Юденко Валентина Николаевна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 19 "Снежинка" комбинированного вида" города Северодвинска
Современные дети живут в эпоху глобальной информатизации и компьютеризации, в условиях быстро меняющейся жизни. Сегодня от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, быть активным, самому уметь добывать эти знания, оперировать ими, мыслить самостоятельно, перспективно и творчески.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности (п. 1.4. 7.). Познавательное развитие дошкольников, согласно данному стандарту, «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».
В дошкольном образовании проблема формирования и развития у дошкольников познавательной активности является одной из самых актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно лишь благодаря его активности и деятельности, что в свою очередь способствует формированию самостоятельности и инициативности. Познавательная активность имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем мире, она, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самодеятельность.
Образовательный процесс в детском саду ориентирован на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Этому направлению отводится особое значение, так как благодаря познанию развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, мышление и речь, обогащается сенсорный опыт, развиваются различные способности ребенка. В организации познавательной активности важным условием является создание такой «атмосферы» вокруг каждого ребенка, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило ему стать социально активным.
В настоящее время для эффективного развития познавательной активности дошкольников педагоги используют разнообразные направления, формы, методы и средства, например, такие как:
- экспериментирование
- проектная деятельность
- информационно-коммуникационные технологии
- элементы ТРИЗ-технологии
- коллекционирование.
Коллекционирование (от лат. collectio — собирание, сбор) – деятельность, в основе которой лежит собирание коллекции, то есть систематизированное собирание каких-либо объектов (как правило, однородных или объединенных общностью темы), представляющих научный, художественный, литературный интерес. Это одно из древнейших увлечений человека.
С.И. Ожегов в своем словаре дает следующее определение коллекционированию: «это деятельность, в основе чего лежит собирание, то есть систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов».
Посредством коллекционирования можно решать задачи развития, обучения и воспитания дошкольников по всем образовательным областям, определенным ФГОС ДО. Но основные задачи решаются в образовательной области «Познавательное развитие»:
- формирование умения наблюдать, сравнивать, систематизировать, классифицировать
- активизация познавательных процессов — восприятия, мышления, воображения, памяти
- обогащение знаний и представлений об окружающем мире
- развитие поисковой и исследовательской деятельности
- развитие познавательного интереса и познавательных действий.
Следует также отметить, что собирание коллекций положительно стимулирует и эмоциональное состояние детей, развивает их речевую активность, исследовательскую деятельность, обогащает способы ознакомления с окружающей действительностью. Кроме того, у дошкольников развиваются личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, настойчивость в преодолении трудностей.
В нашей группе к процессу коллекционирования приступили после проведенного игрового досугового мероприятия «Волшебные фантики». Для данного мероприятия нужно было собрать большое количество разных фантиков от конфет. К сбору привлекли и наших воспитанников. Детей это очень заинтересовало, они так увлеклись, что и после мероприятия приносили фантики не только от конфет и шоколадок. Так сбор фантиков превратился в настоящий процесс коллекционирования.
Данный процесс коллекционирования проходил поэтапно.
На I этапе провели с воспитанниками беседы о том, что такое коллекционирование и какие виды коллекций бывают. Выделили три вида коллекций:
- Коллективные — участвуют педагог и дети или педагог, дети и их родители.
- Индивидуальные — ребенок собирает коллекцию самостоятельно и, чаще всего, в коллекции имеются разнородные по назначению и применению предметы.
- Домашние — это коллекции, которые ребенок собирает дома при помощи родителей.
Далее, продолжая сбор фантиков для коллекции, вместе с родителями воспитанников искали информацию в энциклопедиях по истории возникновения фантиков, их назначения, внешнего вида и материала изготовления. Собранные фантики хранились в большом контейнере. Дети с удовольствием рассматривали фантики от конфет и шоколадок, все вместе обсуждали, чем фантики отличаются, какой им больше нравится, какие фантики принесли они, а какие они видят впервые. По вечерам смотрели презентации и видеоматериалы по истории создания фантиков, по технике изготовления фантиков.
На II этапе продолжили сбор фантиков. Большинство фантиков рассортировали, разложив по коробочкам, чтоб удобнее было их рассматривать, сравнивать. С фантиками, которых у нас накопилось очень много, придумывали игры в парах и коллективные, использовали фантики в сюжетно-ролевых играх и в счетной деятельности. В продуктивной деятельности: в рисовании сами придумывали дизайн фантиков, в аппликации использовали фантики в создании композиций. Даже придумали сочинять сказки и рассказы по фантикам.
На III заключительном этапе коллекция фантиков постоянно пополняется. Храним ее в специальных магнитных альбомах. Дети продолжают придумывать разные игры с фантиками. Активное участие в коллекционировании принимают и родители наших воспитанников. Провели для них следующие мероприятия:
- совместный семейный досуг «Новогодние хлопоты» (изготовление елочки из фантиков совместно с родителями)
- мастер – класс для детей и родителей «Аквариум» (из фантиков).
О своей коллекции воспитанники с удовольствием рассказывают и показывают содержимое детям из других групп детского сада.
Наряду с коллекцией фантиков у нас есть небольшая коллекция игрушек из киндер – сюрпризов, камешек и ракушек, которую начали собирать по инициативе детей и которую планируем пополнять и дальше.
В частых совместных беседах с детьми выяснили, что многие в семьях собирают свои коллекции, например, модели машинок, динозавров. С целью обмена опытом между семьями и развитию детской познавательной активности планируем в ближайшее время провести детскую конференцию, где дети могут рассказать о своей семейной коллекции.
В настоящий момент появились новые идеи для коллекционирования. В ходе очередного совместного обсуждения дети предложили собирать фигурки мышек. И вот уже у нас появились несколько предметов будущей коллекции. Общим мнением решили организовать место для них на подоконнике, попросить пап сделать для них домик, а какой именно дети сами придумают и нарисуют.
Подводя итог нашей деятельности по детскому коллекционированию отметим: данное общее дело оказывает положительное влияние на сплочение детского коллектива, дети с удовольствием вместе рассматривают предметы коллекции, совместно обсуждают новые идеи, составляют планы. Повысилась познавательная активность детей, они стремятся больше узнать об окружающей действительности. Замечательно, что двое неуверенных детей тоже приобщились к сбору коллекции и стали участниками совместных бесед. Большую помощь оказывают родители воспитанников, особенно после того, как видят детскую заинтересованность и повышенную познавательную активность детей к окружающему миру.
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. Процесс коллекционирования обеспечивает интеграцию различных видов деятельности и позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности дальнейшего обучения в школе.
|