Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Светлячок»
Подготовила воспитатель Бударагина Л.М.
ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
- Воспитывать у ребенка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
- Воспитывать уважение к труду.
- Развивать интерес к русским традициям и промыслам.
- Формировать элементарные знания о правах человека.
- Расширять представлений о городах России.
- Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
- Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны.
- Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей представлена следующим образом:
- Детский сад;
- Семья;
- Родная улица, район;
- Родной город;
- Страна, ее столица, символика;
- Права и обязанности (Конституция);
- Права ребенка (конвенция).
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу, учитывая следующие принципы:
- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Деятельностный подход;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В
СТАРШЕ — ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Сентябрь
«Мой любимый детский сад»
1. Развлечение "День знаний".
Цель: Дать детям представление о том, что знания нужны каждому, источник знаний — книги, старшее поколение, школа.
2. Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
Цель: познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада, углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них, вызвать желание им помогать, доставлять радость.
3. Занятие «Наш детский сад»
Цель: закреплять, углублять, расширять знания о работе воспитателя, помощника воспитателя, повара, врача.
4. Беседа: «Где аккуратность, там и опрятность»
Цель: закрепить знания и умения детей об этикете.
5. Экологическая экскурсия в осенний лес.
Цель: Способствовать углублению представлений детей о лесе: выявить знания детей о растительном и животном мире леса, развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу.
6. Занятие «Будем дружно мы играть»
Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно.
6. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления, воспитывать любовь к своему детскому саду; доброжелательное отношение к сверстникам; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
Октябрь
«Моя семья»
1. Занятие «Наша дружная семья».
Цель: формировать представление о составе семьи, воспитывать любовь и уважение к близким родным людям.
2. Занятие «Путешествие по родному селу»
Цель: Воспитывать у детей чувство любви к малой Родине, родному селу, систематизировать знания о достопримечательностях села, природе родного края.
3. Конкурсно – спортивная программа «Краски осени» среди старших групп двух детских садов на базе «Детско–юношеского центра»
Цель; систематизировать знания детей об осени, вызвать радостное переживание от совместной командной деятельности.
4. Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
Цель: прививать любовь и уважение к близким родным, уважение к их труду.
5. Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».
Цель: воспитывать любовь и уважение к родителям.
6. Рисование на тему «Моя семья»
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
7. Занятие «Пеку, пеку хлебушек».
Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба; дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
8. Фольклорный праздник «Осенины»
Цель: формировать знания детей об осенних явлениях природы, Развивать любознательность, желание узнавать что-то новое, воспитывать интерес и любовь к фольклору, оказывать на детей эмоциональное воздействие.
9. Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Цель: Вызвать интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с предметами быта, с русской печкой, назначением отдельных её частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, печурка, устье). Воспитывать интерес к русским народным сказкам, загадкам.
Ноябрь
«Наша Родина-Россия».
1. Беседа «Наша Родина-Россия».
Цель: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).
2. Беседа «Природа России». Цель: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
3. Беседа "Березка-символ России".
Цель. Воспитывать желание узнать больше о символе России-русской березке, выучить стихи и песни о березке, пробудить интерес к природе через художественно-поэтическое творчество. Прививать любовь к Родине.
4. Занятие по аппликации «Люблю березку русскую»
Цель: вызвать желание отражать в своей работе впечатления и представления о своей малой Родине, воспитывать любовь и уважение к ней.
5. Интегрированное занятие «Государственные символы России».
Цель: познакомить с Государственным флагом и гербом России, назначении, символике цветов и их взаиморасположении.
6. Беседа «Кто людям добра желает, тот сам его добывает»
Цель: учить понимать себя через познание своих чувств, способствовать развитию умения угадывать чувства и настроение другого человека, воспитывать чувство сострадания, милосердия.
7. Конкурс чтецов «Стихи о маме».
Цель: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.
8. Занятие «Государственный гимн России»
Цель: познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них, коммуникативные умения.
9. Занятие «Мамы всякие важны, мамы всякие нужны»
Цель: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях.
10. Праздник ко Дню Матери «Мама, милая моя!»
Цель: прививать чувства любви и заботы о маме».
11. Развлечение «Детское сердце открыто для дружбы»
Цель: Продолжать закреплять представления детей о дружбе, формировать понятия «друзья», «товарищи». Учить быть внимательными, доброжелательными к сверстникам, заботиться о младших. Закрепить правила настоящей дружбы.
Декабрь
«Новый год у ворот»
1. Беседа: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо.
2. Занятие «Страна моя родная!».
Цель: продолжать знакомить с родной страной (города, гимн, флаг России); развивать чувство гордости за страну. Вызвать желание больше узнавать о России.
3. Изготовление альбома «Родная сторонушка».
Цель: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном крае.
4. Развлечение «О правах играя».
Цель: расширять знания детей о правах ребёнка в доступной для них форме.
5. Беседа «Животный мир нашего края».
Цель: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.
6. Занятие: «Что за праздник Новый год?»
Цель: расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.
7. Проведение конкурса «Ёлочка — колкая иголочка».
Цель: воспитывать у детей желание что-то придумывать и творить вместе с родителями.
8. Праздник «В гостях у новогодней сказки».
Цель: создать у детей радостное настроение.
Январь
«Народные праздники»
1. Занятие «Народные праздники на Руси. Рождество, святочная неделя»
Цель: Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – Рождество, «Святки», традициями ряжения, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок – величальных песен хозяину и всей его семье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.
2. Развлечение «В гости коляда пришла».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам.
3. Выставка детских рисунков «Ангел мой всегда со мной».
Цель: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои представления и впечатления от праздника.
4. Беседа "Зимушка — зима".
Цель. Расширять знания детей о зимних сезонных изменениях, о зимних забавах.
5. Занятие «Доведи дело до конца».
Цель: учить детей доводить начатое дело до конца, не бросать на полпути свою работу, учить предвидеть результат.
6. Беседа «Наше село, его прошлое и настоящее».
Цель: познакомить детей с историей возникновения родного села, развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».
7. Рассматривание фотографий с изображением знакомых мест в селе, в районе.
Цель: прививать интерес и любовь к родному селу, району.
8. Занятие по аппликации «Дома нашего села»
Цель: Обобщить представление детей о домах (их сходства и различия, форму и строение сельского и городского домов), воспитывать любовь к родному селу.
9. Беседа "Народные промыслы".
Цель. Формировать понятие о русской народной игрушке; прививать интерес к русскому прикладному искусству; создавать и творить по мотивам русского народного творчества.
Февраль
«Сильны и могучи богатыри славной Руси» (ко Дню защитника Отечества).
1. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
Цель: расширение кругозора.
2. Слушание в записи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.
Цель: познакомить с подвигами богатырей.
3. Беседа о традициях и обрядах праздника – Масленица.
Цель: повышение интереса к традициям русского народа, приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии
4. Занятие "Моя родословная".
Цель. Учить детей любить свою семью, вызвать интерес к своей родословной, желание рассказать о своих папах, дедушках, старших братьях, дядях.
5. Беседа "Мы все разные, но мы все равны".
Цель: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.
6. Праздник «Масленица».
Цель: воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.
7. Изготовление подарков для пап и дедушек.
Цель: прививать желание заботиться о своих близких родных.
8. Занятие «Кто сторожит тишину?» (с презентацией о родах войск Российской Армии)
Цель: расширить представление детей о Российской армии, закрепить знания о разных военных профессиях и родах войск; рассказать о людях, прославивших нашу страну в годы войны, о том как, люди чтят их память.
9. Конкурсно-спортивно-игровая программа «C днём Защитника, герой».
Цель: формировать представления об одном из главных праздников страны-Дня Защитников Отечества, развивать у детей быстроту, выносливость, силу,
воспитывать уважение к старшим членам семьи, людям, служившим в армии, любовь и гордость за свою страну.
10. Русские народные игры по народному календарю.
Март
«Моя мама»
1. Игровое занятие «Сердце матери лучше солнца греет».
Цель: развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к её труду. Приобщать к художественной литературе.
2. Изготовление подарка мамам, бабушкам.
Цель: воспитывать желание порадовать мам, бабушек.
3. Праздник к женскому международному дню 8 марта «Русский сувенир».
Цель: Знакомить детей и родителей с народно — прикладным промыслом России, закреплять знания детей о видах росписей, о народных танцах и народных музыкальных инструментах, воспитывать любовь и уважение к своим близким, желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.
4. Игра – путешествие «Москва– столица России».
Цель: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.
5. Сюжетно — ролевая игра «Дочки – матери».
Цель: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.
6. Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки».
Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству.
7. Выставка детских рисунков «Маму свою очень люблю»
Цель: прививать чувства любви к маме и заботы о ней.
8. Занятие "Прогулка по весеннему парку".
Цель. Воспитывать любовь к природе, к птицам; желание заботиться о них
Апрель
«Наши космонавты»
1. Занятие «Покорение космоса».
Цель: дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать и мечтать
2. Занятие "Земля — наш общий дом".
Цель. Продолжать знакомить детей с понятием "Земля -наш общий дом", с тем, что на Земле много стран и много разных народов, что всем нам надо жить в мире и согласии.
3. Развлечение «Ждут нас быстрые ракеты».
Цель: закрепить знания детей о космосе, о первых космонавтах, развивать у детей ловкость, быстроту, силу, выносливость, воспитывать чувство уважения к людям.
4. Беседа «Я и мое имя».
Цель: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.
5. Занятие по рисованию «Украшаем пасхальные яйца»
Цель: Познакомить детей с историей праздника Пасхи, особенностями подготовки к нему, способами росписи пасхальных яиц.
6. Праздничное игровое занятие «Пасхальные встречи».
Цель: Продолжать знакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа красить яйца, печь куличи. Воспитывать гостеприимство, желание быть добрым, щедрым.
7. Беседа «Знамя Победы».
Цель: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.
8. Занятие «Этот день Победы».
Цель: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.
Май
«Праздник Весны»
1. Развлечение «Веснянка».
Цель: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.
2. Экскурсия к вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.
Цель: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.
3. Праздничное тематическое занятие «Поклонимся великим тем годам»
Цель: Познакомить детей с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Познакомить с музыкально-эстетическим творчеством на военную тематику: пословицами и поговорками, песнями. Воспитывать уважение и чувства благодарности к защитникам Отечества.
4. Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».
Цель: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.
5. Совместное развлечение с учащимися 1 класса МОУ СОШ № 2 "Веселое путешествие друзей".
Цель. Прививать интерес к школе, желание учиться в школе
6. Беседа «Бабушка и дедушка вместе». Цель: расширять представление о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим, стремление помогать им.
7. Конкурс рисунков «Мой родной край». (Совместно с родителями).
Цель: воспитывать любовь и уважение к нашей малой Родине.
8. Развлечение «День защиты детей»
Цель: продолжать знакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.
Список использованной литературы:
- В.Н. Вишневская Программа духовно-патриотического воспитания детей 5-7 лет, «Свет Руси», Н.А. Арапова-Пискарева,
- Программа нравственно-патриотическое воспитания дошкольников «Мой родной дом», Л.В. Кокуева
- Методическое пособие «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Е.Ю. Александрова,
- Ю.П. Гордеева «Система патриотического воспитания в ДОУ».
- Ветохина А.Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
- Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М: Мозаика – Синтез, 2004.
- Мосалова Л.Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
- Программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой– М.: Мозаика – Синтез, 2010
|