Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы ГБОУ Лицей 138 (дошкольное отделение № 10)
Перспективный план развития воспитателя первой квалификационной категории Сологубовой Марии Владимировны на 2016-2017 уч. г.
Актуальность темы.
Дошкольное детство – один из важных этапов в жизни ребёнка. Этот период характеризуется тем, что в кратчайшие сроки человек проходит путь от беспомощного существа к личности, способной размышлять, думать, оценивать, творчески преобразовывать окружающий мир. Учёный Н. Н. Поддъяков подчёркивает, что игра «истинно детская деятельность» является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
При внедрении федеральных государственных требований в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования у нас, воспитателей, возникает масса вопросов, главный из которых – «С чего начать?». Я считаю, что прежде всего, необходимо изучить технологию разработки общеобразовательной программы детского сада, которая определит организацию воспитательно – образовательного процесса. Причём она должна реализоваться и в ходе игровой деятельности с учётом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрасте. Один из разделов обязательной части программы – организация игровой деятельности в детском саду.
Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра привлекает ребёнка больше, чем любая другая деятельность. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями. В связи с эти для нас представляются важными мысли Л.А. Венгера о том, что в игре ребёнок проживает и переживает воображаемые события. Следовательно, пережитая в игре ситуация становится собственным эмоциональным опытом ребёнка. Игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие. Все игры содержат определённые умственные задачи. Игры носят познавательный и воспитательный характер, развивают память, внимание.
Кроме того, в игре дети учатся строить взаимоотношения со сверстниками, подчиняются установленным правилам, учатся необходимому поведению.
Играя с растениями и животными, дошкольники учатся распознавать настроение живого существа, его своеобразие, он упражняется в навыках поведения и общения с ними. Дошкольник не замечает того, что учится, поскольку здесь он решает свою игровую задачу, а не учебную задачу заданную взрослым.
Я считаю, что именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает.
Цель:
Расширить кругозор детей к окружающему миру и формировать реалистические представления об экологии через игру.
Задачи:
Дать детям знания и представления об окружающем мире.
Научить использовать полученные знания в играх, экспериментировании.
Активизировать память, внимание, развивать логическое мышление.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между условиями среды и составлением живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.
Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Умение видеть взаимосвязь явлений природы, делать выводы.
Самовоспитание через общение с природой.
Этапы реализации плана развития.
1 этап.
Подготовить (обосновать актуальность темы).
Формирование целей и задач плана.
Определение конечного результата.
2 этап.
Практическая разработка игр (ролевых, имитационных, игр- путешествий, дидактических, игр с природного материала).
Разработка материала, рекомендаций, консультаций для родителей и педагогов.
3 этап.
Диагностика.
Экологические игры можно условно разделить на несколько видов:
1. Ролевые экологические игры (творческие игры).
Они основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.
В игре «Поездка в лес», можно решить несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать не знакомые травы, цвет, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).
2. Имитационные экологические игры.
Данные игры основаны на моделировании экологической деятельности.
Так, игра «Экосистема водоём» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологическая пирамидка» помогает показать пищевые цепи (ребёнок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведёт к гибели остальных).
Например, рыбы. Высохнут речки, моря – погибнет рыба. Если не будет света и тепла, воды погибнут растения и животные. Не будет насекомых, то погибнут птицы так далее.
3. Игры – путешествия.
Широко применяются в практике данные игры, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана или моря, на солнечную планету и так далее. Данные игры также способствуют расширению знаний о мире, правильно относиться к предметам окружения и стремление больше узнать. Способствуют экологическому воспитанию: не загрязнять воздух, моря и океаны, беречь животных и создавать им природные условия места их обитания.
4. Дидактические игры.
Эти игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой), сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных).
Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомиться с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению.
5. Игры с природным материалом.
Детям очень нравятся такие игры, в которых напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с песком, водой, они определяют свойства, качества материала, проводят опыты.
В своей работе я провожу целую систему игр, состоящих из нескольких блоков:
1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:
«Природный мир бывает разным», «Назови одним словом», «Что общего?», «Что часть чего?», «Рыбы – птицы — звери», «Цепочка».
2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):
«Мир звуков», «Наши помощники», «Узнай по запаху», «Волшебные звуки», «Какой овощ ты съел?».
3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:
«Хорошо – плохо», «Один – хорошо, много – плохо», «Что будет, если…?»,
«Береги природу!» и так далее.
4. Игры на развитие навыка анализа ситуаций через целенаправленное сужение поля поиска (игра «Да – нет»).
При организации игр я использую системный подход различных видов активной деятельности детей: исследовательская, продуктивная, театральная, двигательная, музыкальная. Использую различные методы и приёмы.
Привлекаю всех детей, а особенно малоактивных, поощряю детей за активное решение задач, привлекаю их к изготовлению практического материала.
Планирую сделать картотеку игровой деятельности, картотеку музыкальных произведений, картотеку пословиц, поговорок и примет, использую алгоритмы обследования объектов природы, карточки – сигналы для определения настроения героев и оценки правильного отношения к окружающему миру.
Использую в работе преемственность с родителями (консультации, беседы экологического воспитания, рекомендации по художественной литературе, буклеты по экологическим играм).
Планирую проводить соответствующую работу с родителями. Организую консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», «Зелёная аптечка» и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка, стендов и экологических плакатов. Мои родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляю «Экологический стенд», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.
Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр. Привлекаю родителей к изготовлению практического материала. Богатая информация в родительском уголке, позволяет привлекать внимание родителей, но и вызывать их на общение. Организовываю выставки поделок, методической и художественной литературы.
Планирую провести конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Рекомендую родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).
Результативность.
Надеюсь на хороший результат моей работы. У детей будут необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои воспитанники с желанием будут поливать и рыхлить растения, протирать пыльные листья у растений, помогать сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогут удалять сорняки, собирать семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогут содержать в порядке уголки природы и участки.
Литература:
- Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2005.
- Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: Академия развития, 1998.
- Алябьева Е. А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего возраста. – М., 2000.
- Белая К. Ю., Зимонина В. Н. как обеспечить безопасность дошкольников. – М.: Просвещение, 1998.
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Издательство «Учитель», Воронеж, 2005.
- Бочкарёва Н. Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. – Калуга: Полиграфист, 1998.
- Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л. А. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников. – М., «Вако», 2007.
- Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.
- Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.: АРКТИ, 2005.
- Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического образования детей. — Санкт – Петербург, Детство – Пресс», 2004.
- Корзун А. В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего возраста средствами ТРИЗ – педагогики. – Мозырь, 2006.
- Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — Минск, 1995.
- Прохорова Л. Н. Экологическое воспитание дошкольников. — М.: Просвещение, 2003.
- Рыжова Н. А. Волшебница – вода. – М.: Просвещение. 1997.
- Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1990.
- Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12, 2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.
- Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.
|