Мухаметханова Разиля Рафаковна. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.

Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.

С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, нормативно правовые документы федерального уровня. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся

представление педагогов о работе дошкольных учреждений. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и

 

Скачать презентацию

пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

В условиях ФГОС основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям,

призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.

С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и

жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,

учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя

своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не

станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений

отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям

отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления

традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть

главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и

российской государственности.

Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В

каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к

старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью

семьи, общества, государства. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и

сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать

подлинным патриотом» (С. Михалков). Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что

чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»,

так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле.

Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством

нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру,

служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с

детьми обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую

деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для

него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как

субъекту деятельности.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо строить свою работу

в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе

следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка

этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педагогического процесса;

дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его

психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание

разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельный подход; развивающий характер

обучения, основанный на детской активности. Всё это способствует развитию базовых

качеств личности, воспитанию любви к своему Отечеству, формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в

отдельности правильному развитию микроклимата в семье, исключает перегрузку

педагогического процесса, что в целом способствует реализации направлений программы

развития детского сада и повышению качества дошкольного образования. В общей

системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-

патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные

в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым

гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.

Подводя итог, хочется сказать, что воспитание любви к своей Родине – это

многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться

ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Именно игра поможет сделать,

чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному

городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,

отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он

изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не

осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную

роль в становлении личности патриота. Знакомясь с родным городом, его

достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный

временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой

культуры. Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию

содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая

представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Играя дети

незаметно для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родной стране,

о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое

главное — игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и

привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала.

Использованная литература: Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у

старших дошкольников. — М.: Пр., 1989. 2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова

С.А.. Родной край. — М.: Пр., Ильина Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и

пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные

задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50.

Просмотров: 508
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Непомнящая Наталья Владимировна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через туристско-краеведческую деятельность. «С чего начинается Родина?» …
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Артюшкина Ольга Владимировна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Козлова Елена Анатольевна Сова Татьяна Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
  • Косоухова Наталья Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников «Родной свой край люби и знай!»
  • Никитина Оксана Юрьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
  • Мымрина Елена Сергеевна. Реферат на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»
  • Галяветдинова Айгуль Минзияновна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Семиколенных Людмила Владимировна. Конспект непосредственно образовательной деятельности По теме: «Нравственно-патриотическое воспитание» «Усинск – город сердца моего».
  • Токарева Ирина Владимировна. «Нравственное воспитание детей как важный компонент образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в рамках реализации ФГОС ДО.»
  • Гудыма Наталия Юрьевна. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством художественно-эстетического развития
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Маргарита Исакова. Духовно-патриотическое воспитание в детском саду. Сценарий праздника 9 мая для детей среднего дошкольного возраста
  • Мердяева Марина Юрьевна. Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования
  • Харкевич Оксана Николаевна. Статья «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников через проектную деятельность»
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Гадаборшева Елена Сергеевна. Проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
  • Масютина Татьяна Геннадьевна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
  • Диц Галина Николаевна. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
  • Васильева Наталья Васильевна. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Петрякова Нелли Борисовна, Морева Ольга Александровна, Шандра Наталья Григорьевна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание у старших дошкольников»
  • Михайлова Оксана Григорьевна. Статья «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Пудова Светлана Валерьевна. «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь