Попова Елена Дмитриевна. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

«Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»

(из опыта работы МДОУ № 52 г.Копейска Челябинской области)

Племя, не способное воспитать в
потомстве стремление сохранить
и защитить сложившуюся культуру,
традиции, обречено на вымирание.
Государство, не ставящее целью
воспитать своих граждан в духе
патриотизма, не имеет будущего.

Дж. Байрон

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

 

Скачать конспект

Основой новой Концепции образования является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

Учреждения дошкольного образования, являясь начальным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первичные представления об окружающем мире, отношение к действительности, а также, дать возможность дошкольникам почувствовать себя с самых ранних лет гражданами своего отечества. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Эту задачу можно успешно решать в рамках музейной педагогики.

«Музейная педагогика» … Сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». (Педагогический словарь)

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный.

Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, опирается на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии. И как раз музейная педагогика, возникшая на стыке психологии, педагогики, музееведения, искусства и краеведения, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.

Цели и основные задачи музейной педагогики в области дошкольного образования хороши известны педагогам.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.

Задачи музейной педагогики:

  • воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • формирование самосознания, становления активной жизненной позиции;
  • развитие творческих и организаторских способностей;
  • формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
  • формирование у дошкольников представления о музее;
  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • развитие речи и расширения словарного запаса;
  • воспитание культуры поведения.

Сегодня дошкольная организация видит в музее партнера по решению задач, связанных с гражданско–патриотическим воспитанием детей через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

В городе с 1999года успешно реализуется программа «Я – Копейчанин!», задачами которой является решение проблем нравственного и духовного воспитания детей, воспитание чувства патриотизма и гордости за свой город, край. В программу включено большинство детских садов центра города и поселков. С дошкольниками в музее проводятся экскурсии-занятия, игровые программы, посвященные народным праздникам и обрядам, организуется посещение различных тематических выставок. В конце каждого занятия дети отражают полученные представления в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.

Наш детский сад более 15 лет совместно с Краеведческим музеем работает по программе «Я – Копейчанин!». Вначале каждого учебного года заключаем договор по сотрудничеству, корректируем тематический план, время проведения занятий в музее со старшими дошкольниками, а это 5 – 6 групп детского сада, примерно около 150 и более детей.

Занятия в музее мы начинаем с блока «Знакомство с родным городом». Это символично и связано с тем, что в конце лета, наш город отмечает свой день рождения и День шахтера. Это знаменательное событие ежегодно отмечается и в нашем дошкольном учреждении. На празднике дети в игровой форме получают первоначальные знания о Копейске.

А в дальнейшем, посещая экскурсии — занятия из тематического блока «Памятные места родного города», дошкольники узнают много нового о родном городе и закрепляют новые знания в повседневной жизни, рассматривая групповые выставки, которые оформляются в детском саду, создавая рисунки на тему «Моё любимое место в городе». Занятия в музее из цикла «Символы родного города, области, страны» также находят продолжение как в непосредственной образовательной деятельности в детском саду, так и в оформлении образовательной среды группы.

Детям подготовительной к школе группа очень нравятся игровые занятия, связанные с ознакомлением с трудом шахтера, которые проводятся как в музее, так и в детском саду.

Традиционно в старших и подготовительных к школе группах 1 сентября проводятся тематические занятия «Моя малая Родина». На занятиях дети вспоминают самые красивые места своего города, узнают легенду о каменном угле, историю «Как город своё имя получил». Рисуют место, куда бы они повели гостей города, придумывают новый район города и с удовольствием изображают его план. И как следствие всей этой деятельности с детьми, наши воспитанники, очень осознанно подходят к участию в различных городских конкурсах, связанных с нашим городом и достойно занимают первые места в них.

Первые места в творческих конкурсах «Твой город-твой дом» «Подари городу радость» в номинации «Город труженик-город герой» Посещая занятия в зале этнографии, дети узнают о быте уральцев, о мире старинных вещей.

В дошкольном учреждении, мы с помощью родителей, являющимися на сегодняшний день, полноценными участниками образовательного процесса в ДОУ, организуем мини – музеи предметов старинного быта, изготавливаем макеты Русской избы, деревенского подворья. Находясь в такой среде, дети закрепляют знания и впечатления, полученных после посещения музея, учатся бережному отношению к предметам старины.

Эмоциональный выход от прикосновения с прошлым имеет место в разнообразном творчестве детей и их педагогов, это и театральная композиция «На Ярмарке», танец «В горнице», постановка «Сказка про

солдата Кондрата» и др.

Хочется более подробно остановиться на разделе программы «Мир народной культуры», которая реализуется как в стенах Краеведческого музея, так и в стенах дошкольного учреждения по трем аспектам работы, как впрочем, и все остальные разделы программы:

  • работа с детьми
  • взаимодействие с родителями воспитанников
  • работа с педагогами ДОУ

Наряду с традиционными народными праздниками в детском саду: «Масленицей», «Рождественскими колядками», которые проходят как в группах детского сада, так и за пределами дошкольного учреждения, в ближайшем окружении. В стенах музея мы познакомились и с праздниками, связанными с народным календарем «Капустник», «Кузьминки», «Жаворонки».

Для закрепления у детей знаний и впечатлений, полученных после посещения музея, разработали тематические, Листы Творчества, которые рецензировались сотрудниками краеведческого музея.

Так нами составлены Творческие листы по темам «Капустник», «Кузьминки», «Масленица». Листы с заданиями раздаются детям и они дома, по желанию, вместе с родителями их выполняют. С появлением в ДОУ интерактивных досок, эти задания планируются выполняться во время познавательных занятий в рамках тематической недели «Народная культура и традиции».

Работа в рамках программы «Мир народной культуры» сподвигли нас на организацию с родителями воспитанников различных тематических выставок. Тем не менее, у современных родителей представлений и знаний о народных праздниках не всегда достаточно, поэтому мы предлагаем их вниманию печатную информацию, которую помещаем на групповые информационные стенды для родителей. Содержание таких листовок соответствует содержанию тематических занятий с детьми в музее.

Выстраивая работу в рамках музейной педагогики с воспитателями дошкольного учреждения, проводим цикл консультаций «Из истории русских праздников», пополняем их педагогическую копилку картотеками потешек, прибауток, народных игр, услышанных и увиденных на занятиях в музее. Педагоги охотно используют их с детьми в повседневной жизни детского сада.

В течении всего года, дети посещают Зал природы, принимая участия в занятиях из цикла «Временам года», на которых знакомятся с особенностями природы Южного Урала, путешествую с героями по залу.

Любимы детьми и занятия с мастер-классами в Выставочном зале музея.

Для предание еще большей системности и полноты работы по решению задач гражданско-патриотического воспитания дошкольников в нашем детском саду в этом учебном году работает педагог по краеведению, которая успешно реализует программу «Наш дом –Южный Урал».

Таким образом Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее.

Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сензитивным периодом для воспитания высоких социально-нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.

Просмотров: 657
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Богданова Надежда Борисовна. Духовно-нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики.
  • Репьева Наталья Петровна. Педагогическая статья: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
  • Залишева Галина Сергеевна Леонтьева Елена Викторовна. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)
  • Инякина Татьяна Павловна. Педагогическая статья: «Знакомство старших дошкольников с героическим прошлым страны средствами музейной педагогики (из опыта работы)»
  • Сехина Ольга Константиновна. Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Кружкова Т.В., Яблочкина Л. В.. Проект по формированию патриотического воспитания дошкольников «Памятные места родного города — Таганрог»
  • Макурина Галина Ивановна. «Организация работы детского сада и семьи по реализации задач духовно — нравственного воспитания дошкольников. Проблемы и результативность сотрудничества»
  • Пучкова Инна Анатольевна. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»
  • Мельникова Ольга Васильевна. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.
  • Плехова Татьяна Андреевна, Горюнова Надежда Николаевна, Греховодова Татьяна Анатольевна. ДУХОВНО–НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАМКАХ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Кононенко Лидия Павловна. «Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения»
  • Епифанова Светлана Николаевна. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее 'Главная улица России-река Волга'
  • Доманова Елена Ивановна. Опытно-экспериментальная работа с дошкольниками в рамках экологического образования в детском саду
  • Климанова Вера Владимировна. Программа духовно – нравственного и гражданско – патриотического воспитания дошкольников «Гармония души»
  • Кононенко Лидия Павловна. Музейная педагогика в детском саду
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Чугай Татьяна Ивановна. Оздоровление подрастающего поколения – одна из приоритетных задач в системе воспитания и образования
  • Сарина Ольга Владимировна. Патриотическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики
  • Шишкина Надежда Ивановна. Проект «Музейная педагогика в детском саду»
  • Бражникова Алла Валериевна. Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Валитова Мария Викторовна. Филумика, как средство развития творческих способностей детей в системе дошкольного образования в современных условиях.
  • Шкрунина Елена Борисовна. Консультация для педагогов: «Экологическое воспитание дошкольников в рамках ФГОС дошкольного образования»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Карелина Елена Николаевна. План-конспект тематического досуга для детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации программы развивающих занятий по развитию социально-эмоциональной сферы Тема: «Давай дружить»
  • Ольга Ивакина. Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Нефедова Ольга Вячеславовна. Анализ работы по реализации программы развития школы «Преемственность» на уровне дошкольного и начального общего образования по программе этикет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь