Шихова Альфира Фаридовна МБДОУ №4 «Снегурочка» Воспитатель
Задачи:
Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре;
Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте
Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека;
Развивать связную речь детей, любознательность;
Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся…»; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной»
Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается,
ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с
вами живём.
Воспитатель: Скажите как называется наш округ?
Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.
Воспитатель: Столица нашего округа?
Дети: Город Салехард.
Воспитатель: На какой реке стоит наш город?
Дети: На реке Обь
Воспитатель: Как называется наш город?
Дети: Салехард
Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?
Дети: Надым.
Дети: Новый Уренгой.
Дети: Муравленко.
Дети: Лабытнанги.
Дети: Губкинский
Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?
Дети: Край земли.
Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале?
Дети: Ханты, ненцы, селькупы.
Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию
в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все, что мы знаем о Севере.
Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру?
Дети: На оленях.
Воспитатель: А почему?
Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому
снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени.
Воспитатель: Кто сможет Карлосону рассказать о Северном олене
Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…
Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют
маму олененка?
Дети: Важенка.
Воспитатель: Кто расскажет про важенку?.
Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть,
крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя
корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре.
Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень
трудолюбивое животное и очень красивое.
Игра «Хлопни раз, хлопни два» Хлопните в ладоши, если услышите слова,
подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога,
охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый,
слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый
хвост». Молодцы ребята!
Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край
родной» И так поехали.
Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»
Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на
Севере, и какую пользу они приносят.
Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.
Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов. Черника улучшает зрение,
клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных
простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения
температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику
используют при заболеваниях желудка, почек, печени. (просмотр презентации).
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев.
Как называется их жилище?
Дети: Чум.
Воспитатель: А какую форму имеет чум?
Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя.
Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный
порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое
зимой расчищают от снега.
Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают
железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это
пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы.
В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того,
чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу. (просмотр презентации)
Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хомани. Давайте поздороваемся.
Ребята Хомани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с
детьми:
Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно
два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них –
собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками
по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому
Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая
быстрее добежит до шнура.
Подвижная игра «Ловля оленей».
Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят
лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель,
снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки
Поймать оленя в круг)
Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться
из круга
Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце.
Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают
равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий — солнце
сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро
должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.
Игра «Важенка и оленята»
На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и
двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка,
С нею – оленята
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставления мамины –
играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.
На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи).
Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает
ловить только по сигналу и только вне домика.
(показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята»,
«Ловля оленей», «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры
Воспитатель: Ребята Хомани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и
оленята».
Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера.
Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?
Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.
Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.
Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)
Попробуйте эти названия угадать.
1. Черная птица меня не боится,
Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)
2. Наступил мой каблучок
На березовый … (сучок)
3. Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней,
Пышный хвост её краса
Это хитрая … (лиса)
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.
Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят?
Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей.
Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают. Хомани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой.
Ребята давайте попрощаемся с Хомани. Скажем ей спасибо, сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку).
Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.
|