Сапрыкина Татьяна Васильевна. Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств и развитие духовности у детей дошкольного возраста.

Сапрыкина Татьяна Васильевна — воспитатель МБДОУ «Детский сад № 2 п. Верховье» Орловская область, Верховский район

«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…»

Владимир Путин

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.

В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития.

 

Скачать конспект

Патриотическое воспитание детей необходимо начинать еще в дошкольном возрасте, так как именно в этот период происходит основное формирование личности ребенка. Складывается духовная и нравственная основа, способ мышления, процесс осознания окружающего мира и себя в нем.

В своей работе по патриотическому воспитанию опираюсь на программу по ФГОС «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, также я изучила соответствующую литературу по данной теме. Анализ психолого- педагогической литературы показал, что воспитание патриотических чувств, приобщение детей к народной культуре, уделяют внимание многие психологи и педагоги. Такие авторы, как А. Я. Ветохина, З.С. Дмитренко, Г.Н. Данилина предлагают интегративный подход – включение содержания программы во все виды детской деятельности. При составлении перспективного плана я использовала литературу «Мы живем в России» Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова, результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно- нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая гордость за свою Родину. Первые чувства патриотизма. Доступны ли они детям? Дошкольникам доступно чувство любви к семье, к родному краю, к своей малой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного воспитания составила проект «Россия-родина моя».

Цель данного проекта:

? формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств, семейной, гендерной и гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Содержание проекта систематизировано по тематическим блокам:

Все блоки между собою тесно взаимосвязаны, пересекаются и плавно соединяются друг с другом.

Первоочередными в ходе реализации нравственно- патриотического воспитания решала следующие задачи:

Образовательные:

  • Углублять представления детей о семье.
  • Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории малой родины и страны.
  • Знакомить детей с родным поселком, его историей и достопримечательностями.
  • Углублять и уточнять представления о Родине-России.

Развивающие:

  • Развивать у детей умения самостоятельного применения полученных знаний в детских видах деятельности.
  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира.

Воспитательные:

  • Формировать чувства сопричастности к семье, детскому саду, поселку, родному краю, России.
  • Воспитывать чувство любви и уважения культурному наследию и природе своей малой родины и России.

Эти задачи, стоящие перед современным обществом, стали ориентиром в формировании нравственности у детей.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно — патриотическом воспитании, в своей работе использовала новейшие методики и технологии для решения этих важных задач. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Говоря об инновационных технологиях в нравственно-патриотическом воспитании, прежде всего, хочу рассказать о тех, которые использую в своей работе чаще всего: это проектные технологии, музейная педагогика, тематические акции совместно с информационно-компьютерными технологиями.

Технология метод проектов помогает в работе по данному направлению, так

как является эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых. Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

На базе дошкольного образовательного учреждения создан мини-музей

«Народных промыслов», который пользуются огромной популярностью, как у воспитанников, так и у их родителей.

Значимость мини-музеев достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают старинные предметы, вещи, репродукции, открытки и карты, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства

«Воспитание любви» – это и наша традиция, и актуальная задача. Конечно, далеко не каждого ребенка мы можем научить быть любящим человеком, но из года в год пытаемся это сделать, потому, что именно в этом видим гуманистический характер нашей воспитательной системы. Если мы не научим ребёнка любить, мы не привьём ему любви к Родине.

Я положила в основу своего воспитательного процесса те же начала, которые кладет в основу своего быта всякая нормальная семья, т.е. начала простоты и искренности отношений, общности интересов её членов, взаимного доверия, любви, терпения, правды и взаимопомощи.

На мой взгляд, именно с этих начал воспитывается любовь к своей земле, к своей стране. Я прививала детям понятие действенной любви к Родине, осознание важности и необходимости участия каждого человека в улучшении социальных условий жизни общества

Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств, которые начинаются у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, дедушке, бабушке. Большое влияние на становление ребёнка оказывает его семейное окружение. Осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребёнка позволяет значительно повысить его эффективность: развитие детского доверия к миру; чувство радости существования;

формирование начал личности.

Воспитывая детей на событиях тесно связанных с историей родного края, с его природой, культурой, бытом людей живущих рядом, тем самым, формируется глубокая привязанность к нему, чувство гордости за свой край.

Этому способствуют экскурсии по родному посёлку, знакомство с ведущими предприятиями посёлка, памятниками защитникам нашей Родины в годы ВОВ, павшим в Чечне и Афганистане, погибшим пограничникам

Решение поставленных задач во многом зависит от того, как организована предметно-развивающая среда, ее доступность. В группе организован уголок патриотического воспитания. Имеются карта нашей Родины, а также своей области и района, изображение флага, герба России, области, района, портрет нашего президента В.В. Путина, оформлены альбомы на темы: «Родная армия», «Москва – столица Родины моей», серия альбомов «Наш родной край», книжки о родном крае местных авторов, картинки, фотографии, различные схемы, рисунки, дидактические игры. Материал находится в доступном для детей месте. Ребенок может взять и посмотреть все, что ему интересно. Совместно с детьми рассматривали карту нашей Родины. Обращала внимание детей, какая большая наша страна, показывала место на карте, где живем мы. Нравится детям рассматривать на карте горы, реки, леса. Часто задают вопросы: где самые высокие горы, какая из них самая высокая гора, какая река самая большая, какое озеро самое глубокое и т.д.

В работе с родителями использовала разнообразные формы и методы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Традиционные формы работы: тематические консультации, педагогические беседы, родительские собрания, конференции, анкетирование, тестирование, дни открытых дверей, совместные мероприятия, информационно-просветительская работа (оформление стендов, папок-передвижек, памяток, буклетов). Нетрадиционные формы работы с родителями: защита семейных проектов (герб семьи), Составила с детьми и родителями родословное древо семьи. Предварительно рассказала родителям и детям об истории генеологии, о правилах отображения сведений о родстве. После составления генеологического древа в группе прошла выставка, где родители вместе с детьми делились секретами оформления родословной, рассказывали об интересных историях из жизни семьи, о своих предках.

При составлении родословной родители и дети сразу работали над составлением герба своей семьи. Семейные гербы получились интересными, разными, потому что не только дети увлеклись этим заданием, но и родители. И взрослые, и дети проявили большую активность и заинтересованность, творчество, фантазию в изготовлении семейной символике.

Также участие родителей в творческих конкурсах, вернисажи (выставки совместных работ, выполненных детьми и родителями), педсоветы с участием родителей, походы, выпуск тематических стенгазет, совместное участие детей и родителей в занятиях, собраниях, концертах, досугах, педагогический час вопросов и отчетов, семейные гостиные, «круглый стол» с родителями.

Традиционным в работе по нравственно-патриотическому воспитанию стало проведение тематических акций, с помощью компьютерных технологий готовятся листовки, содержание которых нацелено на повышение роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка.

В рамках празднования Победы в Великой Отечественной войне прошла патриотическая акция «Открытка ветерану» с целью привития детям патриотизма и уважительного отношения к ветеранам. Дети подготовительной группы совместно с родителями изготовили поздравительные открытки. Родители с ребятами ходили в Парк Победы и поздравляли ветеранов.

Таким образом, результаты работы показывают, что использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников создают необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе. Участие детей в проектной деятельности, включение музеев в образовательно-воспитательный процесс, проведение тематических акций совместно с информационно-компьютерными технологиями, дают возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дети приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле патриотического воспитания подрастающего поколения.

Просмотров: 572
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Урбанова Ольга Николаевна. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через краеведение при взаимодействии с родителями
  • Шевчук Надежда Николаевна. Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре и фольклорным традициям»
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Татьяна Банина. Виртуальный мини-музей как инструмент воспитания нравственно-патриотических чувств воспитанников ДОО
  • Старова Любовь Владимировна Лотоцкая Наталия Борисовна. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: Детям о Великой Отечественной Войне.
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Захарова Наталья Григорьевна. «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Кузнецова Елена Евгеньевна. Опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной'
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Фриуи Ольга. Формирование нравственно-эстетических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы в цветнике ДОУ.
  • Мартыновская Татьяна Александровна. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания
  • Новикова Наталья Васильевна. Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта 'Моя малая родина-военный городок'
  • Музафарова Гульнара Мавлитовна, Епифанова Марина Вячеславовна. Нетрадиционное родительское собрания на тему: «Воспитание любви к родному городу и краю в детском саду и семье»
  • Беговатова Галина Сергеевна. «Современные подходы в развитии патриотического и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Марина Мирошник. Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Кокина Галина Владимировна. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
  • Апарян Татьяна Николаевна. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Занятие с презентацией в старшей группе «День Победы»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Халюкова Ия Юрьевна. Консультация для родителей «Задачи и содержание музыкального воспитания детей в семье»
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания
  • А. Н. Барнышева, Л. А. Головина. ТЕХНОЛОГИЯ «ЛЭПБУК» В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
  • Макарова Людмила Андреевна. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для родителей.
  • Шахова Ольга Львовна. Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь