Современные дети мало знают о своей семье, стране, родном городе, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к сверстникам по группе, очень редко сострадают чужому горю. Эта проблема стала очень актуальной в настоящее время. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание дошкольников выступило одной из годовых задач нашего дошкольного учреждения.
Следует отметить, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Однако в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
Исходя из этого, работа по воспитанию чувства патриотизма у детей включила целый комплекс задач: формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах России; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Более эффективно осуществлять работу с детьми старшего дошкольного возраста по данному направлению мы решили посредством художественно-эстетического развития как средства воспитания патриотических чувств.
Для начала, для детей старшей группы мы создали тёплую, уютную атмосферу. Каждый день ребёнка в детском саду был наполнен радостью, улыбкой, смехом, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
Нравственно – патриотическое воспитание пронизывало все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях.
Посредством познавательной деятельности ребята познакомились с народами Поволжья, природой Саратовской области, рассмотрели народные костюмы. В работе с детьми мы использовали коллекционирование игрушек животных средней полосы России, наглядные картинки, презентации.
На занятиях по конструированию дети конструировали на тему: «Дом, в котором я живу».
В работе с детьми по рисованию мы использовали картонные заготовки, трафареты, силуэты матрешки, русский самовар, хохломскую тарелку и ложку, народную игрушку, русский платок, городецкий цветок, флаг и герб России.
В лепке ориентировались на темы: «Глиняный кувшин», «Дымковская игрушка», «Расписная чашка с блюдцем», «Военная техника», «Самолет», «Космический корабль».
В аппликации ребята выполняли задания на темы: «Украшение салфетки», «Украшение пасхальных яиц и коврика», «Российский флаг», «Ракета».
В чтении художественной литературы с детьми мы использовали пословицы и поговорки, народные сказки, стихи и рассказы о природе, о дружбе, о войне.
На занятиях по музыке дети слушали народные и военные песни, классическую музыку, играли на музыкальных инструментах, а также в музыкальные игры, в том числе исполняли народные танцы и хороводы.
В свободное от непосредственной образовательной деятельности время ребята играли в дидактические игры: «Что из чего сделано?», «Животный мир», «Любимые сказки», лото «Сочетание цветов», «Транспорт», а также активно участвовали в театрализованной деятельности: вместе с детьми мы разыгрывали русские народные, экологические и другие виды сказок, с которыми впоследствии выступали на городских конкурсах.
Традицией, как для нашей группы, так и для всего детского сада, стало то, что мы всегда отмечаем народные и военно-патриотические праздники: «Новый год», «День Защитника Отечества», «Колядки», «Масленица», «День космонавтики», «День Победы», «День Защиты детей».
К работе по патриотическому воспитанию детей мы также активно привлекали и родителей: вместе участвовали во внутрисадовых и городских выставках и конкурсах семейных творческих работ, в подготовке к праздникам. Таковыми, например, стали конкурсы поделок ко Дню защиты животных, портретов и рисунков к 8 Марта, ко Дню космонавтики, проведение новогодних и других праздников. Благодаря такой совместной работе с родителями наши воспитанники занимали призовые места в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях. Большим шагом в воспитании патриотических чувств у детей стало совместное с родителями посещение краеведческого музея города Саратова, где можно было наглядно посмотреть на культуру и традиции народов Поволжья, природу Саратовской области.
Следует отметить то, что с помощью родителей в нашей группе был организован прекрасный уголок патриотического воспитания. На сегодняшний день в нем представлены фотографии, иллюстрации, символика нашей страны, различная художественная литература, конспекты занятий, дидактические игры, образцы народных костюмов, предметы хохломской росписи, куклы-обереги, саратовский калач из соленого теста.
Таким образом, можно сказать, что художественно-эстетическое развитие играет большую роль в патриотическом воспитании старших дошкольников, так как оно позволяет в большей степени закрепить и расширить знания детей о Родине, родном крае, природе, русских традициях и народах России, народных промыслах; проявить свои творческие способности, увидеть результаты своей работы; позволяет максимально привлечь родителей к сотрудничеству в области патриотического воспитания. Мы, в свою очередь, продолжаем активную работу по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, используя, помимо непосредственной образовательной деятельности, метод проектной деятельности, благодаря которому ребята получат больше знаний о своей малой родине, научатся гордиться ей, бережно относиться к природе родного края.
|