Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна. «Работа с детьми в мини – музее «Русская изба»

«Работа с детьми в мини – музее «Русская изба»

Автор: Вилимавичюте Ирина Ромуальдовна воспитатель МБДОУ Детский сад № 113 г. Архангельск

«Народ, который не знает своей
культуры и истории –
презрен и легкомыслен»
Н.М. Карамзин

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Особое место в работе по приобщению дошкольников к истории и культуры родного края занимает мини – музей.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

 

Этнографический мини — музей нашего ДОУ «Русская изба» функционирует с 1998 года. Он доступен и интересен не только детям, но и их родителям. Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и укладе прошлого.

В мини — музее воссоздан интерьер крестьянской избы: «красный угол» с иконами, стол с самоваром и лавками, печь с ухватом и кочергой, полки с посудой и горшками; в «Бабьем закутке» — деревянная кровать, покрытая лоскутным одеялом, домотканый коврик, в зыбке, прикрепленной к потолку, лежит малыш (кукла), сундук с вещами, прялки, резное зеркало.

В мини-музее представлены росписи нашего края, предметы народно-прикладного искусства.

В помещении мини – музея проводятся занятия по программе «Изучаем родной край» для детей старшего дошкольного возраста. Вся работа построена на народном календаре, годичном цикле жизни народа нашего края и включает в себя постепенное знакомство детей с традициями, обычаями, праздниками, обрядами, рукоделием, ремеслами, историей, культурой.

Разнообразие форм и методов позволяет эффективно вести работу в данном направлении: НОД с ИКТ, обрядовые праздники, проектная деятельность, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, экскурсионная работа.

Программа разделена на несколько разделов:

«Жилище и быт поморов» — знакомим детей с архитектурой старинных домов, названием хозяйственных построек, внутренним убранством избы, с названиями частей дома (бабий кут, красный угол, печное место), показываем и рассказываем о предметах быта, которыми пользовались в старину поморы. Дети имеют возможность непосредственно ощутить себя жителями поморской деревни, действовать с предметами старины.

«Северная народная кухня» — дети знакомятся с традицией нашего народа соблюдать пост и мясоед, названиями блюд. Интересным приемом является дегустация блюд (квашеная капуста, картошка в мундире с постным маслом, блины, пасхальные куличи), а также самостоятельное изготовление козуль, «жаворонков», украшение пасхальных яиц.

«Северный народный костюм» — этой теме посвящен цикл занятий: «Какова пряха, такова на ней и рубаха»; «История создания старинных головных уборов»; «История создания старинной обуви».

Инновационной формой работы является использование слайд-шоу: «От шкуры до рубахи», «От колпака до шапки», «От поршней до сапог». Дети имеют возможность самим померить рубахи, сарафаны, лапти, кокошники, валенки и т.д.

«М. В. Ломоносов» — в нашем детском саду ведется работа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством М.В. Ломоносова. При проведении занятий используем объекты детского сада: мини — музей М.В. Ломоносова, мини-музей «Русская изба».

Одним из интересных форм занятий для детей — игры – путешествия. Дети имеют возможность перенестись в прошлое, соприкоснуться с историей, культурой и традициями родного края времен Ломоносова.

В нашем детском саду сложилась традиции ежегодно проводить конкурсы творческих работ: рисунки, поделки, открытки, кроссворды. И как итоги данных мероприятий – выставки.

Двигаясь «в ногу со временем», мы создаем виртуальные экскурсии, которые позволяют детям познакомиться с объектами, связанными с именем Ломоносова: достопримечательности г. Архангельска, село Ломоносово, памятники М.В. Ломоносову.

Еще одним из форм нашей работы является создание журналов, кроссвордов, дидактических игр, которые используются как на занятиях, так и в повседневной деятельности.

Знакомя детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством нашего великого земляка М.В. Ломоносова, мы надеемся, что они сохранят эти знания и чувство гордости за своего великого земляка и будут стремиться к знаниям как Михаил Васильевич Ломоносов.

«Народные обрядовые праздники» — на предпраздничных посиделках дети знакомятся с народными обрядовыми праздниками в соответствии с народным календарем: «Осенины», «Параскева – Пятница, льняница, рукодельница», «Осенние Кузьминки», «Новый год. Рождество», «Играем в «Святки», «Коляда, коляда – отворяй ворота!», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Егорьев день».

На посиделках дети получают не только представления о праздниках, но и исполняют песни, затевают хороводы, игры, пекут пироги, козули, украшают яйца. На посиделки дети, как и Хозяйка, приходят в русских народных костюмах.

«Декоративно-прикладное искусство севера» — дети знакомятся с историей создания и изготовления каргопольской игрушки, а также северными росписями своего края: мезенской, шенкурской и пермогорской.

«Экскурсионная работа в мини-музее» — большое внимание уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для детей младшего дошкольного возраста.

Результаты работы показали: у детей сформированы представления об истории и культуре родного края, об обычаях и традициях; развит познавательный интерес к истории культуры родного края через знакомство с традициями, обычаями, игрушками, играми; вызван интерес к традициям нашего края: гостеприимство, почитание родителей; даны представления о жизни и творчестве М.В. Ломоносова; дети ознакомлены с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством.

Таким образом, работа с дошкольниками в мини – музее развивает исторический и культурно – творческий потенциал каждого ребенка во всех видах деятельности. Приобщение детей к историческим ценностям в доступных для детей старшего дошкольного возраста формах работы позволяет создать яркие образы, воспитать интерес к жизни, искусству предков, стремление понять их, стать ближе к своему народу.

Просмотров: 484
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Епифанова Светлана Николаевна. Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста в мини-музее 'Главная улица России-река Волга'
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Брахнова Мария Александровна. Конспект экскурсии по мини-музею «Вещи неизвестного солдата» для детей старшего дошкольного возраста
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Васильева Наталья Борисовна. Путешествие в прошлое (мини-музей «Русская изба»)
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Фролова Ольга Юрьевна. Организация опытно-экспериментальной деятельности при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой родного края
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Кружкова Татьяна Владимировна. Проект по развитию речи и ознакомление с художественной литературой «Дети дошкольного возраста знакомятся с творчеством А. П. Чехова»
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для детей старшей группы: «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края»
  • Басова Алёна Николаевна. Досуг для детей старшего возраста 'Жители родного края'
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Петренко Людмила. Познавательный маршрут «Город и дети» для детей старшего дошкольного возраста
  • Стешина Оксана Леонидовна. Консультация: «Приобщение дошкольников к миру театра в процессе ознакомления с историей и культурой родного края»
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Гульнара Фаритовна Мухаметзянова. Ознакомление детей с историей родного края.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Бурдукова Елена Алексеевна. Организация игр — занятий по грамматическому строю дети с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы.
  • Калужских Ольга Геннадьевна. «Творческий подход к ознакомлению детей с миром животных нашего края».
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Епифанова Светлана Николаевна. Презентация для работы в мини-музее 'Главная улица России -река Волга' по сказке С.Я.Маршака 'Волга и Вазуза'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь