Воспитатель I квалификационной категории Бурова Татьяна Борисовна. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №37» города Сергиева Посада Московской области.
Я считаю, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Я считаю, для воспитателя это время благодатной почвы. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально — психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
В своей работе я выделяю
основные задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города)
- формирование духовно-нравственных отношений
- формирование любви к культурному наследию своего народа
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, друзьям.
Я поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей Родины через ознакомление с родным краем.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь.
Моя задача — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, я в основном строила её на занятиях, праздниках, экскурсиях.
Знакомила детей с народными промыслами, фольклором. Вместе с детьми с удовольствием принимала участие в фольклорных праздниках «Масленица» и «Ярмарка».
Одной из важных задач по нравственно — патриотическому воспитанию является установление тесной связи с семьёй.
Основной идеей моей работы является объединение усилий педагогов и родителей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», любовь к Отечеству.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации но и наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.).
«Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины.
Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, здесь расширяются возможности подачи информации посредством игры. Большое значение имеют семейные экскурсии.
Вместе с родителями и детьми мы посещали музей «Конный двор» экспозицию «Мир русской деревни», мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы, играли в народные игры. Все это вызывало интерес у детей и родителей.
|