Задачи.
- Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
- Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.
План проведения.
- Вступительное слово воспитателя.
- Ход собрания сопровождается мультимедийной презентацией.
Проведение опытов:
3. Итог собрания.
Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.
Ведущий: Бескровная С.М., воспитатель.
Ход собрания
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.
Задача взрослых – создавая условия для формирования мировоззрения.
Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.
С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.
Уважаемые родители, с начало вспомните и назовите свойство воздуха (ответы родителей).
Ведущая: Сейчас мы это проверим.
Свойства воздуха:
- Воздух существует;
- Воздух невидим;
- Воздух не имеет вкуса;
- Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;
- Мы дышим воздухом;
- Есть ли вес у воздуха;
- Воздух очень легкий;
- Воздух легче воды;
- Горячий воздух легче холодного;
- Ветер – это движение воздуха;
- Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;
- Воздух давит на предметы во все стороны;
- Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.
Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».
Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.
Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)
Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)
Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.
Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)
Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.
Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)
Ведущий: Уважаемые родители, вспомните и назовите свойства песка. (Ответы родителей.)
Ведущий: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:
Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды
Ведущий: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы родителей.)
Ведущий: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.
Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с водой и выявить его с свойство. Опыт называется «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».
Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.
Ведущий: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)
Ведущий: Как это проверить? (Ответы родителей.)
Ведущий: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)
Ведущий: Давайте заполним их водой.
Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)
Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах.
Ведущий: Уважаемые родители, а теперь сделайте вывод. (Ответы родителей.)
В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям.
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные — для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).
- Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.
- Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
- Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)
Ведущая: Правильно.
- Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
- Во-вторых, с воздухом.
- И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.
Ведущий: Уважаемые родители, для начала мы с вами проведем научные эксперимент с водой.
Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.
Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?
Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.
Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.
Ведущий: Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.
Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю провести эксперимент.
Родителей приглашают к столу. На столе немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.
Ведущий: Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!
Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе.
При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!
В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Исследуем вместе.
Список литературы и интернет источники:
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 -128с,, ил. — (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).
|