Залишева Галина Сергеевна Леонтьева Елена Викторовна. «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР, ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ» (из опыта работы)

  • Залишева Галина Сергеевна воспитатель
  • Леонтьева Елена Викторовна учитель-логопед, старший воспитатель

Юго-Восточное управление МО и НСО ГБОУ СОШ с.Алексеевка Детский сад «Солнышко» с.Алексеевка м. р. Алексеевский Самарской области

С 2016 года, педагогический коллектив Детского сада «Солнышко» с. Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сказка», начал работу по внедрению музейной педагогики в практическую деятельность с детьми и родителями. Свою работу мы начали с идеи создания «Музейного комплекса», включающего в себя цикл экспозиций по родному краю: «Край родной Алексеевский».

Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурным традициям родного края средствами музейной педагогики.

Тематика экспозиций нашего мини-музея разнообразна: 1. «Таланты Алексеевского края».. Цель: воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных качеств дошкольников на основе ознакомления с творчеством писателей, поэтов, художников Алексеевского района (Р. Хижняк, В. Ждановой, Д. Фролова, Ф. Вострикова, В. Литвинова, Ю. Горлова).

2. «Великий русский писатель Л.Толстой в Самарском Заволжье».

Цель: воспитывать чувство гордости и уважительного отношения к ценностям русской культуры, через знакомство с творчеством писателя Л. Н. Толстого в Самарском Заволжье.

3. «Народные умельцы» — Лозоплетение «Ажурная лоза».

Цель: воспитывать у детей чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе ознакомления с народно — прикладным творчеством по изготовлению предметов из лозы в с. Алексеевка.

4. «Город мастеров».

Цель: развитие интереса к русским традициям и промыслам через знакомство воспитанников и их родителей с народно-прикладным творчеством (чеканка, вышивка, вязание, валяние из шерсти, поделки из бумаги, бросового материала и т.д.)

4. Экспозиция «Их так мало осталось»

Цель: развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, приобщение к целостно-смысловым основам патриотического воспитания: «Наш народ-защитник, наша Армия — армия освободительница, миролюбивая и гуманная»; воспитание гордости и уважения к участникам Великой Отечественной войны, к героическому подвигу нашего земляка А.Ф. Безбородовой.

Формирование будущего гражданина должно начинаться с дошкольного возраста, последовательно и систематически: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, родному городу; расширение представлений о своей стране. Для свободного овладения знаниями о природе, культуре, истории родного края и его духовных основах в процессе патриотического воспитания в дошкольном возрасте отводится большая роль заповедникам, национальным природным паркам, заказникам и памятникам природы. На территории Алексеевского района таких памятников находится девять, что позволяет в полной мере реализовать задачи гражданско-патриотического воспитания.

Однако изучение их детьми дошкольного возраста достаточно проблематично, т.к. не каждая семья знает об этих заповедных местах и их местонахождении. И не каждая семья имеет возможность посетить эти места и познакомить с ними своих детей. Воспитание будущих граждан родной страны направлено на обеспечение тесного взаимодействия с семьей каждого ребенка. Поэтому мы поставили перед собой цель, познакомить детей и родителей с красивейшими памятниками природы нашего родного края. Для этого в ДОУ была создана экспозиция «Заповедные места Алексеевского района» в мини-музее группы «Край родной Алексеевский»

Цель: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе комплексного подхода в реализации средств музейной педагогики.

Направления деятельности нашего мини-музея:

Поисково-исследовательская деятельность. Это направление дает возможность воспитывать гражданско-патриотические чувства через освоение исследовательской деятельности: разработка темы на основе интересов детей, изучение, развитие умений анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать

Экспозиционное (оформительское) направление. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что-то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств.

Экскурсионное направление. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения, метод проектов.

В музейной педагогике активно используются нетрадиционные формы (технологиям): интегрированная ООД, основанная на межпредметных связях; ООД в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин; ООД, основанная на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж; ООД на основе нетрадиционной организации и представления образовательного материала: «День мудрости», «День мужества», «День любви», презентация; ООД с использованием фантазии: сказка, сюрприз.

Результативность реализации музейной педагогики в условиях ДОУ заключается в следующем:

  • у детей закладываются основы гражданско-патриотического воспитания, формируется ценностное отношение к истории и культурному наследию родного края;
  • развиваются чувства ответственности и гордости за свою малую родину, за страну;
  • формируются предпосылки качеств интеллигентного человека, на основе приобщения к культуре и к одной из важных форм — музею;
  • закладываются предпосылки духовно-нравственной основы ребенка, его успешной социализации в обществе;
  • развиваются художественно-эстетические чувства, активизируется познавательный интерес к «настоящему» музею.
  • Содержание и экспонаты:
  1. Стенд с фотографиями и названиями заповедных мест Алексеевского района:
  2. Статьи с анализом экологической ситуации в Алексеевском районе и с описанием памятников природы регионального значения в Алексеевском районе. 3.Материал в папках – скоросшивателях по каждому из 9 особо охраняемых природных территорий: статус памятника природы, название его, местонахождение, год создания, объекты охраны, занесенные в Красную Книгу Самарской области. По каждому памятнику регионального значения, предоставлены положения, утвержденные постановлением правительства Самарской области.
  3. Макеты, гербарии растений, собранных по заповедным местам Алексеевского сделанные детьми и родителями. по заповедным местам, в ходе создания и изучения экспозиций; мини-газеты с иллюстрациями деревьев, растений занесенных в Красную книгу Самарской области, которые встречаются на данной особо охраняемой природной территории. 5. Стенды с рисунками детей и их родителей по теме «Заповедные места».
  4. Картины местного художника, члена Союза Художников России Горлова Ю. — «Восхищаюсь тобой – край мой родной», подаренная детям при личной встрече, во время посещения мини-музея группы.

С 2016 по 2019 год нами собран богатейший материал по теме внедрения средств музейной педагогики в образовательный процесс ДОУ. На основе обобщения опыта работы коллектива детского сада «Солнышко» ГБОУ СОШ с.Алексеевка были разработаны и изданы методические рекомендации «Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ (теория и практика)» УДК 373. 24ББК74 100. Авторы составители: Леонтьева Е. В. учитель-логопед, Залишева Г. С., воспитатель, Тишакова В. А. воспитатель. Данные методические рекомендации представляют интерес для педагогических работников дошкольных учреждений, педагогов начальной школы и педагогов дополнительного образования детей. Особый интерес представляет практический аспект данных рекомендаций: алгоритм действий по созданию мини-музея в ДОУ; структура модели музейной педагогики и направления деятельности мини-музея; методические рекомендации по организации работы с воспитанниками.

В приложении представлены методические разработки из опыта работы по внедрению средств музейной педагогики в образовательный процесс в ДОУ: методика и этапы работы по созданию мини-музея в ДОУ, положение о мини-музее, план работы по созданию мини-музея в ДОУ, дана тематика экспозиций мини-музея, основные направления, механизмы, средства и способы реализации поставленных задач. Работа является лауреатом и победителем на областном конкурсе методических пособий на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России», 2018г., победителем Международной Ярмарки социально-педагогических инноваций, 2019г

Литература.

  1. Воспитание в вопросах и ответах. [Электронный ресурс] // режим доступа: http: //www. portal-slovo. ru.
  2. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http: //ap2004. alledu. ru/document/380/839.
  3. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016 — 2020 годы"

Приложение

Методические рекомендации «Музейная педагогика в образовательном процессе ДОУ (теория и практика)» УДК 373. 24ББК74 100.

Авторы составители: Леонтьева Е. В., Залишева Г. С.. – Самара: ООО «Слово», 2018. -64с.

Просмотров: 482
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Попова Елена Дмитриевна. «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики»
  • Инякина Татьяна Павловна. Педагогическая статья: «Знакомство старших дошкольников с героическим прошлым страны средствами музейной педагогики (из опыта работы)»
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Богданова Надежда Борисовна. Духовно-нравственное воспитание дошкольников 7-го года жизни средствами музейной педагогики.
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Ольга Ивакина. Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
  • Репьева Наталья Петровна. Педагогическая статья: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики»
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Пучкова Инна Анатольевна. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Создание оптимальных условий в ДОУ для формирования нравственно-патриотических качеств дошкольника, посредствам музейной педагогики»
  • Сехина Ольга Константиновна. Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Сехина Ольга Константиновна. Реализация программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ средствами музейной педагогики
  • Горбачева Валентина Викторовна. Календарно-тематическое планирование работы мини-музея «Коми изба» в подготовительной к школе группе
  • Мельникова Ольга Васильевна. Роль музейной педагогики при формировании основ краеведения и этнических познаний дошкольников.
  • Волотовская Ольга Витальевна. «Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»
  • Людмила Анатольевна Панова. Создание мини-музея в условиях детского сада
  • Дегтярева Наталья Александровна. Организация мини-музея в группе детского сада
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Кравякова Светлана Витальевна. Методические рекомендации для педагогов по экологическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ (из опыта работы НДУ-ЦРР «ГУЛЛИВЕР»)
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Организация мини — музея в дошкольном учреждении
  • Екатерина Николаевна Писарева. Проект правильного оформления и организации работы в уголке книги, цель которого, привить любовь и уважение к книге, воспитание будущих книголюбов
  • Двинских Елена Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
  • Спраговская Ольга Викторовна. Паспорт мини — музея «Матрёшка»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Сарина Ольга Владимировна. Патриотическое воспитание дошкольников средствами народной педагогики
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ МУЗЕЯ «ЧАСИКИ – ЧАСЫ» В ДЕТСКОМ САДУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь