Подготовила: Воспитатель Култышева Ольга Леонидовна МКДОУ №10 г.Чехов
Актуальность:
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации.
Скачать презентацию к проекту
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Цель
Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.
Принципы музейной педагогики
- наглядность
- доступность
- динамичность
Задачи
- подготовить детей к восприятию сложного символического языка музея, помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности;
- помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. через обыкновенные вещи, окружающих его в повседневной жизни;
- научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- формировать способность к воссозданию образа и к художественному восприятию действительности;
- развивать способность к эстетическому созерцанию;
- развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир;
- формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям;
- Подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп к проведению экскурсий по мини-музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта
Воспитатели, дети, родители
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ
- у ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею;
- дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею;
- у детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку»;
- дети становятся более аккуратными и внимательными, а также у них воспитывается понимание взаимовыручки и взаимотоварищества.
? Подготовительный этап
- Постановка целей и разработка содержания воспитательно-образовательного процесса в рамках проекта. Накопление информации по теме проекта.
- Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- консультации
- индивидуальная работа.
3. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
4. Сбор экспонатов и их подготовка.
5. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
6. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
7. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.
8. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
9. Открытие мини — музея с приглашением детей и их родителей.
Методическое обеспечение:
- Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013
- Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009.
- Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
- Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. — 2006.
- Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2007.
- Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. — 2008.
II Практический этап
1. Познавательное развитие.
А). Беседы с детьми, рассказы по собранным коллекциям в мини-музее.
Темы:
- «Такие разные медведи» — 2018 г.
- «Динозавры» — 2019 г
- «Транспорт и военная техника России» — 2020 г.
- «Куклы и персонажи мультфильмов советских времен» — 2021 г.
Б). Самостоятельное рассматривание и изучение экспонатов.
2. Игровая деятельность.
Игры (творческие. дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные)
3. Художественно-эстетическое развитие.
- рисование, лепка персонажей и предметов коллекций.
- заполнение музейных дневников, в которых могут быть представлены детские рисунки, коллажи, аппликации, схемы;
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку, сочинить сказку и т. д.)
4. Речевое развитие.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
5. Информационно-культурное обеспечение.
Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов.
6. Творческие коллективные проекты.
Создание мультфильмов руками воспитанников по темам музейных коллекций.
7. Экскурсионная работа
- проведение обзорных и тематических экскурсий;
- проведение познавательных бесед и мероприятий;
- организация выставок.
??? Итоговый этап
1. Проведение конкурса на «Лучший экспонат мини-музея».
Оценивается оформление, содержание и оригинальность экспонатов.
2. Проведение конкурса «Лучший экскурсовод мини-музея».
3. Вручение всем участникам (детям) дипломов «За активное участие в оформлении мини-музея».
4. Создание мультфильма «Курочка Ряба».
5. «День открытых дверей».
Организация совместного просмотра родителей и детей мини-музея.
|