Воспитатель Средней группы Таушева К.С г.Когалым 2018 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "КОЛОКОЛЬЧИК"
Ключевая установка ФГОС ДО — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Познавательно –исследовательская деятельность – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
Главная наша задача – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия.
Одним из важных условий познавательно – исследовательской деятельности является правильная организация развивающей предметной среды.
Основной целью создания уголка познавательно-исследовательской деятельности является:
Обогащение опыта познавательно — исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления о мире, природе, различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
- Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Развивающие:
- Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы.
- Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления (дети учатся сравнивать, обобщать)
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
Предметно –развивающая среда создает условия для:
- Познавательного развития ребенка (возможности для экспериментирования, систематических наблюдений, к поиску ответов на вопросы ребенка).
- Эколого-эстетического развития ребенка (развития умения видеть красоту окружающей природы, разнообразие его красок)
- Формирование нравственных качеств ребенка (формирование желания и умения сохранить окружающий мир, природу, бережного отношения к природе).
- Формирование экологически грамотного поведения (Развитие навыков природопользования, экологически грамотного поведения в природе).
- Экологизация различных видов деятельности ребенка (самостоятельные игры с природным материалом, использование природного материала в непосредственной образовательной деятельности).
Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:
- Безопасность для жизни и здоровья детей.
- Соответствует возрасту воспитанников
- Наполненность.
- Доступность.
Уголок по познавательно – исследовательской деятельности разделен на центры:
С целью ознакомления детей с явлениями природы, развитию любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами создан
Центр «Уголок природы».
Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы отмечаем в календаре наблюдений, Календарь наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д.
Есть необходимый методический и дидактический материал:
Познавательные книги, энциклопедии,
Оформлены тематические альбомы; «Времена года», иллюстрации, дидактические пособия, «Дикие животные», «Домашние животные», насекомых, птиц, грибов, ягод, цветов.
Оформлен уголок для знакомства, изучения особенностей природы нашего края: Растения, птицы и животные обитающие в наших краях.
Для закрепления знаний детей собраны различные игры:
(Игры не только покупные, но и сами создаем такие, как «Кому нужны деревья», «Из чего сделан предмет». и т.д.).
И важный развивающий фактор познавательно – исследовательского уголка- это
ЦЕНТР ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Работа в уголке положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, создали лабораторию «Фиксиков», которая позволяет решать важные образовательные и воспитательные задачи:
- Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления.
- Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
- Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.
Компонент оборудования.
Центр по экспериментированию требует полного наполнения различными материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов.
- Природный материал: (песок, земля, камушки, глина, ракушки, мелки).
- Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель).
- Коллекции: семян различных растений: (гречка, фасоль, горох) бумаги, ракушек, камней.
- Утилизированный материал: (бумага, фольга, ткани, нитки, поролоновые губки..)
Проведение опытов предполагает и наличие:
- Приборы помощники: (маленькие зеркала, лупа, песочные часы, весы, магниты, подносы, стол с клеенкой, клеенчатые фартуки, нарукавники.)
- Медицинский материал (вата, пипетки, ватные палочки и т.д)
- Материалы для изучения свойств воздуха (воздушные шарики, мыльные пузыри).
Дидактический компонент:
Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог.
Здесь находятся познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту.
Чтобы получить результат необходимо соблюдать последовательность действий. С этой целью оставлены таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов и экспериментов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым, разные схемы, символы.
С целью воспитания безопасного поведения, умение организовать свое рабочее место, убирать за собой, расположены здесь правила в картинках.
В уголке есть наборы для игр с песком и водой:
- Дети в нашей группе очень любят игры- опыты с песком. Такие игры развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.
Исследовать воду (сделать вывод о том, что она жидкая, прозрачная, не имеет запах, не имеет вкуса. Какое огромное значение вода имеет для человека, животных, растений);
Опыты «Тонет-не тонет», игры «Быстрые кораблики», «Рыболовы».
Опыты и эксперименты со снегом, со льдом, Такие эксперименты знакомят детей со свойствами, развивают любознательность, мышление, умение сравнивать.
Опыты «Жидкое – твердое», «Лед и вода».
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Создание развивающей предметной среды по познавательно –исследовательской деятельности дает возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом.
Все центры в уголке познавательно –исследовательской деятельности действуют не изолированно, а наоборот взаимодополняют друг друга. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.
Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка.
Используемая методическая литература:
- Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Соответствует ФГОС. 2014
- Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Разработано в соответствии с ФГОС. 2014.
- Веракса Н.Е., А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников, соответствует ФГОС. 2014.
- Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — М.: Просвещение, 2009. — №6.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003.
|