Васильева Наталья Васильевна. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

Васильева Наталья Васильевна Воспитатель МБДОУ д/с №72 «Акварель»

Академик Д.С. Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16. 02. 2001 г.

Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Нравственное воспитание ребенка нужно начинать как можно раньше. Под влиянием взрослых у ребенка уже к пяти годам начинают складываться важные моральные чувства и понятия, некоторые нравственные черты поведения, такие, как трудолюбие, правдивость, уважение к старшим, доброжелательное отношение к товарищам. Нет детей по природе своей ленивых, лживых, злых. Подобные отрицательные проявления есть результат ошибок воспитания.

 

Дети очень чутки и восприимчивы, они прислушиваются к разговорам взрослых, приглядываются к отношениям родителей, перенимают все то, что делает папа и мама, старшие братья или сестры. Взаимоотношения взрослых членов семьи служат источником нравственного поведения ребенка. Поэтому и говорится что, первую школу морали он проходит в семье. От того, каков личный пример родителей будет во многом зависеть формирование поведение ребенка, его привычек, характера. Воспитательное воздействие семье постоянно, непрерывно – в этом его сила. «Не думайте, что вы воспитывайте ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни…Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями, и как вы смеётесь – все это имеет для ребенка большое значение…В воспитательной работе нет пустяков…Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…» — говорил А.С. Макаренко.

Личный пример родителей и воспитателей производят на ребенка большое впечатление. К ним относится он с любовью и симпатией. Ребенок уверен в том, что его мама и папа, любимые воспитательница – самые хорошие, самые красивые и самые справедливые люди. Он верит, что делают его родители, педагоги, он считает важным и необходимым, мечтает стать таким, как они. Таким образом, далеко не безразлично на каких примерах воспитывается ребенок. Среда, в которой он растет, играет важную роль в формировании его поведения, в выработке вкусов, привычек. Вот почему так важно, чтобы домашняя обстановка, семейный уклад, быт положительно воздействовали на ребенка. Это требует от взрослых большого внимания к своему поведению.

А мы, взрослые, иногда при детях бываем не сдержаны, резки, допускаем ненужные разговоры. Иногда достаточно бросить одну необдуманную фразу в присутствии ребенка, для того, чтобы у него зародилось сомнение, обострился интерес к тем жизненным явлениям, которые в дошкольном возрасте еще ему недоступны, и он понимает своеобразно, и искаженно. Главное условие правильного воспитания в семье – полное согласованность родителей в требованиям. Если отец запрещает то, что разрешает мать, а мать запрещает то, что разрешает отец, — это ребенка сбивает с толку. Кто же прав – отец или мать?

Чьим указаниям он должен следовать? А в дальнейшем он будет пользоваться такой недоговоренностью между взрослыми, и действовать так, как ему выгодно. Тяжело и взрослым и детям, когда в семье нет согласованности в вопросах воспитания. Даже совсем маленькие дети ведут себя по-разному, в зависимости оттого, с кем они находятся. Такая же двойственность поведения ребенка может возникнуть, если нет единства в требованиях в семье и детского сада.

Часто можно слышать жалобы мам на то, что поведение детей дома отличается от их поведения в детском саду. Почему это? Причина здесь в том, что отсутствует договоренность между детским садом и семьей. Ребенку трудно судить, кто прав – воспитатель или мама, и бабушка, и он ведет себя в соответствии с теми требованиями, которые предъявляются в детском саду и дома. А требования эти различны. Отсюда и двойственность поведения малыша.

Единство в требованиях дает возможность «упражнять» дошкольников моральных поступках, вырабатывать у него правильную оценку того, что хорошо, а что плохо. Ребенок постоянно будет закреплять навыки правильного поведения и в детском саду и дома. А требования эти различны. Отсюда и двойственность поведения малыша. Поведение ребенка будет более правильным, если в подходе к нему взрослые проявляют известный такт и умение. Окрик заставляет ребенка подчинятся, но не убеждает его необходимости поступать именно так, как этого требует взрослые. Бесконечные уговоры вызывают капризы, содействуют проявлению упрямства. Спокойный, ровный, требовательный тон лучше всего воздействует на ребенка. Воспитанию правильного поведения содействует строго установленный режим дня. Нравственное воспитание успешнее всего осуществляется в процессе деятельности, доступны ребенку – это игра.

Наблюдая за ребенком, когда он играет с другими детьми многое для вас раскроется. Легко увидеть хороший ли он товарищ, умеет ли он играть с другими детьми, если нужно уступить игрушку, поступиться со своим желанием ради других, не обидеть младшего, оказать ему во время помощь. Почти все свободное время ребенок проводит в игре.

В играх он отражает труд взрослых, все то, с чем постоянно встречается дома, в детском саду, на улице, и что больше всего произвело на него впечатление. Если игра правильно организована, она имеет исключительно важное значение в нравственном воспитании. В играх формируется такие черты характера, как выдержка, воля, настойчивость, смелость, честность, умение согласовывать свои интересы с интересами других. Нравственное воспитание играет решающую роль в развитии личности ребенка, в формировании его характера. Таким образом, мы воспитываем будущего человека нашего общества. Говоря о нравственном воспитании, нельзя не сказать об огромном значении художественной литературы в развитии личности ребенка.

Книга-могучее средство воспитания: живыми, впечатляющими образами воздействует она на ум и чувства ребенка, заставляет проникнуться симпатией к положительным героям, ненавидеть глупых, злых, жадных, завистливых. Живо откликается маленький «читатель» (или, вернее, слушатель) на интересную книгу. Вместе с героям литературного произведения он «путешествует» по просторам нашей Родины, по далеким странам, знакомится с их природой, узнает о жизни разных народов. Книжка заставляет ребенка размышлять, переживать и радоваться вместе с героем. Ребенок стремится подражать любимым героям: доброму дяде Степе ( «Дядя Степа» С. Михалкова), смелому пожарному Кузьме ( «Пожар С. Маршака) Сила педагогического воздействия книги на личность ребенка и его поведение неоспорима. «Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание-великое дело: им решается участь человека», — так говорил русский критик В. Г. Белинский о воспитывающем значении художественной литературы.

Список литературы:

1. Островская Л.Ф. О воспитании дошкольников в семье: О нравственном воспитании детей, 1963. -145с.

Просмотров: 536
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Дмитриева Надежда Михайловна. Роль эстетического воспитания ребенка дошкольного возраста и его отражение в авторских сказках Дмитриевой Н.М (Доры Люкс)
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Залуцкая Евгения Викторовна. ЕСЛИ ВАМ НЕ НРАВЯТСЯ НЕКОТОРЫЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ВАШЕГО РЕБЕНКА
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Бухарова Марина Васильевна. Практикум для родителей Тема: Как знакомить ребенка с математикой дома
  • Оксана Владимирова. Как вести себя, если ужалила ребенка пчела
  • Омётова Олеся Васильевна. Как подготовить ребенка к рождению брата или сестры
  • Ларюхина Наталья Валерьевна. Консультация для родителей 'Как отметить день рождения ребенка дома'
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Соловьева Алла Роальдовна. Дидактическое средство развития ребенка по музыкальному воспитанию в технологии «Лепбук» по теме: «Музыкальные истории Лунтика и его друзей»
  • Бутковская Светлана Иосифовна. Родительское собрание на тему «Формируем здоровую самооценку ребенка, или как воспитать уверенную личность с чувством собственного достоинства»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Бондарева Инна Алексеевна. Консультация для воспитателей 1 младшей группы «Сенсорное воспитание, как средство умственного развития ребенка»
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Кияница Лариса Анатольевна. «Здоровьесберегающая среда как средство воспитания, развития и социализации ребенка»
  • Мухаметханова Разиля Рафаковна. Нравственно-патриотическое воспитание и пути его реализации в детском саду.
  • Дементьева Наталья Владимировна. Консультация для родителей на тему: «Как на самом деле любить своего ребенка».
  • Селезнёва Галина Николаевна. Консультация для родителей: «Как подготовить ребенка к детскому саду?»
  • Башкардина Ольга Владимировна. Консультация для родителей 'Как сделать своего ребенка счастливее'
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Половинкина Ирина Евгеньевна. Авторская книга «Сказочка-развивалочка» как обучающий фактор для развития речи воспитанников дома ребенка
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Семенова Елена Васильевна. Родительское собрание с элементами тренинга для родителей «Поощрения и наказания ребенка в семье»
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Татьяна Александровна Рябинина. Родительское собрание 'Воспитание любви к родному городу и округу в детском саду и семье'
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь