Мельникова Ольга Васильевна. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.

Мельникова Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Рябинушка», г. Абакан, Республика Хакасия

В настоящее время актуальным является развитие интереса детей к изучению родного края. Обуславливается это рядом причин: желанием познать окружающий мир, новыми подходами к процессу воспитания и обучения, ориентацией на развитие личности, осознанием эффективности краеведческого подхода в обучении и воспитании. Именно в дошкольном возрасте происходит закладка основ познавательного интереса к изучению родного края, окружающего ребенка макромира.

В дошкольном возрасте, когда формируются основы личности ребенка, необходимо осуществление формирования краеведческих знаний, которые направлены на развитие и формирование социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения дошкольников. Краеведение способно приобщить детей к общественно полезному труду, любви к своей Родине, культуре, преодолению любых форм национального эгоизма и ограниченности. Музейная педагогика тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением, она дает огромную платформу для всестороннего развития дошкольников. С.А. Жукова отмечает: «Важными объектами для формирования краеведческих знаний детей являются музеи, в которых сохраняется и пропагандируется историко-культурное и природное наследие страны».

 

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится все более востребованной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Она осуществляет связь прошлого с настоящим и будущим, несет в мир то лучшее, что несет человечество. Музейная деятельность тесно связана с изучением истории родного края и дошкольным краеведением. Технология использования средств музейной педагогики в формировании краеведческих знаний дошкольников заключается во включении элементов музейной педагогики в учебную и воспитательную деятельность в определенной системе. Именно благодаря творчеству воспитателей, заинтересованности и самоотверженности, любви к родному краю большинство детей проявляют познавательный интерес к предмету, осваивают требования, предъявляемые образовательным стандартом. В процессе краеведческой деятельности педагогов и детей создаются мини-музеи, обладающие огромным образовательным потенциалом. Данные музеи ставят для себя ряд важных целей: активное вовлечение дошкольников в общественную и исследовательскую деятельность для изучения родного края, а также сохранения природного и историко-культурного наследия, формирования у дошкольников патриотизма, гражданского самосознания, трудолюбия, ответственности.

Организация мини-музея предоставляет уникальную возможность проводить интересные дополнительные занятия, вовлекать дошкольников в поисковую деятельность, разнообразить словарный запас детей, а также формировать познавательные и творческие способности дошкольников.

Организуя мини -музей в группе, можно наблюдать, как дети с огромным интересом выбирают тематику будущих экспозиций, исходя из собственных интересов, подбирают экспонаты, оформляют свой мини-музей. Выбор темы для мини-музея является приоритетным вопросом. Это должно стать личной инициативой ребенка. Важно поддержать интерес к теме, показать ее значимость. В случае, если работа требует специфических знаний, навыков, воспитателю нужно оказать ребенку всевозможную помощь.

В ходе работы по организации мини-музея необходимо стремиться к достижению следующих задач: воспитывать патриотические чувства; реализовывать творческие способности детей; создать ситуацию успеха для конкретного ребенка; в процессе работы над различными темами развить у детей познавательные и мыслительные умения. Тематика музеев в детском саду, в первую очередь должна соответствовать специфике возраста, а также отвечать интересам и увлечениям каждого ребенка. Например, наиболее интересными для детей могут стать такие темы, как «Музей национального ремесла», «Музей новогодней игрушки», «Музей ретро-фотографий», «Музей героев сказок», «Музей матрешки», «Музей русской избы», «Игрушки наших родителей» и т.д. Основой экспозиции мини-музеев могут быть различные коллекции, альбомы с марками и фотографиями, открытки, детские рисунки, ретро-игрушки, символика государства, предметы истории, игровые макеты подготовленные детьми и родителями. Формы работы в мини-музее могут быть самые разнообразные:

  • экскурсии с целью создания коллекции
  • экскурсии в музей с целью знакомства с историей того или иного предмета
  • выставки семейных рисунков, фотографий, работ по лепке, аппликации, рисованию
  • викторины
  • проведение праздников, развлечений
  • сбор экспонатов, поисковая работа
  • тематические вечера, занятия
  • театрализованная деятельность;

Оценивая роль мини-музея в гражданско-патриотическом воспитании дошкольников, необходимо особое внимание необходимо особое внимание уделить силе воздействия представленных в нем материалов, ведь живой показ явлений и фактов средствами музейных экспонатов особо убеждает, остается в памяти, будит мысль дошкольников. Воспитатель оказывает неоценимую помощь в процессе воспитания, может помочь ребенку стать творческой личностью, а также помогает ему прожить не одну свою жизнь, а сотни других жизней, включает в сферу культуры. В этой сфере нет места вандализму-интересно не разрушать, а созидать.

Таким образом, место и роль музейной педагогики в формировании краеведческих знаний детей дошкольного возраста заключается в организации деятельности, способствующей решению больших и сложных задач нравственного, патриотического, толерантного воспитания подрастающего поколения. Музейная педагогика создает благоприятные условия для всестороннего развития личности, формирования и развития личности, формированию разносторонних интересов ребенка. Она значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Просмотров: 337
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Волотовская Ольга Витальевна. «Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Акимова Варвара Васильевна. Мини музей в образовательном процессе ДОУ.
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Колтышова Татьяна Владимировна. Мини-музей Деревянной игрушки
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Горобец Наталья Николаевна. Роль духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в формировании целостной личности
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Стешина Оксана Леонидовна. Консультация: «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
  • Герасимова Марина Анатольевна. Опыт работы: Мини-музей «Мир профессий»
  • Банникова Светлана Викторовна. Мини-музей в детском саду
  • Кучиева Светлана Николаевна. Публикация опыта работы «Прогулка как средство формирования представлений о растениях родного края у дошкольников»
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей 'Время'
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей Новогодняя подарочная упаковка - вторая жизнь вещей
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Иванова Любовь Васильевна. Проект: «Мини-музей часов»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Костова Марина Александровна. МИНИ-МУЗЕЙ КАК ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Степанюгина Ольга Ивановна. Экскурсия в мини-музей «Цветок»
  • Попова Елена Дмитриевна. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
  • Култышева Ольга Леонидовна. Проект «Мини – музей. В мире детских коллекций».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь