка.
Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
- формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине – Адамовскому району на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формировать представления об Адамовском районе, воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за все то, что происходит в районе, сопричастности к этому;
- формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как столице России;
- воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России, Оренбургской области, Адамовского района;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- обеспечение необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий для реализации программы.
Программа базируется на следующих подходах:
- Культурологический подход — подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
- Территориальный подход — путь от «близкого к далекому» — от любви к детскому саду, к улице, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.
Принципы реализации программы
В основу реализации программ положены следующие принципы:
- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой народов, историко-культурными особенностями Адамовского района;
- принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория района рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона (Н. Ф. Винокурова, В.В. Николина);
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной поселок, родная страна, родная культура;
- принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин местных художников и т.д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности — изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство — большой отрезок в жизни ребенка. Он занимает по шкале физического развития период времени от трех до семи лет и вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три-четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включается формирование деловых личностных качеств ребенка.
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что конечно, ему еще недоступно. Он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра — самостоятельная деятельность де6тей, моделирующая жизнь взрослых. Изменяется место ребенка в системе отношений, развивается способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Происходит усвоение норм поведения, а также различных форм общения. Ребенок начинает осознавать, что он- индивидуальность.
В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
В дошкольном детстве ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства — нравственные, интеллектуальные, эстетические.
У ребенка дошкольника формируются личностные качества связанные с отношениями к людям. Это в первую очередь внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам. Сочувствие и заботливость по отношению к людям проявляются у многих детей дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослыми или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Старший дошкольник во многих случаях уже в состоянии разумно объяснять свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями, а значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения. Нравственный опыт к детям передается к детям от взрослых и усваивается в процессе общения, наблюдения, подражания.
Таким образом, дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Содержание предметно-развивающей среды
Понятие «среда» буквально означает «середина» — это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.
На наш взгляд, центральным звеном в развивающей среде ДОУ по ознакомлению с родным краем является центр краеведения. Его создание будет целесообразным при соблюдении конкретных условий.
1. Приоритетность регионального культурного наследия.
В соответствии с этим подобран материал о п.Адамовка и Оренбургской области, включающий как сведения об историческом прошлом (стенд «Взгляд сквозь столетия»), так и о современном культурном облике края, (стенд «Край мой родной — Адамовский), о знаменитых земляках (стенд «Мне повезло родиться в п.Адамовке»), о природных богатствах края (стенд «Природа родного Адамовского района»). Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами, специальной литературой. На стендах и в альбомах размещена информация о гербе, флаге, гимне п.Адамовка; карта Адамовского района, где отмечены природные и ископаемые. Макет и фотоальбом «Край Адамовский – край первоцелинный, благословенный» помогает более эффективному знакомству детей с родным районом. Имеются карты, буклеты, наборы открыток, альбомы «Поэты Оренбуржья», «Художники Оренбуржья», «Композиторы Оренбуржья», дидактические пособия (книжка на пружинке «Вчера и сегодня», «Оренбургская карусель»). В музее — избе представлены старинные предметы быта, народные костюмы.
2. Удовлетворение потребностей ребенка в познании родного края.
В соответствии с этим условием представлены макет родного района, карта поселка, Адамовского района и Оренбургской области, имеются буклеты, наборы открыток, фотоальбом, пособие с образцами герба, флага.
3. Диалогичность.
При соблюдении этого условия реализуются разноуровневые диалоги: диалог культур, диалог времен, диалог ребенка с культурой прошлого и настоящего. С этой целью оформлена «музей-изба», где размещены предметы и элементы быта народов разных национальностей.
Кроме основного центра краеведения (макросреда), оформлены мини-центры краеведения в группах. Предлагаемый в них материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам. Цикл занятий по знакомству с родным поселком целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий — путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки воспитание чувств — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности — игровую, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном поселке, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения, праздничные концерты ко Дню поселка, Адамовского края, Дню Победы.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам. Работа кружков предполагает закрепление полученных на занятиях о культуре и предметах народно- прикладного творчества. Можно организовать работу кружков, как фольклорный, краеведческий, декоративное рисование, театральная студия.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Содержание программы рассматривается не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.
Программа рассчитана на три года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.
Численность детей в группе: 10-12 человек.
Продолжительность деятельности: 20-30 минут (в зависимости от возраста детей)
|