«Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – И он умер у меня на ладони. И тогда я понял, Что прикоснуться к красоте Можно только сердцем». Гвездослав Павол словацкий поэт.
Все мы — дети Природы. Каждый человек с малых лет должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Сегодня, как никогда экологическое образование стало одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности за судьбу нашего общего дома — планеты Земля. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Наша задача — формирование у детей дошкольного возраста экологической образованности и культуры поведения к природе.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личной культуры. Дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания – наблюдением и копированием поведения взрослых. Стало быть, способы природоохранного экологически грамотного поведения взрослых ставятся во главу угла.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно –правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. (5, с.3)
Во взаимодействии с естественной окружающей средой ребенок – активный субъект. Через общение, наблюдение, экспериментирование, игру, природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт. Он должен ощутить собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, понимать то, что наблюдает, правильно выражать свои мысли, озвучивать чувство. Показателями такой активности является: эмоциональное восприятие естественной окружающей среды; взвешенная самостоятельность в поведении; навыки практической жизни в естественной окружающей среде, достоинство в отношении к его компонентам; владение средствами самозащиты, умение преодолевать трудности (1.).
Все вышесказанное позволяет отметить, что формирование экологической культуры — это основное средство воспитания у детей осознанного правильного отношения к природе. Осознанно-правильное отношение к природе является важной, необходимой областью теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями.
Инновационные педагогические технологии позволяют сформировать у детей дошкольного возраста основы экологической культуры, научить их бережно относится к природе, любить свою родину.
Приведем примеры инновационных форм экологического образования по возрастам (4, с. 88)
Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования — это организация проектной деятельности. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаю его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
- Младшая группа: огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; занятия, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа. Экологические проблемы решаются на занятиях кружка «Озорные кисточки». Педагог научила детей изготавливать красивые наряды из оберточной бумаги, фантиков; игры-ребусы, игры-исследования, игры-опыты (4, с. 88).
Так же был реализован долгосрочный проект «Времена года» и «Особенный цветок». Цель проекта «Времена года»: формирование начальных представлений о временах года. В ходе проекта дети знакомились с характерными особенностями каждого из времен года, с трудом взрослых, вели наблюдения за объектами живой и неживой природы. Цель проекта «Особенный цветок» — развивать интерес к развитию и росту комнатных растений. В рамках реализации проекта с детьми проводили организованную образовательную деятельность, разучивали стихи о комнатных растениях, рассматривали журналы, иллюстрации, фотографии комнатных растений, организовывали экскурсии в соседние группы, дети наблюдали за трудом взрослых: пересадка, посадка комнатных растений, полив, опрыскивание.
- Средняя группа: в каждой группе детского сада имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы — краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведённое для экскурсии по экологической тропе; огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; экологическая лаборатория, в которой есть все необходимые для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты с помощью системы очистки воды, занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учиться ставить себе исследовательские задачи и успешно их решает; Работа с родителями – это КВН, викторины, совместные вечера досуги, брейн-ринги, традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала «Мои рученьки, мамины ручки и папины руки», экологические праздники, беседы за круглым столом, совместные походы за пределы участка (4, с. 88).
В средней группе был реализован проект «Наши друзья – деревья», цель проекта — формирование у детей представления о деревьях, как о живых организмах; развитие познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста; воспитание бережного отношения к природе. В ходе проекта совместно с детьми наблюдали за деревьями на территории детского сада, рассматривали иллюстраций различных деревьев, читали стихи и рассказы о деревьях, рисовали красками на тему: «Деревья», делали аппликацию методом обрывания: «Во поле береза стояла», беседовали о деревьях. В результате проекта дети научились различать деревья по листьям, плодам и коре, оформили альбом «Деревья нашего участка», изготовили макет дерева.
Интересно был организован проект «Рыбы», цель проекта — систематизирование и обобщение знаний детей о рыбах. В ходе реализации проекта у детей сформировались представления о разнообразии обитателей водоемов. Дети имеют представление о внешнем виде рыб, знают способы передвижения рыб и способы их защиты от врагов, изучили среду обитания рыб и рассмотрели цепи питания обитателей водоемов, из подручных средств изготовили аквариум.
Цель проекта «Домашние животные» — формирование представлений у детей о домашних питомцах, условиях их содержания и ухода за ними, воспитание гуманного и бережного отношения к животным. На подготовительном этапе проекта были сформулированы проблемные вопросы, подобрана необходимая литература. На практическом этапе работу над проектом осуществляла с учётом принципа интеграции образовательных областей, организовывала все виды детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной. На заключительном этапе была проведена выставка страничек альбома «Домашние питомцы».
- Старшая и подготовительная к школе группа: в каждой группе имеется экологический уголок, где на видном месте вывешен план экологической тропы, краткое описание маршрута, необходимые мероприятия, указано время, отведенное для экскурсии по экологической тропе; имеется огород, где каждая группа имеет свои грядки, на которых дети высаживают различные растения, получают практические навыки ухода за ними, наблюдают за их ростом. Так же есть уголок леса, сада, цветники; создана экологическая полиция, членами которой являются дети. У неё своя форма: зеленые пилотки и зеленые галстуки. Это игра, но дети серьезно относятся к своим правам и обязанностям. Дел не мало: надо подлечить поломанное дерево, объяснить, что нельзя рвать листочки и цветы, проверить чистоту на участке, вовремя ли поливаются цветы, ухожены ли грядки на огороде, насыпан ли корм зимой для птиц в кормушки; конкурсы «Родному городу- чистоту и порядок». Дети принимают в нем самое активное участие, с нетерпение ждут подведения итогов, испытывают гордость за свой детский сад и удовлетворение в том, что и они вложили частицу своего труда в эту победу.
В работе над проектами используем опытно- исследовательскую технологию, которая способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты проводятся на основе уже имеющихся у детей представлений, которые они получили в процессе наблюдений и труда. В ходе опыта учим детей высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи. При обсуждении результатов опытов подводим детей к самостоятельным выводам и суждениям. Опыты с детьми организуются подгруппами с различными объектами живой и неживой природы. В младшей группе проводили опыты по определению свойств воды, определяли «Где прячется воздух?» и другие. В средней группе проводили опыты: «Сравнение свойств льда и снега», «Влияние света на рост растений», «Проращивание семян», «Сравнение свойств мокрого и сухого песка», «Из чего птицы строят гнезда». Применение опытно-экспериментальной технологии является наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов, ознакомления детей с окружающим миром, развития наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира.
Игровую технологию используем как в проектной, так и в свободной деятельности детей. Игры экологического содержания организуются с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Дидактические игры используем не только в свободной деятельности детей, но и включаем в организованную образовательную деятельность, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образа жизни, в некоторых играх отражаются явления неживой природы. Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в которой ребенок мог бы познать окружающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними (2).
Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды – экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования (3).
Экологическая тропа – это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. При организации работы на экологической тропе учитывались возрастные особенности. Работа строилась интересно и содержательно, что решало практически все задачи экологического образования и воспитания детей.
Огромный интерес у детей вызывает совместная деятельность по составлению классификаций и коллекций. Умение относить объект по совокупности ряда признаков к тому или иному классу дает ребенку возможность лучше познать окружающую природу, выделить в объекте новые качества, свойства, научиться вычленять признаки различия и сходства. Дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в составление классификации минералов, растений, овощных культур, животных и др.
В ходе работы мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и исследовательской деятельности, чтение книг, на занятиях по изобразительному искусству и музыкальных занятиях. (7).
Игры-ребусы, игры-опыты, игры- исследования дают новые впечатления о жизни и труде людей, о состоянии природы и ее изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.
На занятиях по изо с помощью красок дети передают «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, темные цвета.
Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств словами звуком (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образы из мира природы давало возможности ребенку прочувствовать его состояние. Проведение праздника экологического характера также помогло детям ощутить себя частью природы, детям нравились репетиции, они с удовольствием выступали не только друг перед другом, но и перед детьми из других групп и конечно же перед родителями.
Информационно-компьютерные технологии используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. Знакомя детей с природой, используем разнообразный материал на электронных носителях: звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.); мультимедийные презентации (обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире). Мультимедийные экологические игры включаются как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность.
Проблему формирования эко-культуры можно и нужно решать с помощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологического содержания, на которых они были не просто зрителями, а и активными участниками. Был проведен КВН на тему: «Мы – друзья природы», анкетирование родителей, родителям был предложен список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями мы выпустили газету экологической направленности. Они помогали благоустраивать территорию ДОУ: перекапывали землю возле деревьев, собирали семена цветов, подрезали кусты.
Экологические знания в воспитательно-образовательной работе дети получали как на занятиях, так и в процессе комплексного использования различных видов деятельности (труде в природе, наблюдениях, играх и др.) Данная работа опиралась на следующие основные принципы:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями материале
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с природой, игры)
- в-третьих, активного включения детей
- в-четвертых, использование личного примера, который являлся очень ценным в воспитании.
Таким образом, целенаправленная, систематическая работа по экологическому образованию дошкольников, с применением инновационных технологий, способствует развитию начал экологической культуры, осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы; развивает экологическое мышление, творческие способности, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. Дети с удовольствием общаются с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
Литература.
- Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников/З. Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011.
- Варивода В. С. Экологическое воспитание дошкольников. 3-е изд. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2011- 122с.
- Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. – 2010. — №7. с. 3-9.
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56с.
- Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. – с. 10-14.
- Ковинько, Л.В. Секреты природы — это так интересно! /Л. В. Ковинько. — Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.
- Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. — № 6. – С. 28-31.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 184с.
- Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 257с.
- Панько Е.А. «Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении: базисная программа и методические рекомендации /под редакцией Панько Е.А. 3- е издание. – Минск: НМЦентр, 2008. – 471с.
|