Составитель программы: Прохорова Олеся Викторовна
Экологическая культура одна из острейших проблем современности. Сегодня экология не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Знание о природных объектах, явлениях и причинно- следственных зависимостях между ними постепенно, формирующиеся у детей дошкольного возраста служит базой для развития их представления о мире в целом о отношении к нему. На целенаправленном расширении и углублении этих знаний, развитии умений и навыков практического взаимоотношения с природой и строится экологическое просвещение и воспитание детей.
Скачать программу
Основным видом экологического воспитания являются различные виды игр:
Творческие игры; сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные. Игры с правилами: дидактические; подвижные.
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе в формирование его экологического сознания и экологической культуры.
Играя, малыш познаёт многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой.
В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояние, ребенок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики.
В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры, различные лото, разрезные картинки.
Используются такие формы и методы, как: наблюдения, опыты, эксперименты
Цель экологического образования: формирование экологической культуры, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи экологического воспитания:
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.
- Формирование знаний о природе.
- Развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за её сохранение.
Выбранная мною тема «Экологическое воспитание через различные виды игр» важна по целому ряду причин:
- Игра – это ведущая деятельность в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания.
- Игра доставляет ребенку радость, поэтому познание природы, общение, проходящие на фоне, будут особенно эффективны: игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.
- Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нём, освоение соответствующих различным ситуациям моделей поведения.
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игр не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольника, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
При классификации экологических игр необходимо учитывать следующие принципы:
- специфических характеристик;
- тематического распределения содержания;
- формы организации и меры регламентации;
- направленности действий.
По форме организации и мере регламентации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность.
По направлению действий:
- сенсорно – моторные;
- предметные;
- игры с перевоплощением;
- социальные;
- соревновательные.
Направление педагогического руководства работой по ознакомлению детей с живой и неживой природой посредством дидактических игр.
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому педагогический процесс экологического образования строится таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты. Следует также учитывать её связи с трудом детей в природе и обучением детей на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Исходя из возрастных особенностей детей, подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Используются так же подвижные игры, сочетающие с решением умственных задач. В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик» дети подбирают домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выбран мной. Эти игры удобны тем, что их можно проводить как с группой детей, так и с подгруппой.
Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными их можно распределить на подгруппы по дидактическим задачам:
- игры на распознание растений и животных;
- на сравнение растений и животных;
- на группирование растений и животных по какому-либо признаку;
- на формирование нравственных позиций ребенка;
- на установление связей и зависимостей в природных явлениях.
Подбор и введение в педагогический процесс экологических игр постепенно и последовательно расширяет представление детей о живой природе, учит их использовать имеющиеся знания для решения игровых задач, развивает и совершенствует также мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, побуждает познавательный интерес.
Игры помогают неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям и многообразию.
Программа разработана на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, А.А. Васильевой
Критерии оценки развития детей младшего возраста при освоении образовательной области «Познание» экологическое воспитание через различные виды игр.
|