Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатели:

  • Баранова Ольга Вадимовна,
  • Беднова Алина Алексеевна

МАДОУ №2 "Лучики", город Киселевск, Кемеровская область

Важность патриотического воспитания подчеркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ, которая определяет условия развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях.

В ФГОС дошкольного образования, отмечается, что в части формируемой участниками образовательного процесса программы возможно включение различных направлений выбранными участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно, с учетом специфики региональных особенностей.

 

Определены принципы приобщения детей к социальным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.

Эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста может, зависит от ряда условий:

  1. разработка и реализация регионального компонента в общеобразовательной программе дошкольного учреждения по формированию патриотических качеств у дошкольников;
  2. взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств;
  3. создание предметно-развивающей среды ДОУ, которая способствует формированию патриотических качеств.

Введение регионального компонента в образовательную программу ДОУ может быть направлено на решение основных целей:

  • овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
  • воспитание патриотизма и нравственности у подрастающего поколения.

Региональный компонент – комплексная характеристика Кемеровской области, в которой общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения, он призван обеспечить:

  • сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию нравов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.

Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура. Это – то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

Первое направление: природно-климатические особенности родного края.

Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края.

Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Здесь можно познакомить детей с защитниками отечества, знаменитыми людьми края, ветеранами и почетными гражданами.

Четвертое направление: символика России, Кемеровской области, города Киселевска.

Патриотическое воспитание с учетом регионального компонента, значительно расширяет знания детей о регионе и городе где он живет, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основывали и прославили. В целом это положит основу формирования патриотических качеств у дошкольника как патриотизм, правовая культура и межнациональная толерантность.

Следующее условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста — взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств.

Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

На первом этапе можно предложить родителям демонстрацию положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.

На втором этапе родителям можно дать практические знания по формированию патриотических качеству ребенка. При этом можно использовать различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и др.

В третьем этапе предполагается ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь может проявиться активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.

Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию патриотических качеств у ребенка.

Какие можно поставить основные задачи перед дошкольным учреждением по работе с родителями по патриотическому воспитанию детей.

  • привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию
  • изучение семейного опыта воспитания: любви к родному дому, городу, уважения к труду
  • просвещение родителей в вопросах по формированию патриотических качеств у детей.

Формы работы с родителями.

  1. Традиционные формы работы (совместные мероприятия педагогов и родителей и детей «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Сказки у русской печки»; родительские собрания «Посеять в детских душах доброту», «Широка страна моя родная»; Дни открытых дверей «Достопримечательности нашего района Красный камень», «Улицы разные – старинные и важные»; консультации «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия»; газета «Пока все дома», «Древо рода моей семьи»).
  2. Нетрадиционные формы работы (семейные клубы «Патриот», «В русской светелке»; вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» совместные проекты «Дружат дети всей Земли», «Мои

друзья», «Мой папа – шахтер!»).

3. Индивидуальные (беседы «С чего начинается Родина», «Воспитание патриотических качеств у дошкольников»).

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу
  • расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
  • посещение родителей на мероприятия, посвящённые патриотическому воспитанию
  • создание условий для совместной творческой самореализации педагогов, родителей, детей
  • информационно-педагогические материалы по патриотическому воспитанию, выставки детских работ
  • разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по формированию патриотических качеств
  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических качеств: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.

Еще одним условием формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста является предметно-развивающая среда ДОУ.

Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: здесь он развивается, обучается и воспитывается; здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности ее преобразования. Таким образом, поведение человека невозможно объяснить вне его связей с непосредственно окружающей его средой.

Богатство среды определяется не количеством дорогих игрушек, замысловатым оборудованием, не наличием современной техники. При патриотическом воспитании предметная среда должна рассматриваться не со стороны ее многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое дает ребенку возможность пополнить знания о родном крае, городе, стране (исторического мышления, чувства гордости, сопричастности к русскому народу), а также взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Между тем, патриотическое воспитание предлагает проектировать предметную среду с учетом детских рук, детского взгляда, детских интересов, детских качеств, детской непосредственной активности и естественного творчества. Важно отметить влияния материального окружения на личность ребенка, а именно то, что «любой признак конкретного человека является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды». Исходя из этого, возможно и эффективное привлечение различных средств предметно-развивающей среды для формирования патриотических качеств ребенка.

При умелой организации предметно-развивающая среда становится активным инструментом познания природных закономерностей и достижений человеческой культуры, инструментом формирования патриотических качеств личности ребенка. «Дети обладают богатым воображением, однако нелишне дать им средство использовать фантазию для осмысленной деятельности».

В.В. Давыдов и Л. Б. Переверзев сформулировали общие требования, которым должна отвечать интегральная среда для всестороннего развития ребенка. Первое: среда должна быть гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности, гармонически развивающих человека. Второе: среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Третье: среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагогов.

Таким образом, формирование патриотических качеств достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Просмотров: 774
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Пучкова Инна Анатольевна. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»
  • Чернышева Наталья Валериевна. Развитие духовно-нравственных и патриотических качеств детей дошкольного возраста через художественное слово. Кружок «Веселый язычок»
  • Конева Людмила Анатольевна. Проект «Воспитание духовно-патриотических качеств на основе русских народных сказок»
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Фукалова Ирина Александровна. Педагогическая статья «Развитие социальных качеств личности ребенка дошкольного возраста»
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Эльмира Рифовна Сабирова. На тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Маринина Ирина Викторовна. Педагогический совет тема: «Воспитание личностных качеств ребенка – дошкольника посредством театрализованной деятельности»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Арискина Вероника Алексеевна. Статья «Предметно — игровая деятельность, как средство формирования личностных качеств детей раннего возраста».
  • Лукьяненко Любовь Владимировна. «Сказка, как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста»
  • Копылова Елена Ивановна. «Музыка – как средство воспитания патриотических чувств дошкольного возраста»
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе обогащения предметно — пространственной развивающей среды
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Герк Елена. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Юлия Канищева. Воспитание Физических качеств у детей дошкольного возраста
  • Апарян Татьяна Николаевна. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в старшей группе «День Победы»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Валитова Роза Нагимовна. Название работы: Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
  • Мишкина Ольга Алексеевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств в средней группе 'Мой любимый край'
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Сапрыкина Татьяна Васильевна. Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Мирончук Наталья Николаевна. «Подвижная игра как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
  • Коновалова Ирина Николаевна. Ступенька в развитии патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Згурськая Елена Анатольевна. Роль предметно-развивающей среды в развитии патриотических чувств у старших дошкольников.
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Валитова Роза Нагимовна. Народное творчество в воспитании нравственных качеств у детей дошкольного возраста
  • Исаева Ольга Сергеевна. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь