С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. В первую очередь, нормативно правовые документы федерального уровня. Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся
представление педагогов о работе дошкольных учреждений. Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и
Скачать презентацию
пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
В условиях ФГОС основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными ценностями, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость, утрачиваются формы коллективной деятельности, происходит пропаганда ложных ценностей. Активно противостоять этим негативным тенденциям,
призваны детский сад и школа, которым обществом поручена высокая и ответственная миссия – формирование личности юного человека. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.
С самого раннего возраста необходимо обогащать знания и представления ребёнка о родном городе, стране, особенностях русских традициях; способствовать воспитанию сочувствия и сострадания к чужому горю, доброжелательного отношения к близким людям, товарищам по группе; приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине; формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Нравственно-патриотическое воспитание можно рассматривать как основную часть, одно из направлений образовательного процесса. Главная и конечная цель нравственно-патриотического воспитания – подготовка молодёжи к ответственному участию в жизни страны. Её суть заключается в усвоении идей и гуманистических ценностей, лежащих в основе современного конституционного порядка и организации жизни демократического общества.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и
жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства,
учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя
своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не
станет настоящим человеком и гражданином. В наши дни одно из направлений
отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям
отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления
традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственное возрождение – есть
главное условие выживания нашего общества, сохранения российского народа и
российской государственности.
Нравственность при общем сходстве у каждого народа имеет свои особые отличия. В
каждом народе своеобразно проявляются благотворительность, почтение к родителям, к
старшим, вежливость. Эти нравственные особенности возникают и растут под сенью
семьи, общества, государства. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и
сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом» (С. Михалков). Наш современник Д.С. Лихачёв отмечал, что
чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость»,
так как без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле.
Нравственные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством
нравственно-патриотического воспитания, а основной формой – служение добру,
служение людям. Специально организованная система образовательной деятельности с
детьми обеспечивает их психическое развитие, развивает мыслительную и речевую
деятельность, способствует включению ребёнка в начальный виток системы новых для
него социальных отношений к взрослым, знаниям, процессу их приобретения, к себе, как
субъекту деятельности.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо строить свою работу
в соответствии с конкретными местными условиями и особенностями детей на основе
следующих принципов: «позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка
этого возраста знаний); непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его
психологических особенностей, возможностей и интересов; рациональное сочетание
разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных,
эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельный подход; развивающий характер
обучения, основанный на детской активности. Всё это способствует развитию базовых
качеств личности, воспитанию любви к своему Отечеству, формированию доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в
отдельности правильному развитию микроклимата в семье, исключает перегрузку
педагогического процесса, что в целом способствует реализации направлений программы
развития детского сада и повышению качества дошкольного образования. В общей
системе воспитательной и образовательной работы детского сада нравственно-
патриотическое воспитание занимает очень большое место, поэтому основы, заложенные
в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым
гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
Подводя итог, хочется сказать, что воспитание любви к своей Родине – это
многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться
ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Именно игра поможет сделать,
чтобы впечатления детства у наших воспитанников стали истоками любви к родному
городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Чувство Родины начинается с отношения к семье, к самым близким людям – к матери,
отцу, бабушке, дедушке, с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он
изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не
осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную
роль в становлении личности патриота. Знакомясь с родным городом, его
достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный
временной период и в то же время приобщаться к богатством национальной и мировой
культуры. Важное место в ряду методов и приемов, направленных на реализацию
содержания программы занимает игра и прежде всего дидактическая игра, которая
представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Играя дети
незаметно для себя, закрепляют имеющиеся и приобретают новые знания о родной стране,
о родном городе, учатся осуществлять поисковые действия, мыслить и творить, а самое
главное — игры позволяют педагогу повысить личностную значимость и
привлекательность для дошкольников предлагаемого им краеведческого материала.
Использованная литература: Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у
старших дошкольников. — М.: Пр., 1989. 2. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова
С.А.. Родной край. — М.: Пр., Ильина Л. Н. Нравственно-патриотическое воспитание и
пути его реализации в детском саду [Текст] / Л. Н. Ильина, Г. И. Посохова // Актуальные
задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита:
Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 48-50.
|