Кокина Галина Владимировна. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Автор: Кокина Галина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 65 «Калинка», город Нижний Новгород

Тема нравственности и патриотизма – ныне актуальнейшая тема для нашей страны, для русских людей, для педагогов. Как пробудить в ребенке чувство любви к родине, воспитать нравственные качества? Кто из нас, педагогов, не задавался этими вопросами. Нельзя заставить любить окружающую природу, людей, Родину. Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

Содержание образовательной программы реализует принцип уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации, формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения.

Весь комплекс задач по патриотическому воспитанию дошкольников мы разделили на несколько блоков. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Разрабатывая программу по ознакомлению с родным краем на новый учебный год, мы решили, что темами будут:

  • «Районы Н.Новгорода» — сентябрь
  • «История возникновения Н.Новгорода. Происхождение герба города» — октябрь
  • Знаменитые люди, прославившие Нижегородский край» — ноябрь
  • «Промышленность Нижегородской области» — декабрь
  • «Архитектура прошлого и настоящего» — январь
  • «История защиты Отечества. Виды флагов России» — февраль
  • «Сравнение разных росписей матрешек» — март
  • «Заповедники и музеи родного края» — апрель
  • «Памятники ВОВ. Символика Российского государства» — май

 

В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться. Большая роль отводится созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО. Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями, вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей действительности предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Поэтому нами были разработаны дидактические пособия, материалы по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой:

  • макет «Нижегородские театры»
  • макет «Нижегородский кремль»
  • макет «Русская изба»
  • лепбук «Любимый Нижний»
  • ширма «Виртуальная экскурсия в музеи Н.Новгорода»
  • мини-альбом «Музей народных промыслов».

Разработаны тематические папки:

  • «Гербы Нижегородской области»
  • «Промыслы Нижегородской области»
  • «Богатыри земли русской»
  • «Русские народные праздники»
  • «Русские народные игры»
  • «Народы России ближнего и дальнего зарубежья»
  • «Символы России»
  • «Профессии наших родителей»
  • «Семья» и др.

С помощью этих пособий дети могут познакомиться, закрепить знания о достопримечательностях, узнать, где возникли народные промыслы, которыми славится наш край. Данные пособия способствуют обогащению и закреплению знаний детей, развитию творческих способностей, желанию самостоятельно добывать знания.

Для закрепления и систематизации знаний педагогов по различным направлениям патриотического воспитания проводим открытые занятия:

  • «Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России»
  • «Дошкольникам о защитниках Отечества»
  • «Музыка в формировании нравственно-патриотического воспитания детей
  • «Богатыри земли русской»
  • «По страницам великой Победы» и другие.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей.

Большое внимание уделяется работе по ознакомлению детей с родным краем. Это — процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно добиться только систематической работой.

Начиная работу по воспитанию у детей любви к родному городу, краю педагог обязан сам хорошо его знать. Нашими силами были оформлены:

  • альбомы «Достопримечательности Нижнего Новгорода», «Достопримечательности Автозаводского района города Н.Новгорода», «Известные люди Н.Новгорода».
  • дидактический куб «Известные люди, прославившие город»
  • д.и. «Путешествие по Автозаводскому району»
  • лото «Нижний Новгород»
  • лото «Автозаводский район»
  • выставка тематических рисунков «Мой город», «Любимое место отдыха».
  • подборка книг о нашем крае «Драгоценное наследие Нижегородского края»

Особый интерес у детей вызывают праздники: «День защитников Отечества», «День Победы», так как жизнь многих родителей и дедов была связана с армией. В свободной деятельности мы с детьми рассматриваем иллюстрации о Российской Армии, памятных местах города и Великой Отечественной войне, читаем рассказы, учим песни и стихи. В нашем городе трудились, жили и живут герои Великой Отечественной войны, герои труда, им установлены памятники и мемориальные доски. Великая Отечественная война потребовала переориентации автозавода города на выпуск боевой техники. Заводские конструкторы и технологи оперативно разработали и подготовили к производству новые машины: вездеходы ГАЗ-64 и ГАЗ-67, бронеавтомобили БА-64, БА-64Б, танки: Т-60, Т-70. Наряду с грузовыми автомобилями завод развернул выпуск самоходных орудий, боеприпасов и различного военного снаряжения. Поэтому надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. На эту тему нами были изготовлены: Фото-ширма «Все о ВОВ», макет «Аллея славы», ретро-телевизор с выпускаемой продукцией автозавода, лепбук «Армия».

Подобраны тематические папки: «Награды Великой Отечественной войны», «Земляки-герои», «Книга памяти».

Праздники, посвященные дню Защитника Отечества и Дню Победы в детском саду, проходят с приглашением родителей. Особое удовлетворение дети получают от участия их родителей в спортивных состязаниях. Такие мероприятия способствуют не только сплочению семей, воспитанию гордости за своих родителей, но и воспитывают у детей гордость за нашу Родину, желание служить в армии, приносить пользу государству.

Важным условием нравственно — патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Совместно с родителями был разработаны альбомы: «Профессия наших родителей», «Мы за мир», «Семья», «Книга памяти». Результатом работы явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. Только совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволит воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться. Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, чтобы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.

Использованная литература:

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет» Москва 2007.

Чкалова О. Э. «Чкалов В.П.», Горький, 1978.

Морохин В.Н. «Нижегородские предания и легенды», Горький, 1971.

Просмотров: 479
Категория: По направлениям » Для детского сада » Нравственное воспитание детей




Другие новости по теме:

  • Москвина Алиса Александровна. Конспект мероприятия по нравственно — патриотическому воспитанию детей 6 – 7 лет на тему: «Встреча с ветераном тыла Великой Отечественной Войны»
  • Хакимова Лилиана Рафаиловна. Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Старова Любовь Владимировна Лотоцкая Наталия Борисовна. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста по теме: Детям о Великой Отечественной Войне.
  • Тазалова Наталья Александровна. Конспект НОД по нравственно — патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Какие народы живут в России»
  • Мудрова Анастасия Николаевна. Методическая разработка программы по воспитанию у детей средней, старшей и подготовительной к школе групп интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с родным краем «Камчатский край — люби и изучай»
  • Малыхина Ирина Александровна. Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: Рассматривание фотоальбома «Наш город». Здания, памятники города»
  • Курочкина Анна Андреевна. Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию «Герои Великой Отечественной войны, сражавшиеся на Мурмане» в старшей группе.
  • Андриянова Ольга Владимировна,Кузнецова Лариса Александровна. Конспект организации совместной досуговой деятельности детей и родителей на тему: «75 лет Победы в Великой Отечественной войне»
  • Шаманаева Елена Владимировна. Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
  • Юлова Анна Васильевна. Консультация для родителей «Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?»
  • Боева Наталья Владимировна. «Ознакомление детей с природой родного края — как средство нравственно-патриотического воспитания»
  • Смирнова Татьяна Григорьевна Соколова Светлана Николаевна. Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы «Лучший город Земли»
  • Кочеткова Елена Александровна. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством формирования любви к малой Родине»
  • Мухаметдинова Лилия. Консультация для родителей 'Воспитание у детей любви к родному краю'
  • Немкина Елена Владимировна. ПРОЕКТ «Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»
  • Мелентьева Наталья Александровна. Воспитание у дошкольников любви к Родине через ознакомление с природой родного края.
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Прокопьева Марина Гаврильевна. Педагогический проект на тему «Якутяне – герои Великой Отечественной Войны» для детей старшего дошкольного возраста
  • Таболова Зарема. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Муравьева Наталья Николаевна. Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Есть такая профессия — Родину защищать»
  • Рамзаева Ирина Васильевна. Методические рекомендации к разработке предметно — развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Рамзаева Ирина Васильевна. Методические рекомендации к разработке предметно — развивающей среды по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Малахова Надежда Викторовна. Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию детей подготовительной группы Тема: «В гостях у истории».
  • Макарова Людмила Сергеевна. Рекомендации для родителей по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
  • Людмила Викторовна Шанц. ДОКЛАД из ОПЫТА работы по теме «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ»
  • Бурова Татьяна Борисовна. Статья на тему: «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь