Белова Галина Петровна, Воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ детский сад № 6 январь 2015год
Нынешние дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от времени их родителей: другие ценности, идеалы, правила. Изменилось отношение людей к Родине. В наши дни воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста значимая задача.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру.
Скачать конспект
Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижение страны, в которой живет, готовность к любым подвигам во имя Отечества, желание стать его защитником и созидателем.
В детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности. Используются при этом различные формы, методы и приёмы. Работа по патриотическому воспитанию детей через ознакомление с государственными праздниками должна носить комплексный характер. Воспитание патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе.
Государственные праздники и символы России утверждены уже достаточно давно – в 2000 году. Они стали привычны, понятны, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако задача привития «чувства гордости, глубокого уважения и почитания праздников и символов государства Российской
Федерации, другой российской символики и исторических святынь Отечества» по-прежнему остаётся актуальной. В последнее время многое в российском обществе было переосмыслено, представления о государственной символике страны стали более глубокими. Овладение теоретическими основами поможет
педагогам в процессе работы с детьми и их родителями грамотно использовать термины и понятия, отвечать на возникающие вопросы, избежать методических ошибок при проведении занятий. При ознакомление с государственными праздниками можно использовать различные формы, методы и приёмы работы.
23 февраля (слайд № 1)
23 февраля в нашей стране очень важный государственный праздник. Это День защитника Отечества. Поэтому перед нами стоит задача как можно доступней, более развёрнуто познакомить детей с этим праздником. Форма работы может быть различной. На занятиях окружающего мира знакомим с праздником: это беседы о родах войск (у каждого рода войск есть своя форма, своя техника, условия службы и т.п.), дидактические игры и игровые упражнения: «Военные профессии», беседы о различной боевой технике на тему «Спецмашины», «Наши защитники в мирные дни» (слайды № 2, 3, 4, 5, 6, 7).
- По этой тематике можно разучить песни, например «Самолёт», «Наша Родина сильна», «С добрым утром», стихотворения, рассказы: А. Барто «На заставе», Н. Некрасова «Наша армия родная», В. Косовицкий «Будущий мужчина» т. д.
- Сделать на занятие аппликации — подарки для пап и дедушек, нарисовать рисунки.
- Организовать сюжетно – ролевые игры, например «Пограничник», «Лётчики на аэродроме».
- Провести праздничный досуг, на который пригласить пап и дедушек.
9 мая – День победы (слайд № 8, 9)
9 мая – День победы – самый главный праздник в нашей стране. В этот день весь российский народ чтит память павших героев. Все считают своим долгом принести цветы к могилам неизвестных солдат и мемориалам. Формы работы с деть могут быть различными:
Беседа «Город в блокаде», «Города – герои», «Балаково в Великую Отечественную войну».
Организовать конкурс стихов «Салют победы» между подготовительными к школе группами.
Провести конкурс рисунков, поделок сделанных совместно с родителями. Этим самым мы проделываем работу по взаимодействию с родителями. Провести сюжетно–ролевую игру «Смена караула», «Пограничники». Организовать торжественный утренник посвящённый Великой Отечественной
войне.
Организовать экскурсию к обелиску, чтобы отдать дань глубокого уважения тем, кто погиб за свободу народа и возложить живые цветы как символ бессмертия их подвига. В этот день все поют фронтовые песни и чествуют ветеранов. В определённый час по всей стране наступает минута молчания
(слайд № 10, 11).
12 июня – День России (слайд № 12, 13).
День России — это один из самых «молодых» государственных праздников в
нашей стране. А появился этот праздник 12 июня 1990 года. Это означало, что
Россия стала отдельным, самостоятельным государством. 12 июня – День России, день рождения Российской Федерации – свободного,
самостоятельного государства. Это – главный праздник нашей страны.
При ознакомление с праздником можно использовать различные формы работы.
Это могут быть беседы, что во главе нашего государства стоит Президент.
Дать информацию энциклопедического характера о гербе. Что символизирует
изображение, почему именно такой герб нашей страны.
На музыкальном занятие знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть
дети выучат его уже в начальной школе. С помощью педагога и музыкального
работника дети определяют характер музыки гимна как величавой,
торжественной.
Объяснить детям, что как правило, гимн звучит во время вступления в
должность президента, руководителей органов государственной власти, при
подъёме государственного флага и других официальных церемоний.
Когда звучит гимн, присутствующие должны стоять, а мужчинам следует снять
головные уборы. Если при этом происходит поднятие флага, присутствующим
нужно повернуться к нему лицом.
Также можно сделать детям самодельные пазлы герба, которые ребята будут
складывать.
Провести дидактические игры: «Найди герб России», «Герб Саратовской
области», «Составь свой герб».
Нарисовать рисунки, сделать поделки.
День рождения Российского флага (слайд № 14, 15).
Ежегодно 22 августа в России отмечается День Государственного флага.
Российской Федерации — это особый и сравнительно молодой праздник.
При ознакомление с праздником перед нами стоят задачи:
Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага.
Формировать элементарные представления о происхождении знамен.
Продолжать знакомить с символическим значением флага России; воспитывать
любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ.
Рассказать детям что раньше, когда наша страна еще называлась СССР, у нее
был красный флаг, в верхнем углу которого были изображены звезда, серп и
молот. Затем появилось новое государство, появился новый Государственный
флаг. Флаг Росси представляет собой прямоугольное полотнище из трёх
равновеликих горизонтальных полос: белой, синей и красной.
Расшифровка цветов гласит: белый символизирует благородство и
откровенность, синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие, а
красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь В детском саду в ходе предварительной работы на группах можно создавать
центры патриотического воспитания, где представлены Государственный герб,
флаг, гимн, портрет Президента России, Премьера- министра.
С детьми провести обсуждение, где можно увидеть флаг России (на
государственных зданиях, на военных парадах, на кораблях, самолетах и т. д.)
Также ознакомление происходит через дидактические и сюжетно-ролевые игры
такие как «Флаг России», «Узнай наш флаг», «Собери флаг России», «Выложи
флаг».
4 ноября – День народного единства (слайд № 15).
Как известно, 4 ноября отмечают 2 великих праздника, которые связаны с одним
событием — освобождением Москвы от польского владычества. Очень важно
объяснить детям, что же это за праздник такой и чем он так важен для народа.
Можно пересказать вкратце исторические события, как жилось в те времена
(XVI-XVII столетия) людям на Руси, через какие испытания пришлось пройти
каждому жителю земель русских. Также показать иллюстрации, более детально
расскажет, как все происходило в то тяжелое время.
Беседы о разных народах и национальностях России, о национальных костюмах
и традициях, о праздниках разных народов (слайд № 16, 17).
Провести сюжетно – ролевую игру «Праздник разных народов». Дидактические
игры «Назови правильно», «Укрась поднос», «Найди лишнее», «Собери
матрёшку».
Дать детям понять, что россияне — это единая нация, у которой есть общее
историческое прошлое и корни; что без единства нельзя построить крепкое и
могущественное государство.
Можно также нарисовать, слепить, сделать коллективную работу по аппликации.
12 декабря – День Конституции РФ (слайд № 18, 19, 20).
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
Формировать представления о том, что Конституция РФ является основным
законом государства, который необходимо соблюдать.
Познакомить детей с некоторыми правами обязанностями людей.
Развивать познавательный интерес к своей стране, ее законам.
Воспитывать стремление знать и соблюдать законы Российской Федерации.
Активизировать знания детей о своей Родине, ее символике и гимне.
Использовать рассказ воспитателя о Дне Конституции РФ. Что в Конституции
РФ записаны наши права, свободы и обязанности. По конституции нашей страны
мы имеем право на жизнь, имеем право выбирать профессию, имеем право на
отдых, жилье и медицинскую помощь. Все люди равны перед законом. И
каждого из нас защищает государство. Через милицию и суд. В Конституции
прописаны права ребёнка записаны: право на жизнь, право жить и
воспитываться в семье, право на всестороннее развитие.
В группе сделать уголок, который будет называться «Государственные
праздники» В подготовительной группе работу по ознакомлению с государственными
праздниками систематизировать, включив детей и родителей в игру «Новостная
лента». Лента из трех цветов это белый, синий, красный. Лента размещается на
стене, на которую прикрепляются картинки, иллюстрации, фотографии,
символизирующие государственный праздник. Каждый раз, перед
государственным праздником дать 2 – 3 детям домашнее задание на тему
предстоящего праздника. Ребята дома у родителей расспрашивают про праздник,
приносят вырезки, записи, фотографии, и утром в беседе дети рассказывают и
показывают то, что подготовили. Затем всё, что есть по этому празднику
прикрепляется к «Новостной ленте».
|