Автор: Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна воспитатель МБДОУ Детский сад № 113 г. Архангельск
«Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н.М. Карамзин
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Особое место в работе по приобщению дошкольников к истории и культуры родного края занимает мини – музей.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Этнографический мини — музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Он доступен и интересен не только детям, но и их родителям. Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и укладе прошлого.
В мини — музее воссоздан интерьер крестьянской избы: «красный угол» с иконами, стол с самоваром и лавками, печь с ухватом и кочергой, полки с посудой и горшками; в «Бабьем закутке» — деревянная кровать, покрытая лоскутным одеялом, домотканый коврик, в зыбке, прикрепленной к потолку, лежит малыш (кукла), сундук с вещами, прялки, резное зеркало.
В мини-музее представлены росписи нашего края, предметы народно-прикладного искусства.
В помещении мини – музея проводятся занятия по программе «Изучаем родной край» для детей старшего дошкольного возраста. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни народа нашего края и включает в себя постепенное знакомство детей с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.
Разнообразие форм и методов позволяет эффективно вести работу в данном направлении: НОД с ИКТ, обрядовые праздники, проектная деятельность, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, экскурсионная работа.
Программа разделена на несколько разделов:
«Жилище и быт поморов» — знакомим детей с архитектурой старинных домов, названием хозяйственных построек, внутренним убранством избы, с названиями частей дома (бабий кут, красный угол, печное место), показываем и рассказываем о предметах быта, которыми пользовались в старину поморы. Дети имеют возможность непосредственно ощутить себя жителями поморской деревни, действовать с предметами старины.
«Северная народная кухня» — дети знакомятся с традицией нашего народа соблюдать пост и мясоед, названиями блюд. Интересным приемом является дегустация блюд (квашеная капуста, картошка в мундире с постным маслом, блины, пасхальные куличи), а также самостоятельное изготовление козуль, «жаворонков», украшение пасхальных яиц.
«Северный народный костюм» — этой теме посвящен цикл занятий: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»; «История создания старинных головных уборов»; «История создания старинной обуви».
Инновационной формой работы является использование слайд-шоу: «От шкуры до рубахи», «От колпака до шапки», «От поршней до сапог». Дети имеют возможность самим померить рубахи, сарафаны, лапти, кокошники, валенки и т.д.
«М. В. Ломоносов» — в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. При проведении занятий используем объекты детского сада: мини — музей М.В. Ломоносова, мини-музей «Русская изба».
Одним из интересных форм занятий для детей — игры – путешествия. Дети имеют возможность перенестись в прошлое, соприкоснуться с историей, культурой и традициями родного края времен Ломоносова.
В нашем детском саду сложилась традиции ежегодно проводить конкурсы творческих работ: рисунки, поделки, открытки, кроссворды. И как итоги данных мероприятий – выставки.
Двигаясь «в ногу со временем», мы создаем виртуальные экскурсии, которые позволяют детям познакомиться с объектами, связанными с именем Ломоносова: достопримечательности г. Архангельска, село Ломоносово, памятники М.В. Ломоносову.
Еще одним из форм нашей работы является создание журналов, кроссвордов, дидактических игр, которые используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности.
Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством нашего великого земляка М.В. Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.
«Народные обрядовые праздники» — на предпраздничных посиделках дети знакомятся с народными обрядовыми праздниками в соответствии с народным календарем: «Осенины», «Параскева – Пятница, льняница, рукодельница», «Осенние Кузьминки», «Новый год. Рождество», «Играем в «Святки», «Коляда, коляда – отворяй ворота!», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Егорьев день».
На посиделках дети получают не только представления о праздниках, но и исполняют песни, затевают хороводы, игры, пекут пироги, козули, украшают яйца. На посиделки дети, как и Хозяйка, приходят в русских народных костюмах.
«Декоративно-прикладное искусство севера» — дети знакомятся с историей создания и изготовления каргопольской игрушки, а также северными росписями своего края: мезенской, шенкурской и пермогорской.
«Экскурсионная работа в мини-музее» — большое внимание уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для детей младшего дошкольного возраста.
Результаты работы показали: у детей сформированы представления об истории и культуре родного края, об обычаях и традициях; развит познавательный интерес к истории культуры родного края через знакомство с традициями, обычаями, игрушками, играми; вызван интерес к традициям нашего края: гостеприимство, почитание родителей; даны представления о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; дети ознакомлены с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.
Таким образом, работа с дошкольниками в мини – музее развивает исторический и культурно – творческий потенциал каждого ребенка во всех видах деятельности. Приобщение детей к историческим ценностям в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах работы позволяет создать яркие образы, воспитать интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.
|