Воспитатели:
- Баранова Ольга Вадимовна,
- Беднова Алина Алексеевна
МАДОУ №2 "Лучики", город Киселевск, Кемеровская область
Важность патриотического воспитания подчеркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ, которая определяет условия развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях.
В ФГОС дошкольного образования, отмечается, что в части формируемой участниками образовательного процесса программы возможно включение различных направлений выбранными участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно, с учетом специфики региональных особенностей.
Определены принципы приобщения детей к социальным нормам, традициям семьи, общества, государства и учет этнокультурной ситуации развития ребенка.
Эффективность патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста может, зависит от ряда условий:
- разработка и реализация регионального компонента в общеобразовательной программе дошкольного учреждения по формированию патриотических качеств у дошкольников;
- взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств;
- создание предметно-развивающей среды ДОУ, которая способствует формированию патриотических качеств.
Введение регионального компонента в образовательную программу ДОУ может быть направлено на решение основных целей:
- овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона
- воспитание патриотизма и нравственности у подрастающего поколения.
Региональный компонент – комплексная характеристика Кемеровской области, в которой общенаучные знания формируются на основе местных сведений в результате сравнения и обобщения, он призван обеспечить:
- сохранение, распространение и развитие исторической преемственности поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию нравов, проживающих в Кемеровской области, развитие культуры межэтнических отношений.
Региональное составляющее – прошлое и настоящее края, историко-культурные и природные особенности, обычаи, трудовые достижения, культура. Это – то самое наследство, которое мы должны беречь, развивать и распространять среди потомков.
Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:
Первое направление: природно-климатические особенности родного края.
Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края.
Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений. Здесь можно познакомить детей с защитниками отечества, знаменитыми людьми края, ветеранами и почетными гражданами.
Четвертое направление: символика России, Кемеровской области, города Киселевска.
Патриотическое воспитание с учетом регионального компонента, значительно расширяет знания детей о регионе и городе где он живет, достопримечательностях, истории и традициях, людях, которые основывали и прославили. В целом это положит основу формирования патриотических качеств у дошкольника как патриотизм, правовая культура и межнациональная толерантность.
Следующее условие патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста — взаимодействие ДОУ с родителями по формированию патриотических качеств.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, в патриотическом воспитании детей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.
На первом этапе можно предложить родителям демонстрацию положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество. Значимость данного этапа определяется тем, что зачастую родители фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях развития и поведения ребенка.
На втором этапе родителям можно дать практические знания по формированию патриотических качеству ребенка. При этом можно использовать различные формы и методы. Это могут быть общие родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты и др.
В третьем этапе предполагается ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах патриотического воспитания ребенка. Здесь может проявиться активность родителей, которые могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам.
Таким образом, установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию патриотических качеств у ребенка.
Какие можно поставить основные задачи перед дошкольным учреждением по работе с родителями по патриотическому воспитанию детей.
- привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию
- изучение семейного опыта воспитания: любви к родному дому, городу, уважения к труду
- просвещение родителей в вопросах по формированию патриотических качеств у детей.
Формы работы с родителями.
- Традиционные формы работы (совместные мероприятия педагогов и родителей и детей «Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Сказки у русской печки»; родительские собрания «Посеять в детских душах доброту», «Широка страна моя родная»; Дни открытых дверей «Достопримечательности нашего района Красный камень», «Улицы разные – старинные и важные»; консультации «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия»; газета «Пока все дома», «Древо рода моей семьи»).
- Нетрадиционные формы работы (семейные клубы «Патриот», «В русской светелке»; вечер народных игр и забав «Как играли наши бабушки и дедушки» совместные проекты «Дружат дети всей Земли», «Мои
друзья», «Мой папа – шахтер!»).
3. Индивидуальные (беседы «С чего начинается Родина», «Воспитание патриотических качеств у дошкольников»).
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста может осуществляться в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу
- расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения
- посещение родителей на мероприятия, посвящённые патриотическому воспитанию
- создание условий для совместной творческой самореализации педагогов, родителей, детей
- информационно-педагогические материалы по патриотическому воспитанию, выставки детских работ
- разнообразные проекты совместной деятельности детей и родителей по формированию патриотических качеств
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по формированию патриотических качеств: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек.
Еще одним условием формирования патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста является предметно-развивающая среда ДОУ.
Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии: здесь он развивается, обучается и воспитывается; здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельного вмешательства в эту среду, возможности ее преобразования. Таким образом, поведение человека невозможно объяснить вне его связей с непосредственно окружающей его средой.
Богатство среды определяется не количеством дорогих игрушек, замысловатым оборудованием, не наличием современной техники. При патриотическом воспитании предметная среда должна рассматриваться не со стороны ее многообразия, а в свете тех условий и того пространства, которое дает ребенку возможность пополнить знания о родном крае, городе, стране (исторического мышления, чувства гордости, сопричастности к русскому народу), а также взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Между тем, патриотическое воспитание предлагает проектировать предметную среду с учетом детских рук, детского взгляда, детских интересов, детских качеств, детской непосредственной активности и естественного творчества. Важно отметить влияния материального окружения на личность ребенка, а именно то, что «любой признак конкретного человека является результатом сложного взаимодействия генотипа и среды». Исходя из этого, возможно и эффективное привлечение различных средств предметно-развивающей среды для формирования патриотических качеств ребенка.
При умелой организации предметно-развивающая среда становится активным инструментом познания природных закономерностей и достижений человеческой культуры, инструментом формирования патриотических качеств личности ребенка. «Дети обладают богатым воображением, однако нелишне дать им средство использовать фантазию для осмысленной деятельности».
В.В. Давыдов и Л. Б. Переверзев сформулировали общие требования, которым должна отвечать интегральная среда для всестороннего развития ребенка. Первое: среда должна быть гетерогенной и сложной. Она должна состоять из разнообразных элементов, необходимых для формирования и оптимизации всех видов деятельности, гармонически развивающих человека. Второе: среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку свободно переходить от одного вида деятельности к другому и выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты. Третье: среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны педагогов.
Таким образом, формирование патриотических качеств достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения. Детский сад выступает одним из важнейших этапов развития патриотического мировоззрения в жизни дошкольника, дающий необходимый базис для дальнейшего развития личности.
|