Шихова Альфира Фаридовна. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Мой край родной» для детей старшей группы

Шихова Альфира Фаридовна МБДОУ №4 «Снегурочка» Воспитатель

Задачи:

Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать взаимосвязь живой и неживой природы Ямала, способствовать расширению представлений о жизни на Крайнем Севере и в тундре;

Закрепить знания детей о природе Ямальской земли, о растениях, животных; названия городов на полуострове Ямал; об орнаменте

Формировать знания о коренном населении (ненцы, ханты), их образе жизни; Расширить представление детей о значении и роли оленей для человека;

 

Развивать связную речь детей, любознательность;

Воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него Предварительная работа: Чтение рассказов, сказок о Севере, проведение национальных игр, заучивание стихотворений; знакомство с основными промыслами (охота, рыболовство, оленеводство; Знакомство с орнаментами народов Севера

Демонстрационный материал: картинки с изображением животных Севера:, песня «Мы поедем мы помчимся…»; проектор, ноутбук, экран, презентация «Мой край родной»

Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие прилетел Карлсон, и он оказывается,

ничего не знает о Крайнем Севере. Давайте мы с вами расскажем и покажем, где мы с

вами живём.

Воспитатель: Скажите как называется наш округ?

Дети: Ямало-Ненецкий автономный округ.

Воспитатель: Столица нашего округа?

Дети: Город Салехард.

Воспитатель: На какой реке стоит наш город?

Дети: На реке Обь

Воспитатель: Как называется наш город?

Дети: Салехард

Воспитатель: Назовите города, которые есть на нашем полуострове?

Дети: Надым.

Дети: Новый Уренгой.

Дети: Муравленко.

Дети: Лабытнанги.

Дети: Губкинский

Воспитатель: Как переводится с ненецкого языка слово «Ямал»?

Дети: Край земли.

Воспитатель: Правильно ребята, скажите, какие коренные жители живут на Ямале?

Дети: Ханты, ненцы, селькупы.

Воспитатель: Молодцы ребята! А сейчас ребята мы с вами отправимся на экскурсию

в тундру к жителям Севера. И расскажем Карлсону все, что мы знаем о Севере.

Скажите, на чём мы с вами можем отправиться в тундру?

Дети: На оленях.

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что в тундре много снега и машины не смогут проехать по глубокому

снегу, а основным транспортом передвижения ненцев являются олени.

Воспитатель: Кто сможет Карлосону рассказать о Северном олене

Дети: Северный олень это могучее, красивое животное…

Воспитатель: Георгий нам рассказал о северном олене, скажите, а как называют

маму олененка?

Дети: Важенка.

Воспитатель: Кто расскажет про важенку?.

Дети: У важенки, как и у оленя, есть рога, белая или серая густая теплая шерсть,

крепкие сильные ноги на ногах копыта. Копытами важенка разгребает снег, находя

корм для себя и своего олененка. Олени помогают своим хозяевам выжить в тундре.

Помогают перевозить груз, дрова, возят охотников на охоту. Олень очень

трудолюбивое животное и очень красивое.

Игра «Хлопни раз, хлопни два» Хлопните в ладоши, если услышите слова,

подходящие к описанию северного оленя: неуклюжий, быстрый, мощные рога,

охотиться на зайцев, питается ягелем, пышный мех, тонкая кожа, выносливый,

слабый, густой подшерсток, крылья, копыта, оленёнок, косолапый, рыжий, красивый

хвост». Молодцы ребята!

Воспитатель: А вот и могучий красавец Севера олень (показ презентации «Мой край

родной» И так поехали.

Музыкальное сопровождение Песня «Мы поедем мы помчимся на оленях утром ранним» в исполнении группы «Самоцветы»

Воспитатель: А пока мы с вами едем, давайте вспомним, какие ягоды растут на

Севере, и какую пользу они приносят.

Дети: В тундре растет морошка, брусника, голубика, клюква, черника.

Воспитатель: Во всех этих ягодах много витаминов. Черника улучшает зрение,

клюква её еще называют «северным лимоном» используют при различных

простудных, воспалительных, инфекционных заболеваниях, для снижения

температуры, морошку используют для поднятия иммунитета, бруснику и голубику

используют при заболеваниях желудка, почек, печени. (просмотр презентации).

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались возле жилища ненцев.

Как называется их жилище?

Дети: Чум.

Воспитатель: А какую форму имеет чум?

Дети: Чум имеет форму конуса и покрыт шкурой оленя.

Воспитатель: Чум ставят, обычно женщины – ненки. Существует определенный

порядок установки чума. Прежде всего, ненцы выбирают место для жилища, которое

зимой расчищают от снега.

Потом намечают середину чума, куда кладут железный лист. На нем устанавливают

железную печку – тюмю. Вокруг железного листа укладывают по три доски – это

пол. Затем на землю кладут циновки, которые ненцы плетут из веток ивы.

В верхней части чума оставляют дымовое отверстие. Оно необходимо для того,

чтобы дым от печки не задерживался в чуме, а выходил на улицу. (просмотр презентации)

Воспитатель: А вот и хозяйка чума девочка Хомани. Давайте поздороваемся.

Ребята Хомани хочет рассказать вам о ненецких играх, в которые они играют с

детьми:

Игра «Каюр и собака». На противоположных концах зала кладут параллельно

два шнура. Игроки встают около них по три человека и берут за руки. Двое из них –

собаки, третий – каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак. Дети тройками

по сигналу «Поехали» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому

Правила игры: бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая

быстрее добежит до шнура.

Подвижная игра «Ловля оленей».

Выбирается трое пастухов, остальные дети – олени. Пастухи берутся за руки и стоят

лицом к оленям. Олени бегают по залу, останавливаются, пьют воду или ищут ягель,

снова бегают по залу. По сигналу пастухи пытаются поймать оленя, сомкнув руки

Поймать оленя в круг)

Правила игры: ловить оленей можно только по сигналу. Олени не могут вырываться

из круга

Подвижная игра «Хейро» в переводе с ненецкого языка хейро это солнце.

Правила игры: Дети идут по кругу приставным шагом. Руками делают

равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят хейро. Ведущий — солнце

сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала “солнце”, хейро

должен их коснутся. До кого дотронулся тот выходит из игры.

Игра «Важенка и оленята»

На полу лежат несколько обручей. В каждом из них находятся важенка и

двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:

Бродит в тундре важенка,

С нею – оленята

Объясняет каждому

Все, что непонятно...

Топают по лужам

Оленята малые.

Терпеливо слушая

Наставления мамины –

играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду.

На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (обручи).

Пойманного олененка волк уводит с собой.

Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает

ловить только по сигналу и только вне домика.

(показ презентации, игры «Каюр и собака», «Важенка и оленята»,

«Ловля оленей», «Хейро» и предлагает поиграть в ненецкие игры

Воспитатель: Ребята Хомани предлагает поиграть в ненецкую игру «Важенка и

оленята».

Воспитатель: Ребята мы с вами поиграли, а в остальные игры мы с вами поиграем на прогулке. Нам надо дальше продолжить нашу экскурсию и познакомить Карлсона с жизнью народов Севера.

Скажите, чем занимаются коренные жители Севера?

Дети: Коренные жители Севера занимаются охотой, рыболовством, оленеводством.

Воспитатель: Женщины шьют одежду, меховую обувь, украшают её орнаментом.

Здесь вы видите образцы некоторых орнаментов. Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тундры. Каждый орнамент имеет свое название. (показ)

Попробуйте эти названия угадать.

1. Черная птица меня не боится,

Моргнет удивленно и каркнет … (ворона)

2. Наступил мой каблучок

На березовый … (сучок)

3. Всех зверей она хитрей,

Шуба рыжая на ней,

Пышный хвост её краса

Это хитрая … (лиса)

Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали все загадки.

Воспитатель: Ребята, а какую одежду и обувь они носят?

Дети: Они носят малицу, ягушку, кисы, шьют их из шкуры оленей.

Воспитатель: Ребята народности Севера очень гостеприимный народ. Они встречают дорогих гостей и обязательно угощают. Хомани хочет вас угостить полезной и вкусной ягодой брусникой.

Ребята давайте попрощаемся с Хомани. Скажем ей спасибо, сядем на своих быстрых оленей и опять окажемся в детском саду. Закрываем глаза (под музыку).

Вот мы с вами и в садике Карлсон благодарит вас за то, что вы так много нового рассказали ему о Севере. Он прощается с вами ему надо дальше лететь и узнать, что же интересного есть в других странах.

Просмотров: 583
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Семенова Анна Александровна. Педагогическое эссе 'Есть такая профессия — воспитатель!!!'
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Наталья Бурдейная. Эссе «Я воспитатель — я патриот своей Родины»
  • Воротникова Наталья. «Я воспитатель».
  • Татьяна Чистякова. Ах, воспитатель!
  • Романова Анна Анатольевна. «Я — воспитатель!»
  • Нимаева Дарима Гармаевна. Презентация 'Профессия воспитатель'
  • Васильева Евгения Андреевна. Презентация «Современный воспитатель»
  • Орлова Оксана. Представление опыта работы на конкурсе «Воспитатель года»
  • Романович Марина Анатольевна. ЭССЕ: Почему я выбрала профессию – ВОСПИТАТЕЛЬ!
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Клевакичева Елена Сергеевна. Стихотворение 'Я — Воспитатель!'
  • Елена Фёдорова. Сочинение – эссе «Я – воспитатель»
  • Николаева Марина Александровна. СОВРЕМЕННЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬ
  • Беляева Ольга Викторовна. ЭССЕ «Я – Воспитатель»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Регаловская Татьяна Борисовна. Открытое занятие по развитию речи совместно воспитатель и логопед «Зима. Зимующие птицы»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь