«Расскажи — и я забуду,
покажи – и я запомню,
вовлеки – и я пойму».
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
В своей работе мы решили использовать только элементарные опыты и эксперименты, в частности:
- по характеру решаемых задач — они неизвестны только детям;
- процесс этих опытов не содержит научных открытий, а формирует элементарные понятия и умозаключения;
- они практически безопасны для детей;
- используем обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование
Работу по созданию уголка мы начали с подбора литературы по теме, написания картотеки «Детское экспериментирование», подбора дидактических игр, картинок, схем, иллюстраций.
Скачать конспект
Основным условием решения задач в нашей группе по созданию опытно-экспериментальной деятельности является организация развивающей среды.
В группе была создана мини — лаборатория (центр науки)
Оборудование в мини – лаборатории
Для поддержания интереса к экспериментированию практикуем задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени разнообразных сказочных героев.
Совместно с детьми проводим такие опыты, как
«Свойства воды»,
«Свойства бумаги»
Опыт: «Сила магнитов»
Исследуя состав почвы, сравниваем свойства песка и глины
Так же проводили занимательный опыты со статическим электричеством «Понятие об электрических зарядах».
Работая по данной теме, мы наблюдаем за детьми, за их желанием самостоятельно экспериментировать.
Так мы проводили с детьми длительные наблюдения за прорастанием лука, петрушки, салата, цветов, за распусканием листочков на разных ветках (вербы, березы) и т. п.
Постой эксперимент на прогулках и экскурсиях.
- Дети замечают, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.
Так же учим детей правилам безопасности при проведении опытов. Для этого используем карточки.
- Специально организованные занятия по экспериментированию мы проводим на основе самостоятельного составления конспектов и использования конспектов из опыта работы других педагогов.
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования.
- В итоге дети активно участвуют в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действуют с предметами, выявляя их особенности. Они проявляют желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выясняется в беседах с родителями и детьми.
Взаимодействие с семьями воспитанников по развитию детского экспериментирования
Формы работы:
- анкетирование «Организация Экспериментально-исследовательской деятельности детей дома»
- привлечение родителей к созданию познавательно-развивающей среды
- домашняя работа по поиску информации
- родительское собрание «Роль семьи в развитии интереса к опытно-экспериментальной деятельности дошкольников»
- оформление наглядной информации
- создание мини-музея
- консультации, беседы
созданы мультимедийные обучающие презентации «Почему желтеют и падают листья?», «Где спит солнышко» «Почему бывает радуга»
После проведения собраний, консультаций родители вместе с детьми стали проводить опыты дома.
Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Наши родители стали охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.
Перспективы развития:
- Таким образом, в дальнейшем необходимо:
- продолжить работу по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность
- продолжать развивать предметно-развивающую среду с учетом ФГОС.
- активно привлекать родителей к участию в развитии познавательной активности дошкольников.
- Можно сделать вывод: внедрение познавательно-исследовательских методов в образовательный процесс — это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.
|