Репьева Наталья Петровна. Педагогическая статья: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

Педагогическая статья: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
Так что же такое патриотизм? Наверное, каждый ответит по-своему. Какие бы точные определения не были у этого понятия. Патриотизм – это чувство гордости за свой народ, традиции и свои корни. Самая главная цель патриотического воспитания – это воспитать свободную личность, гражданина, патриота своей страны.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС регламентирует главные задачи в данном направлении:

  • развитие чувства собственного достоинства ребенка как представителя своего народа или нации
  • формирование уважительного отношения к культурным особенностям своей страны
  • формирование толерантного отношения к сверстникам, родителям и другим взрослым, людям других национальностей
  • развитие нравственно-духовных качеств и характеристик человека.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС устанавливает формы работы с детьми:

  • занятия в соответствии с темами
  • увлекательные беседы о Родине (городе, изучение литературы на темы патриотизма, разучивание патриотических стихов и песен, просмотр телепередач и фильмов)
  • работа с родителями
  • экскурсионные поездки по достопримечательностям родного города, края, посещение музеев и выставок.

Поэтому особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Именно здесь формируется детский коллектив. Ребенок учиться общаться, сопереживать, узнает больше о русской культуре, о русских традициях, героях нашей большой страны. Важно еще до школы привить ребенку чувство ответственности за свои действия и поступки.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, проектов, методических рекомендаций и т. д. В нашем саду используется программа по патриотическому воспитанию «С чего начинается Родина» В каждой группе оформлен патриотический уголок.

Цель нашей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определила следующие задачи:

  1. Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
  2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
  3. Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д.)

Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются программы и проекты, является музейная педагогика. Встреча современного ребенка с предметным миром прошлых эпох не предусмотрена в типовых программах. Поэтому возникла необходимость включение музеев в единое воспитательно-образовательное пространство. Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей.

Понятие «музейная педагогика» возникло ещё в начале 80 гг., оно заимствовано из немецкой терминологии. Что означает слово «музей»? Музей это — «учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью». (Толковый словарь Ожегова).

Музейная педагогика дает возможность ребёнку представить целостную картину мира, позволяет раскрыть и развить свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.

Нужен ли музей современному ребёнку, и как он влияет на его познавательно-речевое развитие? Современные дети живут в эпоху развития информационных технологий, они любознательны, пытливы, активно познают окружающий мир посредством компьютера, но он не даёт в полном объёме представления о предметах, явлениях окружающей действительности и не способствует речевому развитию дошкольников. И здесь основным средством развития познавательной сферы дошкольника выступает музей, организованный в ДОУ в рамках музейной педагогики. Музей в детском саду, по словам Н. А. Рыжовой, — «интерактивное образовательное пространство, в котором ребёнок может действовать самостоятельно с учётом собственных интересов и возможностей», по своему выбору обследовать предметы, делать выводы, умозаключения, отражать в речи собственные наблюдения, впечатления, общаться со сверстниками по поводу увиденного.

Я слышу — и забываю.
Я вижу — и вспоминаю.
Я делаю и постигаю.

Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом к музейной педагогике, так как в нем заключен важнейший принцип данного направления образовательно — воспитательной деятельности. Музейная педагогика призывает дать ребенку самому манипулировать с предметами, самому извлекать из них информацию, самому делать выводы. На практике ребенок включается в активный познавательный процесс, идет процесс получения «знаний через руки». Полученные знания становятся личным приобретением каждого ребенка. В музее ребенок знакомится с новыми, незнакомыми предметами, которые он до этого не встречал. Это расширяет его кругозор, представления об окружающем его мире.

По этой причине в нашем детском саду был организован музей «Предметы быта советской семьи». В нашем музее дети могут ознакомиться с предметами быта, которые использовали их мамы папы, бабушки и дедушки. Воспитанники могут не только посмотреть, но и сами поработать с этими предметами, что позволяет глубже проникнуться в дух того времени.

В преддверии празднования Дня Победы, наш музей пополнился новыми экспонатами военного времени, настоящие ордена и медали, посудой, которой пользовался солдат, во время затишья между боями.

В дальнейшем планируется пополнение музея экспонатами различной тематики и проведения познавательного плана занятий.

Хочется верить, что проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольника будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно — нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Список литературы:

  1. Лашкина Н. Дети в музее / Н. Лашкина — Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр. 72
  2. Морозова А. Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н. Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр. 30–31.
  4. Попова И. А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И. А. Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5. стр. 84.
  5. Рыжова Н. А. Мини-музей в детском саду / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова — М.: Линка — Пресс, 2008.
  6. Рыжова Н. А. Развивающая среда детского сада / Н. А. Рыжова — М.: Линка — Пресс, 2003.
  7. Рыжова Н. А. Наш дом — Природа. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М: Линка-Пресс, 2004.
  8. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров — Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр. 66
  9. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О. Г. Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.
  10. Трунова М. Секреты музейной педагогики / М. Трунова — Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр. 38
  11. Цепина Т. Музей в детском саду / Т. Цепина — Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр. 124.
  12. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание, 2008, № 3.
  13. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т. Чумалова — Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр. 44–50.
  14. Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова — Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр. 61
Просмотров: 739
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Попова Елена Дмитриевна. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
  • Залишева Галина Сергеевна Леонтьева Елена Викторовна. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Богданова Надежда Борисовна. Духовно-нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики.
  • Инякина Татьяна Павловна. Педагогическая статья: «Знакомство старших дошкольников с героическим прошлым страны средствами музейной педагогики (из опыта работы)»
  • Кононенко Лидия Павловна. Музейная педагогика в детском саду
  • Шишкина Надежда Ивановна. Проект «Музейная педагогика в детском саду»
  • Мухаметханова Разиля Рафаковна. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
  • Лёвочкина Лилия Александровна Шакирова Гюзель Разиловна. «Музейная педагогика, как инновационная педагогическая технология в ДОУ»
  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Пучкова Инна Анатольевна. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Морозова Наталья Игоревна. Музейная педагогика в ДОУ
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Милютина Елена Ильинична. Патриотическое воспитание в детском саду на традициях тимуровской школы.
  • Банникова Светлана Викторовна. Мини-музей в детском саду
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Корсикова Лилия Сергеевна. Дошкольное воспитание: психология дошкольника, особенности восприятия
  • Ворожейкина Анастасия Александровна Мальцева Анна Олеговна. Воспитание у дошкольников любви к родному краю как педагогическая проблема
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Сарина Ольга Владимировна. Патриотическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • Федорова Елена Васильевна. Формирование целостной картины мира «Экскурсия в музей народного быта»
  • Игнатова Ольга Викторовна. Сообщение из опыта работы по самообразованию «Музейная педагогика»
  • Кононенко Лидия Павловна. «Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения»
  • Клёмина Татьяна Сергеевна. Теория привязанности и воспитание: как стать ближе к своему ребенку
  • Рябинина Татьяна Викторовна. Воспитание будущего гражданина своей страны



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь