Митрохина Алиса Сергеевна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАГИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Воспитание в труде во все времена и на всех этапах развития общества являлось главной заботой всех народов. На протяжении многих столетий вопрос о воспитании трудолюбия интересовал выдающихся отечественных ученых (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, П. П. Блонский, П.Ф. Каптерев, и др.) и зарубежных ученых и педагогов (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, и др.) [1].

На сегодняшний день проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне обусловлена образовательной направленностью на развитие социально активной и ответственной личности дошкольника, любящего труд, способного к преобразованию окружающего мира.

Трудолюбие, как качество личности, проявляется у старшего дошкольника в понимании необходимости трудиться, осознании общественного назначения труда, наличии знаний о труде взрослого и о профессиях, интересе к трудовым делам, желании и стремлении трудиться для себя и для других [1].

 

Как известно, на протяжении всего периода дошкольного детства игра является ведущим видом деятельности ребёнка, а так же выступает в качестве формы организации детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность находится в тесной взаимосвязи с трудовой деятельностью. Таким образом, именно в игре осуществляется знакомство детей с трудом взрослых, в процессе которого у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Экологические игры представляют собой средство экологического образования и формирования экологической культуры, которое стимулирует высокий уровень мотивации и интереса к природе. Именно формирование экологической культуры включает в себя формирование экологических знаний, экологических умений, навыков и привычек, качеств личности, связанных с отношением к природе, действенно-волевых качеств личности, в том числе трудолюбия. Это позволяет сделать вывод о том что, экологические игры помимо главной, приоритетной цели – дидактической, несут ещё и второстепенные цели, одной из которых является формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия.

Наиболее интересным видом экологических игр являются экологические сюжетно-ролевые игры, которые организуются и контролируются воспитателем. К данному виду игр относят игровую обучающую ситуацию (далее ИОС), которая представляет собой полноценную специально-организованную сюжетно-ролевую игру. В основе ИОС лежат следующие характеристики: игра имеет короткий и достаточно простой сюжет, основанный на определённой ситуации (из жизни или литературного произведения); организация ИОС требует наличия необходимых игрушек, атрибутики; для проведения данной игры специально организуется предметная среда; ИОС имеет в своей основе дидактическую цель, а также воспитательные задачи, в подчинении которым служат сюжет, роли и другие компоненты сюжетно-ролевой игры; инициатором, организатором и руководителем игры служит воспитатель.

С. Н Николаева выделяет три вида ИОС:

  1. ИОС с игрушками-аналогами, в основе которых лежат действия, манипуляции с игрушками, изображающими объекты природы (конкретные животные или растения);
  2. ИОС с литературными персонажами игры экологического содержания, связанные с использованием кукол, изображающих персонажей произведений (сказок, рассказов, мультфильмов и т.д.);
  3. ИОС типа путешествий – в основе данного вида игр лежит искусственная постановка путешествия, экспедиции, экскурсии на территории дошкольного образовательного учреждения [3].

Независимо от того, какой вид игровой обучающей ситуации проводит педагог: ИОС с игрушками-аналогами, с литературными персонажами или ИОС типа путешествий, в начале игры необходимо объявить название игры, объяснить сюжет, раздать роли, одну из которых взять на себя. В течение всей игровой ситуации, воспитатель исполняет взятую на себя роль, поддерживает разыгрываемую ситуацию, следит за развитием сюжета, а также исполнением ролей детьми [3].

В целях воспитания в детях трудолюбия педагог организует сюжетно-ролевые экологические игры на трудовую тематику. Воспитатель подбирает игрушки, соответствующие тематике игры и интересам детей старшего дошкольного возраста, специально организует пространство и предметную среду. Помимо этого важным условием проведения ИОС на тему труда является пробуждение у детей желания узнать как можно больше об интересующей их профессии. Например, в игре «Зоопарк» воспитатель задаёт детям ряд вопросов, которые заставляют их задуматься над некоторыми моментами: «Как вы думаете, существуют ли специальные правила осмотра зверей? Если есть, то какие?», «Как вы считаете, режим питания у всех животных зоопарка одинаковый?» и т.д.

Как уже было ранее сказано, в процессе сюжетно-ролевой экологической игры воспитатель выступает в качестве одного из участников: «А какую работу в ботаническом саду вы дадите мне? Я хочу быть цветоводом, что мне делать?» Дети осознают, что их знаний недостаточно для того, чтобы ответить на данный вопрос и поэтому стремятся восполнить их. Таким образом, создаётся предпосылка к активному расширению знаний о различных сторонах труда и профессий. Разъяснения, которые даёт воспитатель по ходу выполнения ребёнком игровой роли, повышают воспитательную ценность игры, делают её богаче и интереснее [2].

Важным моментом воздействия на детей в игре является личный пример взрослого. Это необходимо для того, чтобы уточнить обязанности играющих, расширить имеющиеся представления детей, обогатить их знания, подсказать, как нужно поступить в том или ином случае.

Воспитателю необходимо наблюдать за тем, какие стороны поведения взрослых отражаются детьми в процессе выполнения той или иной роли, как представляют себе дети содержание своей работы, её значение для окружающих и связь с трудом других людей.

Одним из приёмов, применяемых педагогом для формирования у детей трудолюбия, в процессе ИОС, является обсуждение качества выполненной ими работы (рефлексия). Такие обсуждения могут проходить как эпизод в самой игре, а иногда после игры [2].

Таким образом, грамотное использование различных экологических сюжетно-ролевых игр позволяет воспитателю в непринужденной форме обеспечивать овладение детьми практическими трудовыми умениями и навыками; знакомство с различным материалом, который с помощью преобразования становится результатом труда; освоение позиции субъекта труда; формирование системных знаний о труде взрослых. Все это позволяет повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.

Список литературы

  1. Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе [Текст] / С. Крохина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 86-93: ил. — Библиогр.: 93 с.
  2. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 91 с.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
Просмотров: 675
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Шарова Ольга Сергеевна. Дидактические игры как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Гумерова Альфия Газинуровна. Логико-математические игры как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста
  • Завьялова Елена Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Макарова Татьяна Алексеевна, Борисова Василиса Николаевна. Игры-путешествия как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
  • Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Математическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математическим островам»
  • Кубышкина Татьяна Анатольевна. Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова.
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Новикова Виктория Сергеевна. Подвижные игры как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста.
  • Михальчук Марина Николаевна. Из опыта работы: «Подвижные игры как средство формирования скоростных и координационных качеств дошкольника»
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ИГРЫ И ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Ершова Елена Викторовна,Скандакова Галина Витальевна, Гаранина Елена Анатольевна. Методические рекомендации «Формирование сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольног
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста
  • Макарян Валентина Николаевна. Подвижные игры как средство развития физических качеств детей младшего дошкольного возраста.
  • Смирнова Валентина Ивановна. Статья «Развивающие игры как средство интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Тимофеева Ангелина Николаевна. Развивающие игры, как средство формирования мотивационной готовности будущих первоклассников. Взаимодействие с родителями, как залог успешной адаптации дошкольников к обучению в школе.
  • Синельникова Ольга Сергеевна. Педагогическая статья «Социально-нравственное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры»
  • Раусова Наталья Игоревна. Дидактические игры, как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
  • Жукова Оксана Николаевна. Конспект ИОС по развитию связной речи в группе старшего дошкольного возраста «ПОРТРЕТ ОСЕНИ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь