Автор:
- Баранова Татьяна Михайловна воспитатель МДОУ Некоузский детский сад № 3 с. Новый Некоуз, Ярославская область.
Цели
- Формировать у дошкольников первичные представления о музее. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с домашней курочкой, со сказками, потешками, песнями о ней.
Задачи
- Расширять представления детей о роли домашних птиц в жизни человека;
- Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру;
- Развивать активную речь детей, расширять словарный запас;
- Обогатить предметно — пространственную среду ДОУ.
Скачать конспект
Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. Проживание детей в сельской местности даёт возможность наблюдать за домашними птицами в природе, поэтому, создание такого мини – музея имело большую популярность у детей и родителей.
Мини — музей расположен в групповой комнате, на полочках. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Работы изготовлены со вкусом, яркие, качественные, оригинальные, разнообразные, целесообразные. Поделки из различных материалов (яичная скорлупа, слоеное тесто, глина, гипс) и картины в рамках стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. Коллекции игрушек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о домашних птицах, дидактические игры, раскраски. Использование экспонатов мини – музея доставляют малышам радость, чтение потешек, песенок, сказок создает благоприятные условия эмоционального контакта с детьми. Ребята с удовольствием вслушиваются в звучание родной речи.
Большую роль в оформлении музея сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие родителей, в их создании. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини — музею: они с гордостью приносят из дома экспонаты, изготовленные родителями. Они понимают, что творцы экспозиции не они сами, а их папы, мамы (бабушки и дедушки).
Разделы мини-музея:
«Курочки бывают разными».
Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.
«Где живут курочки».
Дети узнают, где живут курочки, знакомятся с деятельностью человека ухаживающего за ними.
«Семья курочки».
Малыши слушают и сами рассказывают о куриной семье: петух – папа, курочка – мама, а детки – цыплятки.
«Цыплёнок из яйца».
Здесь расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка): яйцо — цыпленок — курица. Знакомство с экспонатами помогает малышам развивать познавательную способность, логическое мышление: учит сравнивать, анализировать, делать умозаключения.
«Что ест курочка».
Малыши узнают, чем кормят курочек, имеют возможность рассмотреть и обследовать корм (коллекция разных кормов: пшеница, пшено, зерна кукурузы, подсолнечника).
«Какую пользу приносит курочка».
В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п.), перья, картинки продуктов.
«Сами своими руками».
Экспонаты данного раздела выполнены детьми, воспитателями, родителями.
«В гостях у сказки».
Для обыгрывания сказки в музее собраны различные виды театров, маски – шапочки. Малыши с удовольствием принимают участие в развлечениях, инсценировках, играх с персонажами сказки.
«Детская мини библиотека» В этом разделе подобраны книги про курочку и её семью.
Чтение книг, рассматривание иллюстраций доставляет малышам радость.
«Игротека».
В мини – музее дети могут выбрать настольную или любую другую понравившуюся им игру и поиграть с ней. Малыши с удовольствием рисуют, раскрашивают раскраски, расписывают пасхальные яйца, лепят, делают поделки.
«Библиотека».
В музее собрана подборка художественного слова, картотеки подвижных, пальчиковых, хороводных, народных игр, сценарии театрализованной деятельности, аудио сказки, детские презентации, мультфильмы о курочке, петушке и цыплятах. Оформлены папки: «Какие бывают куры», «Мастер – классы по изготовлению курочек из различных материалов», конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми.
Реализация музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки.
|