С дошкольного возраста необходимо формировать личность ребенка, его культуру для того чтобы ребенку было понятно: он — частью своего народа, у каждого человека есть малая Родина, родные и близкие.
Работа по приобщению детей дошкольного возраста, к культуре своего народа, любви к своей малой Родине –активизировалась в системе дошкольного образования Кубани активно с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
На Кубани уникальные богатые традиции казачьего края, которые нуждаются в восстановлении и защите, так как духовные традиции содержат нравственную опору, живительный источник человека.
Скачать презентацию
В нашем дошкольном учреждении внедрен региональный компонент через мини- музей «Кубанское подворье». Мини-музей обладает рядом особенностей, поэтому стал интересным и приятным для ребёнка. Мини – музей в нашем детском саду вместил атрибуты быта, культуры, истории кубанского народа. Ребенок не просто общается в развивающей среде, он чувствует себя хозяином пространства, в котором он находится, он становится творцом своего окружения, своего Я.
Слайд 3
Многочисленные экспонаты всегда вызывают интерес у детей.
Слайд 4
Смысл созания мини-музея в том, что бы помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его культуру, историю.
Слайд5, 6
Работа в мини — музее представляет собой систему мероприятий с использованием разных форм: экскурсии в музей, образовательную деятельность по ознакомлению с окружающим, занятия в рамках педагогических проектов, инсценирование сказок, тематические дни, использование экспонатов музея в образовательной деятельности, при организации режимных моментов.
Слайд7
При формировании мини-музея и развивающей среды учитывались как основные принципы, так и кубанские региональные особенности оформления интерьера.
В мини-музее открывается для ребенка возможность первого знакомства с историей быта Кубани.
Слайд 8
Интерьер кубанского жилища был в основном одинаков. Поэтому нам было не сложно оформить интерьер нашей хаты.
Центральным местом стал «красный угол» — «божница». «Божница» оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками.
Слайд 9
Рушники — традиционный элемент украшения кубанского жилища. В нашей коллекции вышитые крестом или гладью, обшитые с двух концов кружевами.
Слайд 10
На стене – традиционные семейные реликвии, фотографии.
Слайд 11
кровать, накрытая покрывалом с подушками, сундук, украшен узорами.
Слайд 12
Старинная кованная люлька выполнена мастерами –кузнецами. На Кубани она так и называлась – «ковань».
Слайд 13
В хате много кухонной утвари. И каких только сосудов не изготовляли древние мастера! Кувшины различной формы и величины, миски, бокалы, чаши, кружки, вазочки … Некоторые кувшины расписывались белыми и розовыми красками.
Слайд 14
Двор тоже имел свои традиции: если большой, широкий, значит будут новые хаты строить для сыновей.
На нашем дворе находится колодец, кабица (печь), стол, скамейки…
Слайд15
Работа в мини-музее предполагает широкий выбор деятельности, творчество, инициативу, поиск всех участников образовательного процесса: детей, их родителей, педагогов.
В процессе работы происходит приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков, формируются знания о культуре, традициях русского народа, Кубани, жителях станицы, своей семьи. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.
Использованная литература.
- Андреева Л.В., Батурина Л.А. «Взаимодействие детских учреждений и семьи в развитии ребенка как личность» Москва, 2011
- Бочтарева Г.В., Бурлакова Т.Н., Бережная Г.Г. «Дошкольникам о кубанском фольклоре» Краснодар. 2006
- Воронин В.В. «Кубанские народные сказки и легенды», К., 2001.
- Генералов П.В., Генералова Н.Т. «Живи икрасуйся станица моя» ст. Новопокровская, 2004
- Л.М. Данилина, В.А. Маркова, З.Г. Просолова «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине», К., 2007.
- Л.М. Данилина «Экологическое воспитание в ДОУ Краснодарского края», К., 2001.
- КнязеваО. Л. «Как жили люди на руси! Санкт-Петербург, 2001
- И.П. Лотышев «Путешествие по родному краю», К., 2005.
- Пономаренко О.А. «Казачьему роду нема переводу». Армавир, 2005
- А.В. Маслов «Кубанская старина», К., 2006.
- Ратушняк В.Н. «Родная Кубань» Краснодар, 2004
- Хлопова Т.П., Легких Н.П., Гусарова И.Н. «Ты Кубань, ты наша Родина» Краснодар, 2004
- Е.А. Хачатурова «История Кубани», К., 2004.
- Н.В. Ходырева «Казачий семейный альбом», К., 1994.
- Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34. (79. 1 М89 к871426 кх)
- . Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы / Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2009. — № 4. – С. 59-65.
- Моя Кубань. Природа, история, хозяйство, города Краснодарского края. – Ростов н/ Д.: «Издательство БАРО_ПРЕСС», 2010
- Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения / Под ред. Проф. В.Н. Ратушняк-2-е изд., исправленное. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004.
|