Воспитание в труде во все времена и на всех этапах развития общества являлось главной заботой всех народов. На протяжении многих столетий вопрос о воспитании трудолюбия интересовал выдающихся отечественных ученых (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, П. П. Блонский, П.Ф. Каптерев, и др.) и зарубежных ученых и педагогов (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, и др.) [1].
На сегодняшний день проблема формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста на социально-педагогическом уровне обусловлена образовательной направленностью на развитие социально активной и ответственной личности дошкольника, любящего труд, способного к преобразованию окружающего мира.
Трудолюбие, как качество личности, проявляется у старшего дошкольника в понимании необходимости трудиться, осознании общественного назначения труда, наличии знаний о труде взрослого и о профессиях, интересе к трудовым делам, желании и стремлении трудиться для себя и для других [1].
Как известно, на протяжении всего периода дошкольного детства игра является ведущим видом деятельности ребёнка, а так же выступает в качестве формы организации детской деятельности. В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность находится в тесной взаимосвязи с трудовой деятельностью. Таким образом, именно в игре осуществляется знакомство детей с трудом взрослых, в процессе которого у детей формируется положительное отношение к труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.
Экологические игры представляют собой средство экологического образования и формирования экологической культуры, которое стимулирует высокий уровень мотивации и интереса к природе. Именно формирование экологической культуры включает в себя формирование экологических знаний, экологических умений, навыков и привычек, качеств личности, связанных с отношением к природе, действенно-волевых качеств личности, в том числе трудолюбия. Это позволяет сделать вывод о том что, экологические игры помимо главной, приоритетной цели – дидактической, несут ещё и второстепенные цели, одной из которых является формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия.
Наиболее интересным видом экологических игр являются экологические сюжетно-ролевые игры, которые организуются и контролируются воспитателем. К данному виду игр относят игровую обучающую ситуацию (далее ИОС), которая представляет собой полноценную специально-организованную сюжетно-ролевую игру. В основе ИОС лежат следующие характеристики: игра имеет короткий и достаточно простой сюжет, основанный на определённой ситуации (из жизни или литературного произведения); организация ИОС требует наличия необходимых игрушек, атрибутики; для проведения данной игры специально организуется предметная среда; ИОС имеет в своей основе дидактическую цель, а также воспитательные задачи, в подчинении которым служат сюжет, роли и другие компоненты сюжетно-ролевой игры; инициатором, организатором и руководителем игры служит воспитатель.
С. Н Николаева выделяет три вида ИОС:
- ИОС с игрушками-аналогами, в основе которых лежат действия, манипуляции с игрушками, изображающими объекты природы (конкретные животные или растения);
- ИОС с литературными персонажами игры экологического содержания, связанные с использованием кукол, изображающих персонажей произведений (сказок, рассказов, мультфильмов и т.д.);
- ИОС типа путешествий – в основе данного вида игр лежит искусственная постановка путешествия, экспедиции, экскурсии на территории дошкольного образовательного учреждения [3].
Независимо от того, какой вид игровой обучающей ситуации проводит педагог: ИОС с игрушками-аналогами, с литературными персонажами или ИОС типа путешествий, в начале игры необходимо объявить название игры, объяснить сюжет, раздать роли, одну из которых взять на себя. В течение всей игровой ситуации, воспитатель исполняет взятую на себя роль, поддерживает разыгрываемую ситуацию, следит за развитием сюжета, а также исполнением ролей детьми [3].
В целях воспитания в детях трудолюбия педагог организует сюжетно-ролевые экологические игры на трудовую тематику. Воспитатель подбирает игрушки, соответствующие тематике игры и интересам детей старшего дошкольного возраста, специально организует пространство и предметную среду. Помимо этого важным условием проведения ИОС на тему труда является пробуждение у детей желания узнать как можно больше об интересующей их профессии. Например, в игре «Зоопарк» воспитатель задаёт детям ряд вопросов, которые заставляют их задуматься над некоторыми моментами: «Как вы думаете, существуют ли специальные правила осмотра зверей? Если есть, то какие?», «Как вы считаете, режим питания у всех животных зоопарка одинаковый?» и т.д.
Как уже было ранее сказано, в процессе сюжетно-ролевой экологической игры воспитатель выступает в качестве одного из участников: «А какую работу в ботаническом саду вы дадите мне? Я хочу быть цветоводом, что мне делать?» Дети осознают, что их знаний недостаточно для того, чтобы ответить на данный вопрос и поэтому стремятся восполнить их. Таким образом, создаётся предпосылка к активному расширению знаний о различных сторонах труда и профессий. Разъяснения, которые даёт воспитатель по ходу выполнения ребёнком игровой роли, повышают воспитательную ценность игры, делают её богаче и интереснее [2].
Важным моментом воздействия на детей в игре является личный пример взрослого. Это необходимо для того, чтобы уточнить обязанности играющих, расширить имеющиеся представления детей, обогатить их знания, подсказать, как нужно поступить в том или ином случае.
Воспитателю необходимо наблюдать за тем, какие стороны поведения взрослых отражаются детьми в процессе выполнения той или иной роли, как представляют себе дети содержание своей работы, её значение для окружающих и связь с трудом других людей.
Одним из приёмов, применяемых педагогом для формирования у детей трудолюбия, в процессе ИОС, является обсуждение качества выполненной ими работы (рефлексия). Такие обсуждения могут проходить как эпизод в самой игре, а иногда после игры [2].
Таким образом, грамотное использование различных экологических сюжетно-ролевых игр позволяет воспитателю в непринужденной форме обеспечивать овладение детьми практическими трудовыми умениями и навыками; знакомство с различным материалом, который с помощью преобразования становится результатом труда; освоение позиции субъекта труда; формирование системных знаний о труде взрослых. Все это позволяет повысить уровень воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.
Список литературы
- Крохина, С. Трудолюбие у старших дошкольников как ключевое качество личности в условиях подготовки к школе [Текст] / С. Крохина // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 3. — С. 86-93: ил. — Библиогр.: 93 с.
- Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 91 с.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
|