Авторы: Лебедева Л.А, Шабанова Л.И
«Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом…»
Эрих Мария Ремарк
Развитие образования — неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования.
Самой жизнью продиктованы динамичные изменения дошкольного образования. На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями, педагогами ДОУ стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды. Что такое среда?
Скачать конспект
В широком смысле – развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств ребенка. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на гармонизацию с очки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка.
Среда становится источником знаний и социального опыта ребенка.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.
Современные педагоги считают, что в среде возможно одновременное включение в деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Музей – это особое специально организованное пространство. А я бы сказала, что это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, где его предки, какая великая держава его страна, как в песне «С чего начинается Родина? …»
Большой популярностью в системе дошкольного образования является музейная педагогика.
Музейная педагогика — является инновационной технологией в сфере воспитания детей, создающая условия погружения в определенную среду.
Ребенок готовится к восприятию сложного символического языка музея.
И в этом случае предметная среда играет роль учителя и воспитателя. Цель музейной педагогики: приобщение к музеям подрастающего поколения, развитие творческой личности, изучение истории родного края, страны.
Назначение мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на эмоциональную сферу и познавательное развитие.
Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема еще на одну ступеньку.
При создании программы музейно-педагогической деятельности в ДОУ были изучены материалы:
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
- Виниченко В. Ребенок в пространстве музея. /В. Виниченко Дошкольное воспитание. — 2003 г. — №5 — с. 38-41.
- Оборотова С.А., Умарова Е.Н. «Современные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Ответственный редактор Т.А. Семенова. 2014
Издательство: Издательство «Спутник +»
4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. — М.: Дом «Карапуз», 2000.
5. Рыжова Н.А., Логинова Н.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.
6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М.: Высш. шк., 2004.
7. Табарданова Т.Б., Аредакова Н.А. Музейная педагогика и школьный музей. Учебно-методическое пособие. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.
8. Тихонова А.Ю., Лиллипео О.В., Краснова Е.Л. Взаимодействие образовательного учреждения и музея. Методические рекомендации. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2006.
9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. / Т.Чумалова //Дошкольное воспитание. — 2007 г. — №10.
Разрабатывается план организации мини музея «Предания старины глубокой».
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей
Октябрь “Русская сказка” Знакомство детей с традициями русского народа в народных сказках
Ноябрь “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта
Декабрь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом
Февраль “Русские богатыри” Знакомство с репродукциями художников
Март “Народные Куклы” Знакомство с традиционными русскими игрушками
Апрель “Встреча весны — жаворонки” Знакомство с традициями и обычаями русского народа и предметами декоративно – прикладного искусства
Май “Защитники земли Русской» Приобщение к истории родного города
Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры
Июль «Предания старины глубокой» Досуговое мероприятие
Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем, с его названием. Во время посещения дети узнают историю музея, знакомятся с экспозицией.
Фото1
В качестве закрепления материала дети зарисовывают свои впечатления. Посещая выставку «Предметы русского быта» дети узнали об истории возникновения старинных предметов.
Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.
Народ оставил все ценное, что было в прошлом в художественных промыслах, обрядах, традициях, в старинных праздниках.
И на сегодня можно с уверенностью сказать, что это важно передать детям.
|