Доманова Елена Ивановна, старший воспитатель детского сада № 69 ОАО «РЖД» г. Брянска
Модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентирует педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения.
Мы решили, что одним из таких методов является детское экспериментирование, поэтому выбрали в качестве темы инновационной деятельности «Опытно-экспериментальную работу с детьми дошкольного возраста в рамках реализации экологического образования». Главное достоинство его заключается в том, что ребенок получает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента происходит обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и делать выводы стимулирует речевое развитие детей.
Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и овладение умственными приемами и операциями, которые составляют умственные умения.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. При формировании основ естественно-научных знаний и экологических понятий экспериментирование также необходимо.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Использование этого метода обучения пропагандировали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и др. Обобщая собственный богатый фактический мате-риал, Н.Н. Поддьяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. По его мнению, фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все деятель-ности ребенка, включая и игровую, причем последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
В нашем детском саду созданы определенные условия для решения задач экологического образования. Мы исходим из его мировоззренческого значения и того, что оно не является изолированным направлением, поэтому стремимся к проникновению экологического образования во все сферы организации педагогического процесса в ДОУ. В условиях детского сада мы используем элементарные опыты. Они имеют следующие особенности:
- результат неизвестен только детям;
- в процессе опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
- в работе используется обычное бытовое и игровое оборудование.
Цель нашей инновационной деятельности мы видим в формировании у детей дошкольного возраста элементарных экологических представле-ний посредством активного включения в деятельность экспериментальных и исследовательских методов. Для ее реализации необходимо:
- Осуществлять познавательное развитие детей в экспериментальной деятельности.
- Дать дошкольникам элементарные естественнонаучные и экологические знания и понятия.
- Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, описывать, строить предположения и предполагать способы их проверки, устанавливать причинно-следственные связи.
- Воспитывать у детей стремление к самостоятельности в поведении и приобретении знаний.
При этом следует помнить, что детское экспериментирование имеет большое значение для интеллектуального развития и формирования творческой активности ребенка если:
- происходит реальное взаимодействие с реальной развивающей средой;
- среда разнообразна и содержит факторы неопределенности и новизны;
- у ребенка целенаправленно формируется представление об относительности, противоречивости знаний;
- дети получают навыки построения экспериментальной деятельности;
- у дошкольников формируется элементарное представление о тесной связи двух путей познания теоретического и эмпирического, об их возможностях и ограничениях.
При построении системы работы мы учитывали следующие принципы: непрерывности детского развития; целостности развивающейся педагогической системы как совокупности целого, содержательного, организационного, методического и управленческого компонентов; гуманизации воспитательно-образовательного процесса и ориентации на личность ребенка, что предусматривает создание условий для полноценного проживания каждым ребенком своего детства; соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка; освоения общечеловеческой культуры.
В нашем дошкольном учреждении в результате реализации инновационной деятельности коренным образом поменялось оснащение предметно-развивающей среды детского сада: оборудована экологическая комната, в каждой группе есть уголки природы и экспериментирования, разработаны тематические перспективные планы. В ДОУ функционируют кружки «Юный эколог» и «Почемучки», дети проводят опыты и эксперименты, более углубленно знакомятся с объектами живой и неживой природы.
Мы на практике убедились, что опытно-экспериментальная работа является эффективным средством развития познавательной активности дошкольников. Педагоги, используя современные методики и технологии, способны повысить качество образования детей, а также совершенствовать свое профессиональное мастерство. Экологическая проблематика, в свою очередь, способствует формированию такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.
|