Таушева Клариса Сагабетдиновна. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Воспитатель Средней группы Таушева К.С г.Когалым 2018 г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОГАЛЫМА "КОЛОКОЛЬЧИК"

Ключевая установка ФГОС ДО — поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.

Познавательно –исследовательская деятельность – это один из ведущих видов игровой деятельности дошкольника, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Главная наша задача – развить и поддержать в каждом ребёнке интерес к открытиям, новым знаниям, исследовательской деятельности и создать для этого все необходимые условия.

 

Одним из важных условий познавательно – исследовательской деятельности является правильная организация развивающей предметной среды.

Основной целью создания уголка познавательно-исследовательской деятельности является:

Обогащение опыта познавательно — исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста, развитие умений и навыков взаимодействия с различными объектами исследования.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления о мире, природе, различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
  • Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Развивающие:

  • Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через: наблюдения за объектами неживой природы.
  • Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления (дети учатся сравнивать, обобщать)

Воспитательные:

  • Воспитывать экологическую культуру у детей и бережное отношение к природе, окружающему миру.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

Предметно –развивающая среда создает условия для:

  1. Познавательного развития ребенка (возможности для экспериментирования, систематических наблюдений, к поиску ответов на вопросы ребенка).
  2. Эколого-эстетического развития ребенка (развития умения видеть красоту окружающей природы, разнообразие его красок)
  3. Формирование нравственных качеств ребенка (формирование желания и умения сохранить окружающий мир, природу, бережного отношения к природе).
  4. Формирование экологически грамотного поведения (Развитие навыков природопользования, экологически грамотного поведения в природе).
  5. Экологизация различных видов деятельности ребенка (самостоятельные игры с природным материалом, использование природного материала в непосредственной образовательной деятельности).

Основными требованиями, предъявляемыми к среде и к оборудованию уголка это:

  1. Безопасность для жизни и здоровья детей.
  2. Соответствует возрасту воспитанников
  3. Наполненность.
  4. Доступность.

Уголок по познавательно – исследовательской деятельности разделен на центры:

С целью ознакомления детей с явлениями природы, развитию любознательности в процессе наблюдений за реальными природными объектами создан

Центр «Уголок природы».

Для того, чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие в течение всех сезонов года, мы отмечаем в календаре наблюдений, Календарь наблюдений помогают закрепить у детей знания о явлениях природы, обобщить и сохранить информацию о приметах времен года, о состоянии погоды (температура воздуха, облачность, осадки, ветер), о днях недели и т. д.

Есть необходимый методический и дидактический материал:

Познавательные книги, энциклопедии,

Оформлены тематические альбомы; «Времена года», иллюстрации, дидактические пособия, «Дикие животные», «Домашние животные», насекомых, птиц, грибов, ягод, цветов.

Оформлен уголок для знакомства, изучения особенностей природы нашего края: Растения, птицы и животные обитающие в наших краях.

Для закрепления знаний детей собраны различные игры:

(Игры не только покупные, но и сами создаем такие, как «Кому нужны деревья», «Из чего сделан предмет». и т.д.).

И важный развивающий фактор познавательно – исследовательского уголка- это

ЦЕНТР ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Работа в уголке положительно влияют на эмоциональную сферу ребёнка, на развитие его творческих способностей, они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Понимая значение познавательной активности для личностного развития ребенка дошкольного возраста, создали лабораторию «Фиксиков», которая позволяет решать важные образовательные и воспитательные задачи:

  • Развивать активность, любознательность; развитие логики и мышления.
  • Формировать умение выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Компонент оборудования.

Центр по экспериментированию требует полного наполнения различными материалами и приборами для проведения простейших опытов и экспериментов.

  • Природный материал: (песок, земля, камушки, глина, ракушки, мелки).
  • Здесь должны быть красители (пищевые, гуашь, акварель).
  • Коллекции: семян различных растений: (гречка, фасоль, горох) бумаги, ракушек, камней.
  • Утилизированный материал: (бумага, фольга, ткани, нитки, поролоновые губки..)

Проведение опытов предполагает и наличие:

  • Приборы помощники: (маленькие зеркала, лупа, песочные часы, весы, магниты, подносы, стол с клеенкой, клеенчатые фартуки, нарукавники.)
  • Медицинский материал (вата, пипетки, ватные палочки и т.д)
  • Материалы для изучения свойств воздуха (воздушные шарики, мыльные пузыри).

Дидактический компонент:

Экспериментирование в средней группе обязательно должно быть поддержано учебным материалом и различными яркими плакатами, содержание которых поясняет педагог.

Здесь находятся познавательные книги и энциклопедии, подходящие для детей по возрасту.

Чтобы получить результат необходимо соблюдать последовательность действий. С этой целью оставлены таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов и экспериментов, которые дети могут проводить самостоятельно, а также совместно со взрослым, разные схемы, символы.

С целью воспитания безопасного поведения, умение организовать свое рабочее место, убирать за собой, расположены здесь правила в картинках.

В уголке есть наборы для игр с песком и водой:

  • Дети в нашей группе очень любят игры- опыты с песком. Такие игры развивают усидчивость, внимание, мелкую моторику. Дети могут трогать песок, пересыпать его из сосуда в сосуд, рассматривать через лупу, смешивать с водой или опускать его на дно банки с водой.

Исследовать воду (сделать вывод о том, что она жидкая, прозрачная, не имеет запах, не имеет вкуса. Какое огромное значение вода имеет для человека, животных, растений);

Опыты «Тонет-не тонет», игры «Быстрые кораблики», «Рыболовы».

Опыты и эксперименты со снегом, со льдом, Такие эксперименты знакомят детей со свойствами, развивают любознательность, мышление, умение сравнивать.

Опыты «Жидкое – твердое», «Лед и вода».

Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

Создание развивающей предметной среды по познавательно –исследовательской деятельности дает возможность для усовершенствования совместной деятельности педагога с детьми и детей друг с другом.

Все центры в уголке познавательно –исследовательской деятельности действуют не изолированно, а наоборот взаимодополняют друг друга. Дети не ограничены рамками одного аспекта исследования, а получают возможность более полной реализации познавательной активности.

Таким образом, мы создали благоприятные условия для реализации творческого потенциала ребенка.

Используемая методическая литература:

  • Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. Соответствует ФГОС. 2014
  • Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Разработано в соответствии с ФГОС. 2014.
  • Веракса Н.Е., А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников, соответствует ФГОС. 2014.
  • Абузярова Л.А. Предметно-развивающая среда ДОУ // Ребенок в детском саду. — М.: Просвещение, 2009. — №6.
  • Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. — М., 2003.
Просмотров: 664
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сабитова Алсу Шикуровна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Романова Татьяна Анатольевна. Конспект образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности (окружающий мир) Тема: Весна. «Музей природы»
  • Фролова Наталья Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Свойства воздуха и воды».
  • Еникеева Людмила Николаевна. Предметно-пространственная среда для развития познавательно — исследовательской деятельности дошкольника
  • Честных Елена Витальевна. Конспект НОД по Познавательному развитию. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с миром природы. Тема: «Путешествие в осень» — итоговое занятие по теме «Осень» в подготовительной к школе группе.
  • Апичина Елена Викторовна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Згурськая Е. А. Пучинина Л. Ю. Фролова Е.В. Чаусова О.А.. Развитие любознательности, познавательного интереса дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности
  • Чубрикова Татьяна Николаевна. «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Попаз Светлана Федоровна. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников средствами проектно-исследовательской деятельности.
  • Каширская Ольга Владимировна. Сообщение из опыта работы «Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности».
  • Филиппова Инна Петровна. Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста: «Выведение цыплят в домашних условиях»
  • Банщикова Марина Владимировна. Мастер-класс для педагогов «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ». Тема: «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»
  • Синкина Наталья Михайловна. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
  • Земскова Елена Михайловна. «Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Наше настроение».
  • Ноженко Елена Николаевна. Конспект НОД детей в подготовительной группе. Тема: «Развитие познавательно – исследовательской деятельности посредством проектного метода»
  • Овчинникова Елена Александровна. Конструкт совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 7-го года жизни «ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. «Рабочая программа по развитию познавательно-исследовательской деятельности для детей 6-7 лет», образовательная область «Познавательное развитие».
  • Бирюкова Мария Николаевна Иващенко Марина Ивановна. Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей младшей группы «Какой дом лучше?»
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Юденко Валентина Николаевна. КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
  • Бескровная Светлана Михайловна. Родительское собрание «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
  • Любовь Мартынова. Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию с использованием исследовательской деятельности в средней группе .
  • Мухтарулина Л. В. Конспект открытого занятия НОД, образовательной области «Познание»: развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Свойства бумаги»
  • Кабарина Людмила Ивановна. Конспект занятия по по познавательно – исследовательской деятельности «Живая вода» для детей младшей группы
  • Лисанова Елена Викторовна. Дидактических игр по познавательно-исследовательской деятельности (воздух, песок, вода, дерево, бумага, металл, магнит, увеличительное стекло)
  • Филина Наталья Александровна. Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Чудо-бумага (Ознакомление со свойствами бумаги)»
  • Мальцева Фируза Николаевна. Коллекционирование как метод познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь