Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»

Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»

Авторы: Лебедева Л.А, Шабанова Л.И

«Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом…»

Эрих Мария Ремарк

Развитие образования — неотъемлемая часть стратегии общенационального развития – начинается с уровня дошкольного образования.

Самой жизнью продиктованы динамичные изменения дошкольного образования. На современном этапе развития дошкольного образования перед руководителями, педагогами ДОУ стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды. Что такое среда?

 

Скачать конспект

В широком смысле – развивающая образовательная среда представляет собой социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. Большинство специалистов используют концепцию доктора психологических наук С.Л. Новоселовой: «Развивающая предметная среда – система материальных объектов деятельности ребенка. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств ребенка. Именно в детском саду возможна организация такой среды, направленной на гармонизацию с очки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка.

Среда становится источником знаний и социального опыта ребенка.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

Современные педагоги считают, что в среде возможно одновременное включение в деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Музей – это особое специально организованное пространство. А я бы сказала, что это кладовая истории, где хранится накопленный опыт предыдущих поколений. Важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, где его предки, какая великая держава его страна, как в песне «С чего начинается Родина? …»

Большой популярностью в системе дошкольного образования является музейная педагогика.

Музейная педагогика — является инновационной технологией в сфере воспитания детей, создающая условия погружения в определенную среду.

Ребенок готовится к восприятию сложного символического языка музея.

И в этом случае предметная среда играет роль учителя и воспитателя. Цель музейной педагогики: приобщение к музеям подрастающего поколения, развитие творческой личности, изучение истории родного края, страны.

Назначение мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на эмоциональную сферу и познавательное развитие.

Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема еще на одну ступеньку.

При создании программы музейно-педагогической деятельности в ДОУ были изучены материалы:

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. — М.: ЦГЛ, 2005. — 256 с.
  2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея. /В. Виниченко Дошкольное воспитание. — 2003 г. — №5 — с. 38-41.
  3. Оборотова С.А., Умарова Е.Н. «Современные проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Ответственный редактор Т.А. Семенова. 2014

Издательство: Издательство «Спутник +»

4. Пантелеева Л.В. Музей и дети. — М.: Дом «Карапуз», 2000.

5. Рыжова Н.А., Логинова Н.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. — М.: Линка-Пресс, 2008.

6. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. — М.: Высш. шк., 2004.

7. Табарданова Т.Б., Аредакова Н.А. Музейная педагогика и школьный музей. Учебно-методическое пособие. — Ульяновск: ИПК ПРО, 2009.

8. Тихонова А.Ю., Лиллипео О.В., Краснова Е.Л. Взаимодействие образовательного учреждения и музея. Методические рекомендации. -Ульяновск: ИПК ПРО, 2006.

9. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников. / Т.Чумалова //Дошкольное воспитание. — 2007 г. — №10.

Разрабатывается план организации мини музея «Предания старины глубокой».

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

МЕСЯЦ ТЕМА ЗАНЯТИЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ

Сентябрь “Знакомство с музеем” Дать детям представление о том, что такое музей

Октябрь “Русская сказка” Знакомство детей с традициями русского народа в народных сказках

Ноябрь “Русская изба” Знакомство с традициями народного быта

Декабрь “Народный костюм” Знакомство с народным костюмом

Февраль “Русские богатыри” Знакомство с репродукциями художников

Март “Народные Куклы” Знакомство с традиционными русскими игрушками

Апрель “Встреча весны — жаворонки” Знакомство с традициями и обычаями русского народа и предметами декоративно – прикладного искусства

Май “Защитники земли Русской» Приобщение к истории родного города

Июнь “Игры наших предков” Приобщение к истории народной игры

Июль «Предания старины глубокой» Досуговое мероприятие

Традиционно в первые дни нового учебного года дети знакомятся с музеем, с его названием. Во время посещения дети узнают историю музея, знакомятся с экспозицией.

Фото1

В качестве закрепления материала дети зарисовывают свои впечатления. Посещая выставку «Предметы русского быта» дети узнали об истории возникновения старинных предметов.

Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.

Народ оставил все ценное, что было в прошлом в художественных промыслах, обрядах, традициях, в старинных праздниках.

И на сегодня можно с уверенностью сказать, что это важно передать детям.

Просмотров: 802
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Кононенко Лидия Павловна. «Музейная педагогика в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения»
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Баранова Ольга Вадимовна, Беднова Алина Алексеевна. Педагогическая статья «Предметно-развивающая среда как одно из условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
  • Кононенко Лидия Павловна. Музейная педагогика в детском саду
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Шишкина Надежда Ивановна. Проект «Музейная педагогика в детском саду»
  • Банку Джамиля Габдульхаковна. Предметно — пространственная среда – система материальных объектов деятельности ребенка
  • Наталья Радионова. Презентация музея 'Русского быта'
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Орешкова Наталья Николаевна. Презентация 'Я поведу тебя в музей'. Знакомство с Художественным музеем Брянска.
  • Майорова Ольга Владимировна. Конспект занятия по «Программе предшкольного образования» Тема: «Знакомство детей дошкольного возраста со свойствами пластмассы»
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ МУЗЕЯ «ЧАСИКИ – ЧАСЫ» В ДЕТСКОМ САДУ
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Нагаева Зульфия Фагимовна. Конспект занятия для средней группы на тему: «Знакомство с традициями и обычаями татарского народа: «Сундук бабушки Фирюзы»
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Сорока Лилия Александровна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ, ИСТОРИЧЕСКИМ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ДОСТИЖЕНИЯМ, НА ПРИМЕРЕ МУЗЕЯ АВИАЦИИ ПРИ ДОО»
  • Волотовская Ольга Витальевна. «Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Игнатова Ольга Викторовна. Сообщение из опыта работы по самообразованию «Музейная педагогика»
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Прохорова Мария Алексеевна Софронова Инна Сергеевна. Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь