Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 муниципального образования Усть-Лабинский район
352305, х.Железный ул. Свободная, 33 8 (86135) 30-1-35; е-mail: galpred@yandex. ru х.Железный 2015год
Паспорт проекта
Скачать проект
Наименование проекта: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»
Статус проекта
Муниципальный
Разработчики проекта:
Коллектив МБДОУ № 23
- Предеина Г.В, заведующий МДОУ
- Пучкова И.А, старший воспитатель
- Воротникова Н.А, музыкальный руководитель
- Каратеева Ю.А, воспитатель
- Фоменко С.М, воспитатель
- Москаленко К.Г, воспитатель
- Ермашенко А.Г, воспитатль
- Кох А.В, воспитатель
Руководители проекта:
- Предеина Галина Владимировна, заведующий МБДОУ № 23
- Пучкова Инна Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ №23
Источники финансирования
- Средства образовательного учреждения
Актуальность проекта
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».
Академик Д.С. Лихачев
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
В детском саду встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно — воспитательного процесса, в том числе о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой. Мы считаем, что именно музейная педагогика является одной из инновационных технологий личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную развивающую среду. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, человеческом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать. Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы. Поэтому мы решили создать в детском саду музейно-образовательное пространство, центром которого станут мини-музеи с разным смысловым содержанием
Цель проекта:
Создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к семье, своему народу и изучению культурных традиций Кубани.
Проблема заключается в том, что современные дети мало знают о родном хуторе, крае, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье, приобщение к культурным ценностям, посещению выставок, музеев. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма и нравственности.
Задачи проекта:
- Воспитание у дошкольников основ музейной культуры.
- Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному наследию; воспитание толерантности, гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
- Формирование детско-взрослой личностно-ориентированной совместной деятельности на материале музейной практики.
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, обогащение воспитательно-образовательного пространства интерактивными формами.
- Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
- Развитие сотрудничества педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Воспитывать у детей:
- стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;
- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
Формировать у детей:
- чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- представление о России как о родной стране;
- умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
Развивать у детей:
- представления о культуре, об образе жизни людей, населяющих родной хутор.
Предмет исследования: воспитательно-образовательное пространство
дошкольного учреждения, семьи и социума.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №23 муниципального образования Усть-Лабинский район.
Гипотеза:
- Педагоги имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
- Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска ответов.
- создание оптимальных условий для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников.
Участники проекта:
- Педагоги
- Воспитанники
- Родители
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- анализ существующей ситуации, возможных рисков при реализации проекта (создание анализа);
- Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования
- нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики
- развитие поискового поведения дошкольников
- воспитание нравственно-патриотических чувств посредствам музейной педагогики
- проведение обучающих семинаров, деловых игр, тренингов для участников проекта;
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- проблемно-поисковые;
- проектирования;
- игровые;
- продуктивные методы;
- анкетирование родителей, педагогов, детей;
- психологические тренинги на разных этапах эксперимента.
Предполагаемый результат.
Использование музейной педагогики в образовательном процессе позволит развить личность дошкольников и подготовить к дальнейшему обучению в школе. Проект предполагает создание музейной среды в дошкольном образовательном учреждении, целью которого является формирование нравственно-патриотических качеств, развитие личности дошкольника путем многообразной деятельности в дошкольном учреждении.
- Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
- Для воспитанников: Поиск новых способов действий во время образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества нравственно-патриотического воспитания и образования дошкольников.
- Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.
Критерии оценки эффективности проекта
- полученные результаты соответствуют ожидаемым при наименьших затратах ресурсов;
- произошли инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса;
- педагогический опыт интересен коллегам района;
- растет мотивация педагогического коллектива к широкому применению опыта. К деятельности привлечены родители, общественность.
Аннотация
Данный проект предполагает создание оптимальных условий в ДОУ для формирования
нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики
Мы надеемся:
- создать оптимальные условия для развития нравственно-патриотических качеств дошкольников через обращение к памяти об историческом прошлом нашего государства, привлечение родителей и педагогов к воспитанию у детей чувства гордости за достижения родной страны, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.
- сформировать единое образовательное пространство для культурного, нравственного, патриотического развития детей, родителей и педагогов.
Деятельность в рамках проекта ставит своей целью создать условия в ДОУ для развития нравственно-патриотических качеств у детей, посредствам музейной педагогики. Создать систему работы с родителями по формированию у дошкольников нравственно-патриотических чувств, любви и привязанности к семье, своему народу и изучению культурных традиций Кубани, путем изучение и внедрения музейной педагогики.
Воспитательно-образовательная работа с детьми предполагает формирование нравственно-патриотических качеств личности.
Ведущее место в системе нравственно-патриотического воспитания занимает работа с родителями.
Предполагается использование новых форм работы с семьями воспитанников, педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно-патриотического воспитания и развития ребенка, совместные с родителями обучающие и развлекательные мероприятия,
включение родителей, как участников в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.
Педагоги выступают как основное связующее звено между детьми и родителями. Предполагается постоянное совершенствование педагогического мастерства воспитателей ДОУ, вооружение их теоретическими знаниями в области нравственно-патриотического воспитания и развития детей дошкольного возраста, внедрение в практику работы с детьми и родителями вариативных форм образования и инновационных педагогических технологий (музейной педагогики).
Инновацией данного проекта является использование в работе учреждения таких методов и приемов, которые позволяют воспитателям, родителям и детям быть активными участниками образовательного процесса.
Первый этап – подготовительный (март 2015 по август 2015г)
Задачи первого этапа:
- Проведение анализа состояния образовательного процесса в ДОУ;
- Разработка проекта;
- Разработка мини-проектов в деятельности ДОУ;
- Планирование работы на учебный год.
Второй этап проекта – формирующий (сентябрь 2015 г. — июнь 2016 г)
Задачи второго этапа:
- Мониторинг реализации проекта;
- Внедрение метода проектов в работу ДОУ;
- Внедрение технологий личностно-ориентированного воспитания;
- Внедрение здоровьесберегающих, здоровьесохраняющих и информационных технологий;
- Улучшение материально-технической базы ДОУ;
- Создание мини-музеев.
Третий этап – итоговый (июль 2016г- август 2016 г.)
Задачи третьего этапа:
- Анализ результатов реализации проекта и соотнесение их с заявленными целями и задачами;
- Оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета, планирование дальнейшей работы.
|