Подготовила: Москалёва О.М., воспитатель.
Цель: расширение знаний педагогов о роли опытно — исследовательской деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Задачи:
- расширить представления педагогов о различных методах исследовательской деятельности
- способствовать развитию интереса педагогов к опытно исследовательской деятельности
- формировать умение у педагогов использовать методы, приёмы опытно-исследовательской деятельности в образовательном процессе с детьми.
Ход деловой игры:
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре «Что? Как? Почему?»
Всем известно, что в ходе опытно — исследовательской деятельности дошкольники учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно — следственные связи, соблюдать правила безопасности.
Сегодня мы с вами поиграем, для этого разделимся на 3 команды, команда обсуждает вопрос все вместе, а отвечает – оратор – это человек, который будет давать ответы на вопросы. По номеру вопроса, каждый участник перемещается в другую команду по часовой стрелке, кроме оратора. Оценивать и следить за игрой будет жюри.
1 задание:
Какова роль педагога в детской проектной деятельности? Нужно прочитать понятие и вставить недостающие слова.
Чутко руководить и направлять замыслы ребёнка, дать возможность ребёнку самому сделать маленькое открытие, поделиться им со сверстниками, и получить от этого удовольствие и желание продолжать исследовать окружающий мир.
Участники команд под номером один переходят в соседнюю команду по часовой стрелке.
2 задание:
Назовите поэтапный алгоритм организации детского экспериментирования:
- Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
- Целепологание (что нужно сделать для решения проблемы).
- Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
- Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
- Анализ полученного результата.
- Формулирование выводов.
Участники команд под номером два переходят в соседнюю команду.
3 задание: «Говорят дети»
Нужно догадаться о ком или о чём идёт речь, говорят дети.
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по -разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах (ЛАБОРАТОРИЯ).
- Это такой прибор, в который смотрят что – то интересное, рассматривают. У нас в группе он тоже есть. Я люблю в него смотреть (МИКРОСКОП).
- Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают (ЭКСПЕРИМЕНТ).
Участники команд под номером три переходят в соседнюю команду.
4 задание:
Синквейн –это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
- строчка –это название темы
- строчка –это определение темы в двух прилагательных или причастиях
- строчка –это три глагола, показывающие действие в рамках темы
- строчка –фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
- строчка –завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Придумайте синквейн к словам ЭКСПЕРИМЕНТ, ЛАБОРАТОРИЯ, МИКРОСКОП.
Участники команд под номером четыре переходят в соседнюю команду.
5 задание:
Поставьте перед детьми проблему, которую необходимо разрешить, не давая подсказок, и не называя слова магнит и вода:
а) для подготовительной группы по теме «Магнит»
б) для второй младшей группы по теме «Вода»
Участники команд под номером пять переходят в соседнюю команду.
6 задание:
Блиц — вопросы для всех команд:
- Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является…? (Экспериментирование)
- Какие педагогические приемы способны вызвать интерес и желание к дальнейшему исследованию?» (удивление, сказочный сюжет, проблемные вопросы и ситуации, создание ситуации потребности в самовыражении, стремление помочь и научить, интрига, сюрпризный момент, внесение предмета с необычным эффектом или назначением).
- Что является объектом познания детей младшего возраста?
(Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы)
4. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
(Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры).
5. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
(Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации).
6. По характеру мыслительных операций эксперименты делятся на констатирующие, сравнительные и обобщающие. Что такое констатирующий эксперимент – это эксперимент, позволяющий…
(позволяющий увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление)
Итог: Вот и закончилась наша деловая игра, подводим итоги. Слово жюри. Спасибо за участие!
|